КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса  
Банки
Кредиты
Вклады
Форекс и инвестиции
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
реклама

реклама

Недвижимость


/

После резкого подорожания «коммуналки» в январе качество услуг ЖКХ стали обсуждать еще активнее. Многие даже говорили: готовы платить сколько угодно, но пусть подъезд будет убран, а лампочки меняются как положено. В ответ на это 1 марта во всех районах столицы сформировали «службы заказчика» — представителя населения перед организациями ЖКХ. Кстати, первые такие структуры год назад были созданы в экспериментальных Первомайском и Партизанском районах. FINANCE.TUT.BY выяснил, что за зверь такой «служба заказчика» и чем она может быть полезна.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

«ЖРЭО и ЖЭСы теперь вынуждены работать хорошо — иначе не получат денег»

Основные функции новой для ЖКХ структуры — предоставление услуг по техническому обслуживанию, капитальному ремонту, вывозу и обезвреживанию бытовых отходов, техобслуживанию лифтов. Кроме того, она же проводит конкурсы и торги на оказание услуг, а также работает с обращениями граждан.

«По сути мы являемся уполномоченным лицом от жильцов тех домов совместного домовладения, где не выбран способ управления (нет ЖСК или товарищества собственников)», — уточняет директор КУП «ЖКХ Первомайского района г. Минска» Александр Мацевич.

Сначала «службу заказчика» вывели из структуры ЖРЭО и пустили через нее все финансовые потоки. Сейчас эта служба является структурным подразделением Мингорисполкома и выступает заказчиком работ у ЖРЭО и жилищно-эксплуатационных участков. Раньше ЖРЭО и ЖЭСы сами себе заказывали работы, а потом сами у себя их принимали.

«Теперь они вынуждены работать хорошо, иначе не получат денег, — говорит Александр Мацевич. — Наша работа заключается в выборе подрядчика для выполнения технического обслуживания, прием этих работ. И если поступят жалобы от жильцов или мы сами увидим некачественную работу, то не подпишем акты выполненных работ. То есть они останутся без финансирования».

ЖРЭО теперь является подрядной организацией. Она участвует наравне со всеми другими подрядчиками в торгах по текущему ремонту (утеплению, ремонту кровли и так далее).

По словам директора «службы заказчика», первое время после начала реформы некоторые руководители ЖЭУ не воспринимали изменения всерьез и потом «получали по шапке». Но последние 4−5 месяцев проблем не бывает. Даже наоборот: философия директоров изменилась — чтобы больше заработать, они хотят взяться за техобслуживание домов из Минского района.

«При „службе заказчика“ себестоимость техобслуживания снизилась»

Александр Мацевич уверен, что от реформы выиграли и жильцы, и бюджет: «При ЖРЭО себестоимость 1 квадратного метра технического обслуживания составляла 2920 рублей. Когда все финансовые потоки пошли через нас, себестоимость составила 2489 рублей. И за время нашей работы мы сэкономили почти 11,1 миллиарда рублей».

Кстати, после появления «службы заказчика» количество заявок в диспетчерские уменьшилось на 12%, а обращений в вышестоящие организации (Администрацию президента, Госконтроль, Совмин) на 7%. Директор ЖКХ Первомайского района считает, что это говорит о более ответственной работе эксплуатационных участков.

«Службам заказчика» удалось также проводить капремонт в большем количестве домов, чем раньше. Это произошло после того, как капремонтом стали считать только восстановление конструктивных особенностей инженерных систем (например, замена кровли, оборудования, восстановление конструкции, ремонт балконов и крылец). Правда, ради таких результатов предприятие отказалось, в частности, от тепловой модернизации, которую теперь жильцы должны заказывать отдельно.

Фото с сайта euroradio.by

За что хаус-мастера получают 6,5 миллиона?

Еще одним пунктом реформы ЖКХ было появление рабочих по комплексному обслуживанию, или, как их называют в народе, хаус-мастеров. В их обязанности входит осмотр жилищного фонда и мелкий текущий ремонт. Они трудятся по специальным технологическим картам, где прописана периодичность разных работ. В среднем на одного рабочего приходится около 34 тысяч квадратных метров жилой площади. Это девятиэтажный дом примерно с 11 подъездами.

С утра до вечера хаус-мастер должен ходить и осматривать подъезды, подвалы. Скажем, увидел он, что не горит лампочка на этаже, — заменил сам, без заявок от жильцов. Раз в полгода хаус-мастер проверяет кровлю.

«Существует журнал, где все фиксируется. Если нужно заменить один вентиль — он сам этим занимается, если пять вентилей, то это уже текущий ремонт, — объясняет Александр Мацевич. — Тут должны проводиться торги на выполнение работ. Его дело вовремя выявить поломку и среагировать». Но в этих торгах не всегда выигрывают местные ЖЭУ. Есть сложные работы, где они уже не могут справиться. Например, это касается ремонта на большой высоте.

За качеством работы хаус-мастера тоже следит «служба заказчика». Она может лишить его премии из-за обоснованных жалоб жильцов или за несвоевременное выявление каких-то неполадок. Это хорошо стимулирует работников по комплексному обслуживанию. Зарплата у них 6,5 миллиона рублей. Из них 3,25 миллиона — оклад, и столько же премия.

У каждого дома есть свой хаус-мастер. Его телефон обычно можно найти на дверях подъезда. Предположим, что у вас сломался кран и вы заливаете соседей. После вашего звонка рабочий тут же перекроет стояк. Потом посмотрит, что конкретно произошло, и передаст информацию в диспетчерскую службу. И тут уже вы можете либо вызвать для ремонта сантехника из ЖЭСа, либо позвать частника.

Фото: mycity.by

«В 36 домах мы пересчитали плату за электричество»

Если вы остались недовольны какими-то действиями хаус-мастера или другого работника, вам что-то неправильно начислили в жировке, смело обращайтесь в «службу заказчика». Разбираться во всех ошибках и недоделках — это ее обязанность.

Например, благодаря работе комиссии КУП «ЖКХ Первомайского района г. Минска» за январь в 36 домах Первомайского района пересчитали плату за электричество.

«На все обращения тут же реагируют, а в течение 15 дней высылают письменный ответ. Могут быть устные обращения, электронные и письменные. Все они регистрируются и рассматриваются», — поясняет старший инспектор по обращениям граждан и юридических лиц Екатерина Гаспаревич.

Добавили работы «службе заказчика» новые строчки в жировках. Интересно, что за январь 6 подъездов отказались от уборки. А недавно пришло письмо, что еще один дом будет сам убирать места общего пользования. «И мы этому рады, — говорит Александр Мацевич. — Потому что ответственность граждан тогда увеличивается. Когда ты или твоя жена убирает в подъезде, а сосед там плюет или бросает окурки, то ситуация исправляется намного быстрее».

Но в строке по уборке даже в таком случае могут появляться незначительные суммы. Это связано с работами по дезинфекции (травля блох, крыс), которые производят санитарные службы.

Освещение подъезда — это не только лампочка, но и, например, работа домофона

Еще две скандальные строки в жировке — электроэнергия, затраченная на места общего пользования и лифт. Директор «службы заказчика» рассказывает, что в некоторых случаях действительно были ошибки в снятых показаниях счетчиков, хотя проверкой этих показаний зачастую занимаются сами директора ЖЭУ или главные инженеры.

А бывает, что счетчик находится не на коммерческом учете, а просто на поверке. Тогда «Энергосбыт» выставляет счет «по нагрузке», а это в 1,5 раза больше, чем по счетчику. «Но еще надо учитывать, что ЗПУ тоже находятся на счетчике мест общего пользования, также как МТИС и кабельные операторы, система регулирования отопления в подвале и прочее. Поэтому чем больше всяких благ, тем больше и плата. Она выставляется не только за лампочки в подъезде», — уточняет Александр Мацевич.

Такая же ситуация и с лифтами: «Когда нет прибора учета электроэнергии, который показывает, сколько потребляет лифт, „Энергосбыт“ снова выставляет счет „по нагрузке“. А это 18 часов „работы“ в сутки. Проанализировав, сколько работает в сутки лифт в среднем по счетчику, мы получили значение в 7−8 часов, то есть в два раза меньше. И мы направили письма в „Энергосбыт“ о пересмотре „нагрузок“ по местам общего пользования и работе лифтов».

В «службе заказчика» считают, что смогут защитить интересы жильцов и подобные нормы будут пересмотрены.

Читайте также:

Скользкий момент: как безналичные субсидии на «коммуналку» для бедных скажутся на жировках для всех