реклама

Эксклюзив


/

Каждый электронный компостер из числа тех, что установили в минском транспорте, обошелся бюджету города в 7,2 миллиона рублей. Эта цифра стала известна после объявления результатов тендера. Между тем многие белорусы усомнились, что устройство для пробивания талончиков может стоить так дорого, и усмотрели в торгах коррупционные схемы. FINANCE.TUT.BY попытался разобраться в реальной цене вопроса.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

25 февраля "Минсктранс" на сайте госзакупок объявил о проведении очередного аукциона. Предприятие решило дополнительно приобрести 1730 электронных компостеров. После рассмотрения первых предложений заказчик установил стартовую цену лота в 12,5 миллиарда рублей.
 
Стоит отметить, что в первоначальном проекте этих затрат не предполагалось. На дополнительные расходы перевозчика заставили пойти жалобы минчан, мол, двух компостеров на автобус мало. По просьбам пассажиров "Минсктранс" решил купить и установить дополнительное оборудование.

 

В торгах приняли участие две компании: СП ЗАО "Международный деловой альянс" (IBA) и ООО "НИИЭВМсервис", входящие в группу компаний IBA.
 
- Фактически в тендере участвовали дочерняя и материнская компании, что заставляет задуматься о качестве тендерной процедуры, - считает экономист Владимир Ковалкин.
 
Но в самом "Международном деловом альянсе" утверждают, что компании связывают лишь партнерские отношения, которые предполагают раздельную бухгалтерию.

- "НИИЭВМсервис" является одним из учредителей "Международного делового альянса" с 2% уставного капитала. Это не является преобладающим участием в уставном фонде, а значит, и IBA не является дочерним предприятием "НИИЭВМсервис". Согласно закону, такого рода партнерские отношения не могут стать препятствием для участия обеих компаний в тендере, - говорит начальник отдела корпоративного имиджа и маркетинга IBA Инна Игонтова. 
 
Получается, что на аукционе по закупке электронных компостеров компании представляли лишь свои интересы. Но есть и другое объяснение появлению вместе дружественных конкурентов. По правилам тендера он может состояться только при участии в торгах нескольких организаций. К слову, по этой причине не состоялись торги с тем же лотом, объявленные 28 января.

 

Эксперт Владимир Ковалкин считает, что причиной отсутствия особой конкуренции стали условия проведения торгов. В тендерной документации были четко прописаны требования к программному обеспечению электронных компостеров. Оно должно было быть совместимо с тем, что ранее уже разработала компания IBA, основной интегратор всей автоматизированной системы оплаты проезда в пассажирском транспорте Минска. И это в некой степени ограничивало потенциальных участников.
 
Конечно, можно было предложить и аналог софта. Но на его разработку нужно время, которое на данном аукционе было ограничено. Тендер был объявлен 25 февраля, торги прошли 14 марта, а поставить оборудование нужно до 30 мая.
 
В итоге на торгах победил "Международный деловой альянс". Он предложил "Минсктрансу" 1730 польских компостеров со своим программным обеспечением за 12 466 380 000 рублей. Путем несложных математических действий получается, что один компостер стоит 7 206 000 рублей. По курсу на 14 марта – дату проведения торгов – это 734 доллара за компостер. Но, учитывая, что оплата будет произведена только в середине июня, валютная стоимость оборудования немного снизится.
 
Еще один момент – в тендерной документации указана цена с НДС. За вычетом налогов компостер стоит чуть более 6 миллионов рублей.

 

"Дырокол по цене ноутбука впечатляет..."
 - писали пользователи TUT.BY на форуме портала.
 
Другие с уверенностью отмечали, что "Стоимость этого <…> прибора от силы 10 у.е. с установкой. Если заказать из Китая напрямую, по вашим схемам и эскизам его изготовят, и он обойдется в 5-7 долларов с доставкой".
 
Но в компании IBA говорят, что оборудование, нужное "Минсктрансу" (в которых есть лишь одна функция – погашение билетов), сегодня мало кто производит. В ближайшем окружении были найдены лишь чешская Mikroelektronika и польская R&G Plus. Именно последними и оборудованы наши автобусы, троллейбусы и трамваи.
 
- Мы искали альтернативу компостеру R&G и Mikroelektronika. Но у других производителей оборудование такого типа, как правило, имеет дополнительные функции, в которых "Минсктранс" не видит необходимости. А чешские электронные устройства стоят дороже польских, - объясняет директор технического отделения IBA Вадим Смотряев– Наша компания рассматривала и возможность самостоятельно разработать компостер. Но потом мы посмотрели, что это будет не очень выгодно, и посчитали это направление для себя не очень перспективным.
 
В компании, выигравшей аукцион, говорят, что ориентировочная заводская стоимость электронных компостеров модели KRG-6K от R&G Plus – 525 долларов. После установки белорусского программного обеспечения устройство стоит уже 610 долларов.
 
- Компостер – это по сути простой принтер. Но он предназначен для работы в тяжелых условиях на транспортном средстве. Кроме того, устройство связано с бортовым компьютером. И оно должно печатать строго определенную информацию. Для обеспечения этой функциональной возможности необходимо специальное совместимое программное обеспечение, - говорит о технических деталях руководитель проекта отделения корпоративных решений IBA Сергей Поповский.

Тем не менее, в интернете была растиражирована ссылка на польский сайт, где аналогичный польский компостер без софта предлагается приобрести за 300-350 злотых (100-115 долларов). Но производитель эту информацию опровергает.

В интернете продают компостеры, установленные в Минске, за
В интернете продают компостеры, установленные в Минске, за 100-115 долларов
 
- Там, где наши компостеры продаются по 100 долларов, - это сайт польской онлайн-игры с вымышленными ценами. И если кто-то готов поставить нам наше оборудование по такой цене, мы с удовольствием готовы купить у них до 5 тысяч устройств, - пояснил FINANCE.TUT.BY представитель компании R&G Plus Веслав Белинский- Цен на наши устройства нет в открытом доступе, поскольку это коммерческая тайна. Но могу сказать, что реально компостер стоит в несколько раз дороже 100 долларов.
 
Веслав Белинский сказал, что озвученная IBA стоимость минских компостеров в 1600 злотых (525 долларов) близка к истине. По словам поляка, основу цены составляет дорогая электроника.
 
R&G Plus не только производит оборудование, но в разных странах выступает и интегратором проектов по внедрению автоматизированных систем на транспорте. Компания рассматривала и возможность работы в Минске, но отказалась из-за юридических проблем. Сегодня поляки думают об открытии в Беларуси совместного сервисного предприятия. Гарантийный срок электронных компостеров – 2 года.

 

По словам представителей IBA, ориентировочная стоимость проекта в белорусской столице - около 11 миллионов долларов. Кроме этого, "Минсктрансу" пришлось дополнительно потратиться на работы по запуску и интеграции системы. Иностранные компании предлагали внедрить в Минске свои решения как минимум за 20 миллионов долларов.
 
- Могу сказать, что минский проект не очень дорогой. Например, мы сейчас разрабатываем подобную систему для Астаны. Ее расчетная стоимость – примерно 20,7 миллиона долларов. Больших денег стоит установка проводки и связи с транспортом, - открывает цифры представитель компании R&G Plus Веслав Белинский. – В Минске система реализована на мировом уровне. Наша компания сейчас думает использовать разработки белорусских коллег в наших проектах в Польше, Чехии, Словакии и Литве.
 
Удешевить минский проект во многом помогло импортозамещение. В нашей системе около 70% оборудования разработано и произведено в Беларуси. В частности, валидаторы (устройства для считывания информации со смарт-карт) – дело рук специалистов IBA. Их стоимость в компании не раскрывают. Говорят лишь, что эти устройства дешевле компостеров. Нельзя узнать их цену и на сайте госзакупок. Недавний аукцион по их приобретению признан несостоявшимся из-за недостаточного количества участников.

Проезной, Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
 
- Такие проекты нигде в мире дешевыми не бывают. Все дело в том, что в разных странах системы отличаются. И даже те компании, которые работают в этой сфере, для разных стран создают свои отдельные разработки. Невозможно прийти в Минск с наработками из Лондона, Бангкока или Москвы, - рассказывает директор по развитию московского офиса компании NXP Виктор Сестреватовский.
 
Ранее в Минске было закуплено более 20 тысяч устройств для работы системы: более 14 тысяч валидаторов, 6 тысяч компостеров, 2,5 тысячи бортовых устройств, около 400 терминалов для контролеров.
 
- Мировой опыт такой, что у системного интегратора есть одно и то же оборудование, но программное обеспечение может кардинально отличаться. Как правило, оно создается местными компаниями. Это делается для того, чтобы в случае поломки или необходимости обновления системы не нужно было обращаться к иностранным компаниям. Ведь в таком случае идет потеря управляемости системой, - объясняет Виктор Сестреватовский.
 
Опыт NXP использовался и в Минске. Компания является разработчиком бесконтактных смарт-карт "Mifare". Они используются более чем в 75% транспортных систем во всем мире. Технология и высокий уровень безопасности позволяют использовать их как электронный кошелек. В будущем дополнительный сервис планируется ввести и в Минске. Функции заложены в систему, но пока не активизированы.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 
Специалисты компаний R&G Plus и NXP говорят о том, что окупаемость проектов по внедрению автоматизированной системы оплаты на транспорте в мире занимает около 3-5 лет. Но здесь все зависит от стоимости проезда.
 
- Основная экономия получится из-за того, что в транспорте больше не будет кондукторов, которым нужно платить зарплату. Еще в Минске очень большая нагрузка на общественный транспорт. Если все будут оплачивать проезд, то деньги вернутся быстрее. Но здесь все зависит от тарифа, который установлен. В Беларуси проезд сегодня стоит очень дешево, - считает представитель компании R&G Plus Веслав Белинский.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY