Деньги и власть


Александр Заяц, /

фото11 декабря 2009 года премьер-министр Сергей Сидорский и глава Национального банка Беларуси Петр Прокопович отправили главному кредитору Беларуси - Международному валютному фонду – письмо о намерениях Беларуси в 2010 году. В частности, сообщается, что в первом квартале т.г. велика вероятность повышения оплаты услуг ЖКХ на 7 долларов и увеличения на 18% стоимости проезда в общественном транспорте.

Высокопоставленные чиновники с радостью отмечают, что "мы выполнили все целевые показатели программы "стэнд-бай" на конец сентября, которые изложены в нашем Письме о намерениях от 30 сентября 2009 года. В частности, была ужесточена кредитная политика, сокращено кредитование в рамках государственных программ и приостановлено утверждение новых программ до конца 2009 года. Благодаря этим мерам были выполнены критерии реализации программы на конец сентября по чистым международным резервам и чистым внутренним активам. Кроме того, "мы сохраняли жесткую налогово-бюджетную политику, выполнили структурные контрольные показатели на конец сентября в отношении приватизации и реформирования финансового сектора".

Правительство Беларуси подтвердило обязательства по проведению жесткой налогово-бюджетной политики, которая будет нацелена на снижение налогового бремени и сокращение доли государственного сектора. В этой связи было принято решение обеспечить дефицит бюджета сектора органов госуправления в пределах 2,7 триллиона рублей (1,7 процента ВВП) в 2010 году. Накануне Нового года была принята Особенная часть Налогового кодекса, отменен ряд налогов, но в то же время НДС увеличили на 2%. В ближайшее же время будет подготовлена новая стратегия налоговой реформы, которая будет основываться на рекомендациях экспертов МВФ.

Правительство попыталось убедить МВФ в том, что "придает большое значение продвижению экономического роста, основанного на рыночных принципах". Для этого уже были предприняты некоторые меры, "приближающие нас к рыночному ценообразованию". Есть гарантия отменить целевые показатели для предприятий, которые не получают финансовую поддержку от государства и в которых у государства имеется миноритарный пакет акций. На подобных предприятиях правительство обещает воздерживаться от ограничений по размерам заработной платы.

Не успели, не смогли…

Вместе с тем Прокопович и Сидорский признают, что "не смогли выполнить некоторые запланированные меры". Было отложено повышение тарифов на ЖКХ и транспортные услуги для населения из-за того, что "для экономии бюджетных средств не была увеличена заработная плата". Правительство также не смогло "полностью отменить выдачу новых кредитов банкам по линии Нацбанка по ставкам ниже рыночных в силу наших обязательств перед банками, которые были взяты до подписания предыдущего Письма о намерениях, однако мы не выдавали других новых кредитов, за исключением кредитов на цели жилищного строительства".

К несоблюдению некоторых условий можно отнести вопрос о приватизации. Так, в данном письме Прокопович и Сидорский утверждают, что "проект Закона о приватизации и проект Указа президента о создании агентства по приватизации с учетом комментариев Всемирного банка были представлены в парламент и президенту соответственно 30 сентября 2009 года. Были определены 5 предприятий в качестве объектов приватизации. Однако данные документы до сих пор не подписаны. Насколько нам известно, перечень предприятий постоянно варьировался от 5 до 7. Впрочем, главное в приватизационном вопросе другое условие – до конца февраля требуется выставить утвержденные предприятия для продажи через открытый международный, прозрачный и конкурентный тендер. Стоит отметить, что конец февраля - это как раз время для одобрения выдачи Беларуси заключительного транша кредита в рамках программы "стэнд-бай"…

Главы Нацбанка и правительства попросили изменить критерии реализации программы на конец декабря. "Отзыв Россией своего обязательства по предоставлению последней части двустороннего кредита в размере 500 миллионов долларов привел к возникновению финансового разрыва. Мы предприняли меры налогово-бюджетной и курсовой политики для устранения этого финансового разрыва в течение срока действия программы, но мы не можем полностью его ликвидировать в текущем году, так как в полной мере эффект этих мер будет достигнут только в 2010 году. В связи с этим мы просим изменить целевые показатели ЧМР и ЧВА на конец декабря на 150 миллионов долларов и 265 миллиардов белорусских рублей соответственно", говорится в письме.

Печатному станку дадут передохнуть?


В банковском секторе был предпринят ряд мер по классификации кредитов и созданию резервов. Идет работа по созданию так называемого Финансового агентства развития, которое примет на себя функции финансирования госпрограмм, которые в настоящее время выполняют банки. Сейчас проект указа о создании ФАР находится на визировании в Администрации президента. Вместе с тем чиновники раскрыли некоторые аспекты функционирования данного агентства, которое начнет работу в 2010 году. Первоначально его деятельность будет ограничена управлением уже выданными кредитами, однако в "течение 2011 года агентство приступит к распределению всех новых кредитов в рамках госпрограмм, а все новые кредиты будут отражаться в бюджете над чертой". Вместе с тем на начальном этапе банкам будет разрешено оставить на своих балансах часть выданных ранее в рамках госпрограмм кредитов, "которые банки сочтут жизнеспособными с коммерческой точки зрения".

Власти взяли обязательства по отключению печатного станка. Хотя, по оценкам экспертов, в последнее время данный механизм активно задействовали. В своем письме чиновники заявили, что у них нет планов по рекапитализации банков в 2009 и 2010 годах. Однако в исключительных чрезвычайных случаях это все же будет возможно. Также Нацбанк гарантирует постепенное прекращение нерыночной поддержки ликвидности. "Мы отдаем себе отчет, что поддержка ликвидности банков Национальным банком на нерыночных условиях носит искажающий характер, и от нее следует постепенно отказаться", говорится в письме.

Рубль, жировка и проездной билет

Однако все это вопросы макроэкономические, которые, по большому счету, мало волнуют рядовых граждан. Другое дело, как речь заходит о собственном кошельке. Достигнута договоренность, что в течение первого квартала повышение заработной платы в бюджетном секторе в номинальном выражении не превысит 5%. "Любое дальнейшее повышение будет рассматриваться, только если позволят макроэкономические условия", заверили экспертов МВФ в белорусском правительстве.

А что будет с обменным курсом "зайчика"? Известно, что на 2010-й год белорусские власти задекларировали коридор изменения обменного курса в пределах ±10% от центрального паритета, установившегося на начало года. Однако если не возникнут, как говорится в письме, "неожиданные внешние шоковые факторы", то не планируется дополнительной корректировки обменного курса. Вместе с тем власти готовы более активно использовать гибкость курса в пределах коридора "для поддержки корректировки по счету текущих операций и достижения целевого уровня резервов".

Кроме того, правительство Беларуси пообещало Фонду в первом полугодии повысить стоимость проезда в общественном транспорте на 18%. В конце января о таких намерениях заявил и министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо. Минтранс предлагает повышение тарифов на городские перевозки пассажиров - на 100 рублей. А это фактически и есть обещанные 18%. До 1 июля может быть увеличена на 7 долларов стоимость тарифов услуг ЖКХ. "Мы будем корректировать нашу политику в отношении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с изменениями цены на импортируемый природный газ", говорится в письме.

При этом стоит надеяться на появление более "дешевых денег" на рынке. Для этого государство готово ограничить кредитование в рамках госпрограмм. К концу 2010 года планируется довести долю такого кредитования до 46% от общих требований к экономике, а к концу 2012 года – до уровня ниже 40%. Для выполнения этой цели будет ограничено чистое кредитование в рамках госпрограмм до 3,24 трлн рублей в 2010 году. Впрочем, считают в правительстве, "любое дополнительное снижение процентных ставок будет зависеть от возможности выполнения предусмотренных программой целевых показателей по резервам, дальнейшей дедолларизации экономики и прогресса в обеспечении соблюдения лимитов на кредитование в рамках госпрограмм".

…Тональность письма ("мы готовы", "предпримем любые дополнительные меры", "будем консультироваться с сотрудниками МВФ") намекает на то, что официальный Минск всерьез рассматривает возможность привлечения новых кредитов от МВФ и в 2010 году. Ведь ослабить перспективы экономического роста может не только "ухудшение внешних экономических условий, но и недополучение внешнего финансирования". Об этом намекнул на встрече с журналистами и сам Петр Прокопович.

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-10%
-10%
-50%
-20%
-30%
-30%
-10%