КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса
Банки
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
реклама

Проще простого под 15%
МТБанк
15%
Е-плюс
Евроторгинвестбанк
19%
Да Калядаў
Технобанк
20%

Все кредиты

Цептер Этюд
Цептер Банк
20%
Капитальный
Банк Москва-Минск
20%
Цептер Соната
Цептер Банк
20%

Все вклады

Недвижимость


До сих пор, субсидируя сферу ЖКХ, государство помогало в первую очередь богатым слоям населения. Кто больше всех пострадает от повышения тарифов на коммунальные услуги и можно ли смягчить для них удар по кошельку, Тhinktanks.by узнал у эксперта Исследовательского центра ИПМ Глеба Шимановича.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Эксперт проанализировал данные обследования домохозяйств, которое проводит Белстат, в разрезе уровней доходов населения. Оказалось, что доля расходов на услуги ЖКХ примерно одинакова у всех слоев населения. «Нет такого, что обеспеченные категории тратят на ЖКХ больше, а малообеспеченные — меньше», — отметил Глеб Шиманович.

Но при этом у богатых потребление коммунальных услуг более чувствительно к изменению доходов. Если у них растут доходы, то они начинают потреблять больше ЖКУ. У бедных эта зависимость не так выражена.

«Получается, если рассматривать абсолютные значения, услугами ЖКХ в большем объеме пользуются обеспеченные домохозяйства. Получается, когда мы субсидируем сектор ЖКХ, большую часть субсидий получают относительно обеспеченные слои населения», — пришел к заключению Глеб Шиманович.

Это говорит о том, что государство расходует средства на ЖКХ неэффективно, а следовательно, изменение системы финансирования, в том числе повышение тарифов для населения, действительно необходимо.

Как известно, в планах правительства схема выглядит следующим образом: к концу этого года население будет возмещать половину стоимости услуг ЖКХ, к 2018 году выйдем на 100%.

Бедные могут пострадать заодно с богатыми

Повышать тарифы необходимо, чтобы не тратить бюджетные средства на тех, кто в этом не нуждается. Однако от реформ рискуют пострадать и те граждане, которые не имеют высоких доходов и в поддержке государства действительно нуждаются.

Этот вопрос сейчас требует срочного решения, так как реформирование ЖКХ уже запущено.

По оценкам ИПМ, существующая система адресной поддержки в решении проблемы не поможет.

«Сегодня гражданин может обратиться за компенсацией выплат по коммунальным услугам, если доля его расходов на эти услуги превышает определенный процент от доходов домохозяйства. Однако государство готово компенсировать лишь саму эту сумму превышения», — подчеркнул Глеб Шиманович.

Проанализировав статистику, эксперты определили, что под установленный государством критерий для адресной помощи попадает лишь небольшой процент домохозяйств. К тому же суммы компенсаций получаются очень малы.

«Люди, которые даже имеют право на субсидию, часто не видят смысла за ней обращаться — издержки на само обращение будут слишком высоки», — сказал исследователь.

И самое главное — под этот критерий не всегда попадают действительно бедные домохозяйства, ведь у богатых больше возможностей потреблять услуги ЖКХ.

Напомним, с 1 мая в Беларуси появится новый вид субсидий на оплату «коммуналки». Помощь будет безналичная. Ожидается, что малообеспеченные люди смогут рассчитывать на оплату государством горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, канализации, газо- и электроснабжения, технического обслуживания лифта, а также обращения с твердыми коммунальными отходами. Правда, субсидии дадут, если плата за жилищно-коммунальные услуги превышает 20% совокупного дохода семьи (для тех, кто живет в городе или поселке городского типа) и 15% (в сельском населенном пункте). По подсчетам FINANCE.TUT.BY, претендовать на такую поддержку смогут только семьи, у которых доход не превышает минималку (сейчас — 2,3 миллиона рублей).

Защитить одиноких

Эксперты предлагают упростить существующую систему компенсации и предоставлять ее наиболее чувствительным к росту коммунальных тарифов группам населения. Эксперты Исследовательского центра ИПМ определили наиболее уязвимые группы.

Во-первых, это неполные семьи, где работает только один человек, а также пенсионеры, особенно пенсионеры одинокие — оплата ЖКУ для них является весьма существенными расходами. Сюда же попадают и просто одинокие люди.

«Поэтому мы бы предложили поиск инструментов, которые направлены на поддержку именно пенсионеров и неполных семей. Как вариант — сделать для них исключение и не повышать тарифы на ЖКУ», — сказал Глеб Шиманович.

По подсчетам специалистов, в таком случае бюджет недополучит около четверти от всего притока денег в бюджет, обеспеченного повышением тарифов. Тем не менее данная мера позволила бы избежать значительного ухудшения материального положения людей вследствие удорожания коммунальных услуг.

Читайте также:

«Ценовой индекс»: в 2015 году для бедных жизнь подорожала больше, чем для богатых