• Хочу любимую работу!

    Шесть добровольцев согласились показать на своем примере, как происходит поиск работы в кризис. Кому-то удалось найти работу мечты, кто-то понял, что не готов рискнуть и оставить насиженное место, ну а кто-то до сих пор в поисках.

Все проекты

реклама

Хочу любимую работу!


/

«Когда я смотрю, как некоторые люди ищут работу, то я понимаю, что это нельзя назвать поиском. Скорее, это декларация о намерениях, — вздыхает директор компании Fox Hunt Денис Гурленя. — Все говорят: „Кругом кризис“. А что это меняет? Ровным счетом — ничего! И не надо использовать это как оправдание для себя». FINANCE.TUT.BY продолжает следить за судьбой участников проекта «Хочу любимую работу!».

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

О чем наш проект: глядя на ситуацию на рынке труда, FINANCE.TUT.BY вместе с консалтинговым агентством Fox Hunt решили устроить эксперимент — на примере шести добровольцев мы хотим показать, что найти (поменять) работу можно и в кризис. Главное, относиться к самому поиску как к работе.

Краткое содержание предыдущих серий проекта. Сначала наши герои рассказали о себе сами: кто они, чем занимаются, чего добились в жизни и почему им важно найти работу сейчас. Затем вместе с психологом все прошли тесты на профориентацию, а эксперты — Денис Гурленя и Мария Лямина «разобрали» их с точки зрения профессионалов: указали на сильные и слабые стороны каждого. Хоть слушать критику в свой адрес бывает не всегда приятно, к чести наших героев, никто из них пока не сошел с дистанции и не решился оставить проект.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Пора готовиться ко встрече с потенциальными работодателями. Вот только как понять, кто они? Чтобы учиться было проще, мы разбили нашу шестерку на группы. Каждая из них вместе с Марией Ляминой выполнила упражнения и получила домашнее задание.

Что и зачем нужно сделать, перед тем как составить резюме:
— В течение 10−15 минут заполните табличку из четырех колонок. «Люблю делать больше всего», «Не люблю делать больше всего», «Умею делать лучше всего», «Хочу делать/ иметь». Чтобы разобраться в своих приоритетах и возможностях, в каждой колонке нужно написать не менее 5 вариантов.

— после этого сформулируйте сферы бизнеса (компании), которые могли бы вам помочь достичь желаемой цели.

— составьте список из 3 успешных представителей целевой профессии и посмотрите, чего они добились. Это даст понимание того, что результат достижим. Раз он уже кем-то был достигнут, значит и мы сможем. Главное — двигаться к заветной цели.

Что из этого получилось у первой тройки, мы сейчас расскажем, а заодно узнаем, что же изменилось за это время в их жизни.

Александр Плехов воспользовался отпуском, который ему положен на "Беларуськалии", и занялся самообразованием. «Я начал подумывать: может быть, в будущем мне интересно было бы подучиться и заняться бизнес-анализом, это перспективное направление, — говорит Александр. —  Еще я прочитал замечательную книгу „45 татуировок менеджера“ Максима Батырева».

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Как мы помним, Александр хочет вместе с работой сменить окружение. Ему нужна компания, в которой можно будет расти, а также учить язык. «А то я пробовал изучать английский, ходил к репетитору, но через 10 месяцев бросил — потому что разговаривать не получалось. Язык нужен, чтобы путешествовать, к тому же есть статистика, что те, кто знает английский, зарабатывает больше».

Среди известных персон примером для себя Александр выбрал Максима Батырева, книга которого произвела на него впечатление, и основателя Epam Аркадия Добкина, а вот в сфере энергетики примеров для подражания пока найти не удалось. Зато в этой сфере нашлись вакансии, например инженер (ассистент) по продаже насосного оборудования, инженер по продаже котельного оборудования. «По требованиям я в них вроде бы подхожу: образование, опыт работы мастером, а вот английский у меня плохой. Зарплаты там примерно 500−1000 долларов, но я готов начать с меньшей суммы, чтобы попасть в хорошую компанию».

Валерий Ульянов за последние недели успел сходить на несколько собеседований. Пока, правда, безрезультатно. «Пригласили в одну компанию, занимается логистикой, нужно было находить клиентов для грузоперевозок, но первую неделю предложили поработать бесплатно», — делится Валерий Геннадьевич новостями. Работать бесплатно он отказался, но сходил на встречу еще в одну компанию, которая занимается фейерверками. «Все прошло хорошо, оставил контакты, но мне пока не перезванивали».

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Как и раньше, Валерий Геннадьевич готов работать и на производстве, и в обучении — словом, везде, где пригодятся его технические навыки и опыт. В качестве примера для подражания выделил Жореса Алферова, Билла Гейтса и российского инженера Сергея Комарова, владеющего компанией по радиоэлектронным технологиям. Все покорили его своим трудолюбием.

Ольга Волос по-прежнему занимается лизингом на своей работе. «Я подумала и пришла к выводу, что хотела бы работать в улучшенной версии своей компании, с гибким графиком работы и большей многозадачностью. Мне хочется, чтобы вернулись сделки по импорту, которыми мне нравится заниматься. Но сейчас кризис, многие специалисты жалуются, что нет работы».

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

В качестве личностей, на которых хотела бы равняться в работе, Ольга назвала ныне опального бизнесмена Юрия Чижа («мне нравится, что он сделал себя сам, у него разноплановый бизнес, в котором он разбирается благодаря самообразованию»), бизнесмена Сергея Отрощенко, который сейчас переживает банкротство («когда я виделась с ним, меня поразило, как человек с неоконченным высшим образованием так разбирается в экономике) и своего нынешнего руководителя («который вникает в каждый вопрос и все может объяснить»).

«Узнайте, какая боль есть у той компании, где вы хотите работать, и предложите ее вылечить»

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Денис Гурленя убежден: чтобы найти работу, нужно продавать себя. Но это мало кто умеет. А потому подготовку участников к выходу на рынок он начинает с небольшой лекции о трех уровнях продаж. Первый — это транзакционные продажи по принципу: пришли в магазин, увидели товар и купили. В работе это точно так же: узнали, что кто-то ищет экономиста, пришли, вас взяли. Второй уровень — сложнее, консультационный. Это как в аптеке: прежде чем продать таблетку, нужно понять, что и почему болит. Ну и третий уровень: стратегический. «Вам нужно стать незаменимым, — учит эксперт. — Вам нужно найти „боль“ того работодателя, к которому вы идете, и предложить ее решить».

— Как узнать про потребности компании, если тебе в большинстве случаев скажут: «Хорошо, присылайте резюме» - и все на этом закончится, — скептически воспринимают такой совет участники проекта.

— Вот! Вы еще никуда не позвонили, ничего не сделали, но выводы уже есть, — смеется Денис Гурленя.

— Можно поискать, что пишут об этой компании в интернете, — предлагает вариант Александр.

— Хорошо, но открытой информации вам будет мало. Есть и еще один способ. Можно, например, зайти в компанию, придумав легенду, и попытаться задать вопросы: например, вы пишете статью о чем-то из этой сферы, вам нужен комментарий.

— Ой, я, когда был заведующим магазином, просто отправлял всех, кто звонил с подобными просьбами, — сразу вспомнил Валерий Геннадьевич.

— Значит, плохо была сделана легенда. Я могу вам сказать, что уровень сохранения информации во многих компаниях отвратительный, воспользуйтесь этим!

Кстати, тут же некоторые участники проекта вспомнили, что пользовались «легендами» для того, чтобы собрать информацию о конкурентах.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

— После того как вы узнали «боль» нанимателя, вам надо подумать, что из ваших навыков поможет с этими проблемами справиться. И разговаривать об этом нужно не с отделом кадров, а с тем, кто принимает решения, кого волнует эта проблема.

— Что, сразу руководству звонить? — изумляется Ольга.

— Конечно! Вот вам история от одного тренера по продажам. Он отправил 10 резюме в разные компании и позвонил 10 специалистам по персоналу. Пригласили на собеседование его только в двух компаниях. Затем он позвонил в эти же компании еще раз, но уже коммерческим директорам. Положительный отклик он получил от 9!

Денис тут же делает оговорку: лицо, с которым вам нужно общаться, конечно, зависит от вакансии. Если вы идете на позицию простого менеджера по продажам, то звонить собственнику компании не нужно. Но можно позвонить начальнику управления, тому, кто ведет эту сферу.

— Ну хорошо, я позвонила и мне сказали: нам сейчас специалисты не нужны. Что потом? — задается очевидным для многих вопросом Ольга.

— Вы должны понимать, что у вас нет возможности позвонить плохо. Если я себя не так проявлю, то шанс зайти еще раз в эту компанию в ближайшее время будет равен нулю, — не спорит с колоссальной ответственностью момента Денис Гурленя. — Перед тем как позвонить, вы должны очень четко понимать, что и как вы скажете. Вот несколько примерных вариантов: «Я прекрасно понимаю, что вам не звонят такие, как я…», «Я прекрасно понимаю, что так работу не ищут. Но компании вашего профиля сейчас сталкиваются с такими-то проблемами, и мне кажется, что у вас эти проблемы тоже есть. А у меня есть уверенность, что я могу вам помочь их решить. Я предлагаю вам встретиться, когда вам будет удобно». «Не совсем нормально искать так работу, но я много знаю про вашу компанию…»

«Резюме должно кричать о том, какой вы крутой эксперт!»

Разумеется, даже если вы договоритесь о встрече, при поиске работы вам не обойтись без резюме. И с ним тоже нужно поработать заранее. «Оно не должно быть большим. Вот у Валерия Геннадьевича листов 5 оно занимает, это много! Идеально — 2 страницы, — сразу говорит Денис Гурленя. — Самое главное: показать в нем, какую пользу вы принесете компании, что сможете решить». А Мария Лямина напомнила основные моменты, о которых стоит помнить, когда готовитесь себя презентовать.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
  • Не забывайте о визуализации. «Фотография в резюме увеличивает шансы на то, что вам перезвонят».
  • Как правило, сначала указывают последние места работы. «Читающий резюме должен понимать, в чем ваша ценность здесь и сейчас». Если вы уже давно работаете, то не стоит «грузить» резюме прохождением практики в вузе — эта информация, скорее, поможет пятикурснику.
  • То, что вы пишете в скобках, воспринимается психологически как то, что не стоит читать. Не берите в скобки важные сведения!
  • Обязательно указывайте свои результаты (привели столько-то клиентов, повысили продажи и так далее). «Резюме должно кричать о том, чего вы добились», но помните, что все факты можно проверить. Врать нельзя!
  • Акцент должен быть на ваших достижениях, а не на личных качествах — о них редко читают.
  • Если у вас есть дополнительное образование (курсы, например), вносите их в блок «образование», а не делайте отдельно.
  • Если вы руководитель, укажите, сколько человек у вас в подчинении.
  • четко обозначайте, на какую вакансию претендуете. Если это экономист, то какая специализация.
  • Нельзя рассылать одно и то же резюме в разные компании. Под каждую вакансию — свое резюме.

Словом, первая тройка наших участников пошла домой готовить резюме под интересующие их вакансии мечты и думать над тем, под каким соусом подать себя потенциальным нанимателям. Как обстоят дела у остальных участников эксперимента, мы расскажем в ближайшие дни.