реклама

Эксклюзив


/

Еще пару лет назад было сложно представить, что в Беларуси всерьез будут обсуждать возможность повышения пенсионного возраста. Долгое время власти позиционировали этот вопрос как не соответствующий нашей социальной политике. Но сейчас риторика чиновников всех уровней изменилась: то, что работать в будущем мы будем дольше, уже не кажется невозможным. FINANCE.TUT.BY разбирался, поможет ли этот шаг и что еще нужно сделать для обеспечения достойной старости в будущем.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Кому на пенсии жить хорошо? Сколько платят белорусским чиновникам на заслуженном отдыхе

Если ничего не менять, на пенсии не будет хватать денег уже к 2020 году

В пенсионных проблемах Беларусь не уникальна: население стареет по всему миру. «Продолжительность жизни растет в результате улучшения медицинского обеспечения, создания комфортных условий работы и более внимательного отношения самих граждан к собственному здоровью», — говорят эксперты Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC), подготовившие доклад «Пенсионная система Беларуси: текущее состояние и необходимость реформ».

Сейчас в мире доля людей старше 65 лет составляет 9%. И эта цифра будет увеличиваться, особенно в развивающихся странах. На примере Беларуси это выглядит так: сейчас на 10 работающих приходится 4 пенсионера, через 20 лет этих пенсионеров будет уже 6. Еще одна проблема: все больше белорусов начинают жить в городах. А это значит, что будущие пенсионеры не имеют подспорья к пенсии в виде урожая с собственного огорода.

Сейчас на выплату пенсий Беларусь расходует около 10% ВВП. Что соответствует уровню многих европейских государств (Польша, Германия, Эстония, Португалия). Вместе с тем в ряде стран СНГ расходы на выплату пенсий не превышают 5% от ВВП. Но к 2050 году эта цифра в нашей стране может вырасти в два раза.

Готова ли к этому неизбежному демографическому сценарию наша распределительная пенсионная система? «Мы подсчитали, что будет, если ничего не менять, — озвучивает расчеты эксперт Beroc Катерина Борнукова. — Оказалось, что дефицит пенсионного фонда, который у нас и так уже есть, к 2020 году достигнет 2% от ВВП. Это критическое значение. Дальше ситуация будет только хуже, к 2050 году дефицит достигнет 9%». Если говорить просто, на пенсионные выплаты денег просто не будет хватать.

В мировой практике есть рецепты, которые способны снизить нагрузку на пенсионный фонд. Но их не так много. Возможны три варианта: повысить пенсионный возраст, увеличить взносы в Фонд социальной защиты населения или снизить существующие выплаты пенсионерам.

По мнению экспертов, два последних варианта нам не подходят. Взносы в ФСЗН и так достаточно высоки для развивающейся экономики (это покажет любой опрос бизнес-сообщества), а понижать пенсии просто некуда, считают эксперты. Например, в 2004 — 2014 годах коэффициент замещения (соотношение средней пенсии к средней зарплате) колебался в районе 43−50%. Что считается удовлетворительным результатом. Однако постепенно этот коэффициент начал снижаться и сейчас составляет уже 40%.

Сразу на 5 лет пенсионный возраст никто повышать не будет

Очевидно, что единственным доступным шагом в сложившейся ситуации является повышение пенсионного возраста.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

«Нет в сегодняшней реальности никаких оснований для того, чтобы женщины выходили на пенсию раньше мужчин, — уверена Катерина Борнукова и приводит в подтверждение цифры: средняя продолжительность жизни женщин в нашей стане на 10 лет больше, чем у мужчин, но при этом они выходят на пенсию на 5 лет раньше, а многие из них все равно продолжают работать, что естественно, потому что они чувствуют в себе силы для этого».

По статистике, в нашей стране продолжает трудиться каждый четвертый пенсионер. И по-прежнему среди работающих пенсионеров женщин в два раза больше, чем мужчин: 438,4 тысячи против 212,8 тысячи.

«Поэтому первый шаг, который кажется наиболее естественным, — поднять пенсионный возраст для женщин на 5 лет, а потом постепенно увеличивать его для обоих полов до 65», — делает вывод эксперт.

Даже если посмотреть на опыт стран Западной и Восточной Европы, а также СНГ, можно увидеть, что только в России пенсионный возраст сохраняется на столь низком уровне, как в Беларуси.

Когда выходят на пенсию в разных странах
Страна Пенсионный возраст
Австралия, Германия, Израиль, Норвегия 67

Австрия, Бельгия, Франция, Швеция, Япония, Испания, Греция

65
Италия, Польша 60/65
Великобритания 68
Эстония 60,5/63
Литва 60/62,5
Латвия 62
Россия, Беларусь 55/60
Армения 63

При этом Катерина Борнукова подчеркивает, что если решение о повышении пенсионного возраста будет принято, это не значит, что его сразу поднимут на 5 лет. «Это делается постепенно: по полгода прибавляют каждый год. Например, в 2017 году поднимут пенсионный возраст для женщин до 55,5 лет, в 2018 — до 56 и так далее, — объясняет эксперт. — Это делается для того, чтобы ни один человек не попал в волну увеличения пенсионного порога сразу на 5 лет».

Игра с настройками нынешней пенсионной системы проблему достойной старости не решит

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

По подсчетам экспертов, повышение пенсионного возраста даст возможность снизить дефицит пенсионного фонда до 1% от ВВП к 2035 году. Но от демографических проблем это не избавит, и в будущем дисбалансы снова вернутся. «Играя с настройками существующей пенсионной системы, всех ее проблем не решить, — говорит Катерина Борнукова. — Нужна более структурная реформа, которая подразумевает переход на накопительную систему». При этом нужно понимать, что в любом случае момент перехода может быть болезненным и займет много времени.

«Прежде всего для формирования персональных накоплений нужно обеспечить макроэкономическую стабильность в долгосрочном периоде и развитость финансового рынка, — подчеркивает эксперт. — Поэтому, чтобы сделать переходный период как можно более безболезненным, нужно уже сейчас объяснять гражданам, что они могут сделать сейчас, чтобы обеспечить себе старость и стимулировать участие в существующих накопительных системах с помощью льгот как для работников, так и для нанимателей».

Как за 20 лет накопить пенсию в 500 долларов, или Почему белорусы неактивно откладывают на старость

Мировой опыт: реформы не касались того, кто уже вышел на пенсию

Мы посмотрели на примере нескольких стран, какими могут быть опыты реформ в пенсионной сфере.

Первой страной на постсоветском пространстве, где была проведена пенсионная реформа, был Казахстан. В 1997 году здесь был создан Государственный накопительный пенсионный фонд, к которому потом присоединились частные.

Те, кто уже вышел на пенсию, получали выплаты по старым правилам. Параллельно работающие граждане отчисляли в пенсионные фонды 10% от своих зарплат. Фонд, где делать накопления, каждый выбирал сам. Если фонд не был выбран, то открывался счет в Государственном пенсионном фонде. За счет государственных средств выплачивалась также фиксированная базовая пенсия, которая не зависела ни от размера дохода, ни от стажа.

фото с сайта meta.kz
фото с сайта meta.kz

В 2013 году все частные фонды упразднили и передали Единому национальному пенсионному фонду. Кроме того, работодателей обязали перечислять по 5% от зарплаты работников на их пенсионные счета. К 2017 году предполагается, что базовая пенсия будет зависеть от стажа.

Опыт соседей: 530 долларов на старость, или Как в России накапливают негосударственную пенсию

В Швеции общественная пенсионная система состоит из трех уровней. Первый — трудовые пенсии, на которые наниматели отчисляют 16% от зарплаты. Эти деньги идут на выплаты нынешним пенсионерам по принципу солидарной системы.

Второй уровень — премиальная пенсия, которая зависит от количества отработанных лет и размера заработка. Каждый работник отчисляет 2,5% от своего заработка на счета в одном из частных пенсионных фондов (всего их около 700). Таких счетов можно открыть максимум 5, но средства свободно можно переводить из одного фонда в другой. Если человек не определился с фондом, его средства перечисляются в Фонд премиальных сбережений. После выхода на пенсию гражданин может забрать все деньги сразу или получать их частями согласно своему страховому плану. Бедным гражданам, достигшим 65 лет, выплачивается базовая пенсия от государства (при условии, что резидентом Швеции они были 40 лет и больше).

Третий уровень — добровольные системы страхования, где существуют различные планы накоплений.

В Чили с 1981 года функционирует система частных индивидуальных пенсионных накоплений. Каждый, кто только начинал работать, должен был перечислять в такие фонды 10% от своей зарплаты. Тем, кто уже работал, предложили выбрать: остаться в государственной системе или уйти к частникам. Но переход можно было сделать только один раз. В итоге 90% граждан перешли в систему частных пенсионных накоплений. Примечательно, что если средства гражданина в фонде заканчивались или уровень его пенсии был ниже допустимого, он получал от государства пожизненную базовую пенсию. За счет средств пенсионных фондов формировались инвестиционные портфели, а доходность самих фондов регулировалась.

Нужно понимать, что высокая доходность фондов (около 10%) совпала с бурным ростом экономики государства. А из-за высокой конкуренции между фондами индивидуальные пенсии иногда оказывались ниже государственных.

Читайте также:

Сколько нужно работать, чтобы не остаться без пенсии. Простые вопросы и ответы TUT