КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса  
Банки
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
реклама

реклама

Публичный счет


Женатый горожанин с хорошим образованием, старше 25 лет, со стабильной работой и высоким социальным положением. Такой портрет активного пользователя финансовыми услугами в Беларуси можно составить по итогам исследования, которое презентовал сегодня Нацбанк.

"Оценка и анализ доступа населения к финансам в Республике Беларусь" — это совместный проект Национального банка и Альянса за финансовую доступность. Сотрудники Института социологии НАН Беларуси провели исследование в сентябре 2015 года. В опросе приняли участие 2500 человек старше 18 лет. Это уже второе подобное исследование (первое проводилось в 2012 году).

Согласно результатам опроса, большинство белорусов являются потребителями лишь базовых финансовых услуг. Только около 40% населения — это активные пользователи банковских и страховых продуктов.

Общий индекс финансовой доступности для граждан в 2015 году составил 90,3% (три года назад было 85,8%). Но есть и те, кто вообще не пользуется финансовыми услугами: это 9,7% белорусов (в 2012-м — 14,2%). А каждый пятый использует только базовый уровень — 1−2 услуги. Этот показатель сократился за три года на 16 процентных пунктов: с 38,6% до 22,6%.

Наиболее распространенные среди населения финансовые услуги — текущий банковский счет и дебетовая карта. Ими пользуются больше 85% граждан (в 2012-м этот показатель был равен 50%).

Также наши граждане любят использовать интернет-банкинг и активно страхуют свои автомобили.

Менее популярны: акции и автокредиты, займы кредитных кооперативов, кредиты на образование и на сельскохозяйственные нужды, депозитные сертификаты, экспресс-кредиты, ипотека.

При этом больше всего жители страны охвачены расчетно-кассовыми услугами — 85% (в 2012-м — 69,5%). Далее идут услуги страхования — 55%, что почти на том же уровне, что и три года назад. В основном люди страхуют не только авто, но и другую собственность.

На третьем месте — кредитные услуги. Ими пользуется примерно каждый четвертый белорус. Причем в 2012 году это были 18% населения, а теперь 24,6%. Среди услуг кредитования лидируют кредиты на потребительские нужды (54,1%). Второй по популярности — кредит на ремонт жилого помещения.

Но белорусы достаточно активно и сберегают свои средства. Для этого наше население чаще всего пользуется сберегательными счетами (66,1%) и срочными депозитами (25,1%). Как пояснили работники Института социологии, это значит, что в основном люди хранят деньги на долгосрочных вкладах в банках, а также используют сберегательные карты и краткосрочные депозиты. Акции и иные инструменты сбережения и инвестирования у белорусов не в почете.

Во время исследования специалисты заметили зависимость уровня использования финансовых продуктов и услуг от социально-демографических характеристик респондентов.

"Мужчины, как правило, пользуются большим количеством услуг. Это, скорее всего, связано с тем, что мужчины чаще всего и принимают финансовые решения в семье, — прокомментировала заведующая сектором методики и практики прикладных исследований Института социологии НАН Светлана Кройтор. — Большей активностью в финансах отличаются также люди, у которых есть жена (муж), в отличие от холостых, вдовцов и разведенных". Кроме того, чаще используют финуслуги те, у кого выше доход.

К услугам банков и страховщиков наиболее прохладно относятся люди в возрасте до 25 и старше 66 лет, с низким уровнем образования, невысоким социальным положением, проживающие в сельской местности, не имеющие постоянной работы и стабильного дохода.