КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса  
Банки
Кредиты
Вклады
Форекс и инвестиции
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
реклама

реклама

Поколение $


/ Фото: Евгений Ерчак,

Чтобы сделать 100 визитных карточек, ей нужна цинковая пластина, краска шарбонель, офортный станок и два дня времени. В цифровую эпоху ручная печать может показаться анахронизмом, а визитки по доллару за штуку – напрасной тратой денег. Эта девушка делает первое и продает второе.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Светлана открывает дверь в мастерскую. На полу, на столах, на стульях разбросана бумага, стоят банки с краской и лежат кисти. Творческий беспорядок навели студенты отделения графики Академии искусств. В центре помещения, как памятник Ленину на площади белорусского райцентра, господствует массивный офортный станок.
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BYИмя: Светлана Петушкова

Возраст: 22 года

Дело: ручная печать полиграфической продукции

Стартовый капитал: 45 долларов
 
- Графикой в Минске занимаются многие, - рисует ситуацию художница. - Но делать такие бытовые вещи, как визитки, в технике гравюры сообразила пока только я одна.
 
Краткая справка для тех, кто не связан со станковой графикой. Изображения в искусстве гравюры получаются в виде оттиска с печатной формы – пластиковой, деревянной или металлической пластины, на которой "выцарапан" рисунок. Светлана предпочитает технику офорта – гравировку по металлу.
 
Офорт, как и другие виды гравюры, учит терпению. Чего стоит одно только создание клише для печати. Для начала нужно до зеркального блеска отполировать цинковую пластину и с двух сторон покрыть ее офортным и битумным лаком. С помощью иголки на лаке процарапывается рисунок. После его контуры на металле протравит азотная кислота.
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Первый этап подготовки цинковой пластины - полировка до зеркального блеска
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BYФото: Евгений Ерчак, TUT.BYФото: Евгений Ерчак, TUT.BY
В состав офортного лака входит чернослив
Иголка - это кисть гравера
Пластина травится в кислоте

- Когда-то мой телефон упал в баночку с битумным лаком. Но это была настоящая Nokia, сделанная в Финляндии, поэтому я его помыла скипидаром, и он продолжил работать. А на следующий день телефон утонул в луже. Но битумный лак склеил размокшие "внутренности". Минус на минус дал плюс. Телефон прослужил мне верой и правдой еще пару лет.

Светлана показывает клише – рисунок дерева на цинковой пластине. С него мы и будем печатать. Она вбивает в металл офортную краску, а после стирает излишки обрывком страницы. Это студенты-графики нашли применение книге об основах радиационной безопасности.
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Протравленное клише в готовом виде
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Перед нанесением на клише краски нужно смешать...
...а потом стереть излишки
 
- Когда ты делаешь литографию, у тебя нет возможности самой печатать. Это, по сути, работа карандашом. Когда работаешь над офортом, не знаешь, что получится. Эскиз может быть одним, а результат совершенно другим. При печати можно применять разные хитрости: можно плеснуть скипидара, чтобы краска потекла, можно сделать несколько цветных пластин…
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Это литографские камни, каждый из которых стоит несколько тысяч долларов
Пластины для печати. Две металлические, одна - из оргстекла

Девушка становится к офортному станку. Чтобы сделать оттиск, цинковую пластину нужно покрыть листом бумаги (мы используем акварельную) и пропустить через пресс. Света широкими движениями крутит колесо, петли стонут, оттиск почти готов.
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Офортный станок только выглядит устрашающе, управляться с ним очень легко
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Оттиск, получившийся в результате печати
 
Офорт принес девушке первый заработок в 19 лет. Света хотела устроиться иллюстратором в издательство и отправилась с портфолио прямо в кабинет директора. Тот в работе отказал, но попросил показать офорты. Купил два, заплатив опешившей студентке 100 долларов.
 
- Он так смешно со мной торговался. Все спрашивал: "Точно не меньше?". Я отвечала: "Точно!". Похвалил меня за то, что я не снизила цену, и сказал, что иначе ничего бы не взял.
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Рисунок на этом клише - с рентген-снимка Светланы после перелома ноги

Сотня долларов приятно зеленела в кошельке, но мысль о том, что на офортах можно зарабатывать, пришла к Светлане не сразу. Но она, как и большинство студентов Академии искусств, нашла применение своему таланту: расписывала стены клуба "Граффити" и рисовала портреты на заказ.
 
- Портреты я не люблю, поэтому не расстраиваюсь, что заказов давно не было. Проблемы начинаются сразу после слов "Хочу, чтобы ты меня нарисовала". Девушке хочется большие глаза, длинные ресницы и пухлые губы, а мужчине - львиную гриву и волевой подбородок, хотя в жизни он пельмень с лысиной, - заразительно хихикает Светлана.

Гравюры у нее получаются лучше, чем рисунки.  Девушка раскладывает перед нами несколько клише для экслибрисов – книжных знаков, которые владельцы наклеивают на экземпляры из своей библиотеки. Предсказуемо, но мы и тут просим сделать оттиск.
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Два клише для экслибриса и клише для офорта
 
- Не помню, как пришли первые заказы на визитки и другую, как выражаются специалисты, полиграфическую продукцию. Мои друзья рассказали своим друзьям, а те передали дальше. Начали звонить клиенты, но денег мне это не принесло. Свои первые визитки и приглашения я все равно делала бесплатно. Решила, что для начала нужна реклама, - Светлана излагает бизнес-стратегию и накатывает валиком типографскую краску на клише. - Партия визиток стоила 20 долларов. Это окупало только расходы на материалы.
 
"Расходники" требуют отдельного абзаца. Во-первых, их можно купить только за границей, пусть "заграница" - это родной для белорусов Вильнюс. Во-вторых, цинковая пластина формата А4 стоит 15 долларов, краска шарбонель - 15 долларов за тюбик, как и офортный лак. Только материалы для работы "потянут" на 50 долларов, поэтому девушка предупреждает клиентов, что ее продукция стоит дороже цифровой или офсетной печати.
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Один тюбик краски шарбонель стоит от 15 евро
 
- Клише формата А4 я делаю за 150 долларов, - переходит к расценкам собеседница. - Небольшое клише для визиток - за 20 долларов. Каждый оттиск стоит еще доллар. Не думаю, что это большие деньги за эксклюзивную продукцию, которую в Минске больше нигде не найти.
 
Возвращаемся к экслибрису. Света проходится валиком по выпуклым контурам рисунка. А дальше происходит неожиданное. Она накрывает его листом бумаги и начинает нажимать на нее… чайной ложкой.
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
При высокой печати краска наносится на выпуклые места клише
Светлана "печатает" чайной ложкой
 

- Станок старый и не настроенный, поэтому приходится использовать подручные средства, - объясняет девушка, увидев наши удивленные лица.
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Этот оттиск сделан ложкой

Делать визитки и приглашения вручную - это не то же самое, что хлеб продавать. Продукция специфическая и нужна не всем. Личный бюджет Светланы всецело зависит от заказов, поэтому когда их нет, приходится, как в сказке, скрести по сусекам. Если годовой доход девушки разделить на 12, получится около 3 миллионов в месяц. Это условная сумма чуть-чуть не дотягивает до средней зарплаты по стране. Зато в работе есть плюс, который ценят свободные художники: не нужно сидеть в офисе с девяти до шести.

- Вчера заказчик попросил продать офорт за 130 долларов и три гравюры по 70 долларов. Я знаю, что этот человек перекупщик. Он продаст их за другие деньги за границей, но меня это уже не касается, - кроме заказной продукции, Светлана продает и готовые работы. – Если честно, я не хочу знать, за сколько работы продадут за границей, потому что разница, должно быть, очень большая.

Как все журналисты, не могу уйти, не спросив о творческих планах. Но вместо рассказа о больших перспективах ручной печати Светлана пожимает плечами. Она считает, что ждать результата можно только от той работы, которую ты любишь. Но с прибылью все не так однозначно.

- Когда я приду во взрослую жизнь, где нужно зарабатывать, я не знаю, чем буду заниматься. Не верю, что ручная печать может принести мне реальную прибыль. Но пока это катит, я это делаю, - объясняет Светлана, подписывая визитки на прощание. 
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Визитки специально сделаны так, чтобы их можно было подписывать вручную
Готово!
 
Светлана Петушкова не верит в искусство ради искусства и знает, что человеку нужно есть каждый день. Сейчас любимое дело позволяет зарабатывать, как будет потом – покажет рынок. Такие слова привычно слышать от экономистов, но художники тоже знают, что такое деньги.