Публичный счет


/

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения Налогового кодекса, которые касаются запрета на использование упрощенной налоговой системы (УСН) интернет-магазинами и сайтами, размещающими информацию об интернет-магазинах. А 1 февраля Министерство по налогам и сборам разослало письмо № 2−3−16/233 «О применении отдельных положений по налогу при упрощенной системе», поясняющее, как этот запрет будет действовать.

FINANCE.TUT.BY разбирался в основных нюансах новшества.

Что случилось?

С начала года организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазин, а также оказывающие услуги по размещению на интернет-ресурсах информации о белорусских интернет-магазинах, не вправе применять УСН. Напомним, «упрощенка» подразумевает налоговую нагрузку в размере 5% (без НДС) или 3% (при уплате НДС).

Как ранее объясняла Элла Селицкая, «у таких структур отсутствуют затраты, необходимые для стационарной торговли, связанные с приобретением (содержанием) недвижимости, специального оборудования и поддержанием инфраструктуры, а также есть возможность серьезно экономить на персонале», а потому существовавшую налоговую нагрузку для них посчитали необоснованно низкой.

Кого именно касаются изменения?

В первую очередь речь идет об интернет-магазинах, включенных в Торговый реестр. Интернет-магазином считается информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта.

Но под действие документа попадают и владельцы некоторых сайтов, интернет-магазинами не являющихся. Как сказано в письме МНС, это «организации и ИП, оказывающие (предоставляющие) субъектам торговли посредством информационного ресурса в глобальной компьютерной сети Интернет услуги (права), связанные с размещением на информационном ресурсе информации о продаже товаров субъектом торговли и (или) субъекте торговли, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина, зарегистрированного субъектом торговли в Торговом реестре, и (или) адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин». Установленный запрет на применение УСН действует независимо от формы размещения информации о продаже товаров (баннерная реклама, рекламные статьи и др.).

Приведем простые примеры таких ситуаций:

  • сайт рекламирует исключительно стационарные торговые объекты, организации или предпринимателей, оказывающих услуги, иностранные интернет-магазины, сайты, не являющиеся интернет-магазинами, и любые другие объекты, за исключением интернет-магазинов, включенных в Торговый реестр. Владелец такого сайта может применять УСН;
  • сайт разместил рекламу белорусского интернет-магазина. Владелец такой площадки права использовать «упрощенку» не имеет;
  • владелец сайта передал свой информационный ресурс по лицензионному договору рекламному агентству, которое размещает на нем рекламу белорусских интернет-магазинов и получает от агентства вознаграждение за использование этого сайта. В соответствии с письмом МНС на организации и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих право размещать на интернет-сайте информацию об интернет-магазинах, также распространяется запрет на применение УСН (даже если владелец сайта самостоятельно рекламных услуг не оказывает). Если же владелец сайта (автор) является физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, при передаче сайта для использования рекламному агентству из его авторского вознаграждения у источника выплаты будет удерживаться обычный подоходный налог (13%).

Как теперь платить налоги?

Все, кто попадает под действие этого документа, должны перейти на общую систему налогообложения. Если владелец такой площадки или интернет-магазина является юридическим лицом, то ему нужно платить все положенные налоги: налог на прибыль, НДС и так далее. Если владелец такой площадки или интернет-магазина — индивидуальный предприниматель, то ему придется уплачивать подоходный налог для ИП по ставке 16% (до превышения выручки объема 40 тысяч евро за квартал (в эквиваленте) ИП работают без НДС). При этом в отличие от УСН предприниматель может исключить из налогооблагаемой базы документально подтвержденные расходы.

Что делать, если на интернет-сайте есть рекламные блоки «Яндекс.Директ» или Google AdSense?

Как говорится в пояснении МНС, нормами, предусматривающими запрет на «упрощенку», следует руководствоваться также в случаях размещения (предоставления права размещения) на интернет-сайте рекламных блоков «Яндекс.Директ», Google AdSense. Полагаем, что тот же порядок действует и для других аналогичных рекламных систем, за исключением тех случаев, когда размещаемая реклама гарантированно не включает в себя рекламу белорусских интернет-магазинов.

Когда нужно отказаться от «упрощенки»?

Что касается интернет-магазинов, то право на использование УСН они теряют с месяца, на который будет приходиться дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр. Действующие на 01.01.2016 г. интернет-магазины должны были перейти на общую систему налогообложения с начала 2016 г.

Если речь идет о ресурсах, которые размещают рекламу интернет-магазинов, то датой отказа от "упрощенки" будет начало месяца, в котором произошло любое из следующих событий: поступила оплата за рекламу интернет-магазина (в том числе предварительная оплата) или на сайте фактически была размещена информация об интернет-магазине (в том числе в случае, если оказание этих услуг осуществляется на безвозмездной основе).

Кстати, запрет на «упрощенку» касается и случаев, если интернет-магазин или сайт, размещающий информацию об интернет-магазинах, не является единственным источником дохода организации или ИП. Право применять УСН утрачивается в отношении всей деятельности и всех доходов.

Кроме того, не в праве применять УСН субъекты хозяйствования и в том случае, если договор на рекламу интернет-магазина был заключен в 2015 году, а услуги по размещению информации продолжают отказываться и в 2016 году.