реклама

Публичный счет


Белорусы в целом положительно относятся к предпринимателям. При этом больше всего тех, кто поддерживает ИП, — в Гомельской области, а меньше всего — в Минске. Об этом свидетельствуют данные опроса специалистов Института социологии Национальной академии наук. Последний раз мнение белорусов на эту тему эксперты узнавали два года назад.

Фото: Владислав Кулецкий, TUT.BY
Фото: Владислав Кулецкий, TUT.BY

«В белорусском обществе на сегодняшний день общественное мнение характеризуется позитивным отношением к предпринимателям: положительно к данной социальной группе относятся 36,6%, нейтрально — 36%, отрицательное отношение присуще только 9,8%, затруднились ответить 17,6%», — отмечают авторы опроса, который провели в 2014 году.

Если смотреть по возрастным группам, то больше всего тех, кто положительно относится к предпринимателям, — в возрасте от 30 до 39 лет (44,3%). Примечательно, что эта же группа лидирует по числу тех, у кого ИП вызывают однозначно отрицательное отношение (13,6%). Возрастная группа от 16 до 29 лет лидирует по количеству опрошенных, которые «нейтрально» воспринимают индивидуальных предпринимателей.

Как белорусы относятся к предпринимателям, в %

Варианты ответов

В целом по выборке

Возрастные группы

16−29

30−39

40−49

50−59

От 60

Положительно

36,6

32,3

36,8

44,3

38,5

33,6

Нейтрально

36

41

32,7

32,5

36,8

34,6

Отрицательно

9,8

8,5

13,6

8,5

9,6

9,3

Затрудняюсь ответить

17,6

18,2

16,9

14,6

15,1

22,5

Авторы опроса акцентируют внимание, что имеются и региональные различия в общественном мнении о предпринимателях. Наиболее положительно к предпринимателям относится население Гомельской (51%), Брестской (49,8%), Могилевской (37,8%) и Гродненской (35,3%) областей. «Среди сельского населения большая численность, чем среди городского населения, положительно относится к предпринимателям, — отмечают исследователи. — В Минске и Минской области, где сосредоточено более ½ предпринимательского сектора, меньше всего численность населения, «положительно» относящаяся к предпринимателям. Это может объясняться и тем, что при такой концентрации предпринимателей население сталкивается и с представителями «псевдопредпринимательства».

Среди сельских жителей тех, кто положительно относится к ИП, больше, чем среди городских — 39,4% против 35,6% в пользу первых. Отрицательно предпринимателей воспринимают 10% горожан и 9,2% сельчан.

Заниматься предпринимательством стремится в основном молодежь (16−29 лет) — около 40% опрошенных, а также средняя возрастная группа (30−39 лет) — около 30%, говорят в Институте социологии НАН. «Чем старше возрастная группа, тем меньше ориентация на занятость в сфере предпринимательства: среди респондентов 40−49 лет — около 20%, среди возрастных групп 50−59 лет и 60 лет и старше — около 11%», — сообщается в исследовании. К слову, данные о том, в каком возрасте белорусы активнее всего хотят заниматься ИП, собраны на основании опросов за 2007 и 2014 годы.

В Институте социологии отмечают, что за 7 лет, то есть промежуток между двумя опросами, «в общественном мнении о предпринимателях произошли определенные изменения». «В 2007 году считали, что „предприниматели способствуют развитию экономики, конкуренции, международных связей“ 83,8% населения, в 2014 году — уже 86,7%. — говорится в исследовании. — В целом у белорусского населения сформировано устойчивое позитивное представление о роли предпринимательского сектора в экономике Беларуси, стоящего на пути развития экономики, конкуренции, международных связей, создания рабочих мест и предприятий, выплачивающего налоги и участвующего в формировании бюджета страны».

При этом белорусы неоднозначно оценивают бизнес-среду, которая сложилась в стране. Положительно о бизнес-среде отзываются 37,8% опрошенных, еще 34,9% — отрицательно, остальные затруднились ответить. Среди наиболее существенных проблем, которые препятствуют развитию малого и среднего бизнеса, белорусы называют недостаточность капитала и собственных оборотных средств, сложность системы налогообложения и отчетности, высокую арендную ставку.

Чтобы сделать бизнес-среду более благоприятной, по мнению опрошенных, нужно обеспечить легкость открытия бизнеса, правовую стабильность и прозрачность, устранить избыточные и неоправданные вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов.

Читайте также:

Две трети против. Что белорусы думают про повышение пенсионного возраста