Политика


Ольга Лойко, /

Проверки
Оценить, удалось ли в Беларуси поменять подходы в сфере контроля и надзора, можно будет уже в ближайшее время. В первом полугодии 2010 года в областях и Минске пройдет около 36,8 тыс. плановых проверок.
С 1 января начался новый этап в непростых взаимоотношениях белорусского бизнеса и контролирующих органов. Принципы "контроля с человеческим лицом", утвержденные указом президента № 510 от 16 октября 2009 года, вступили в силу. Теперь дискуссии о документе переходят в новое, практическое русло.

На первые вопросы бизнеса в ходе информационного дня, организованного Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей, ответила начальник управления координации деятельности контролирующих органов Комитета госконтроля Данута Рыжикова. "Направленность одна – не беспокоить субъектов хозяйствования, которые работают добросовестно, и акцентировать внимание проверяющих на тех субъектах, которые нарушают законодательство", - заверила она.

Чем же на практике обернется благое намерение создания системы контроля, менее обременительного и более гибкого по отношению к субъектам хозяйствования?

Вы в группе риска? Тогда контролер идет к вам!

Итак, порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности теперь единый. Сперва о тех, кому не стоит беспокоиться о проверках. На сегодняшний день введен мораторий на проведение плановых проверок вновь созданных предприятий. Так что первые два года после начала бизнеса побеспокоить вас могут только в исключительных случаях, причем все поводы для этого оговорены в указе. "Посмотрев в указ, вы уже сами можете определить, являетесь ли объектом для проверки или вы можете быть уверены, что к вам контролеры не придут", - пояснила представитель КГК.

Теперь о плановых проверках. Сегодня они назначаются только с условием отнесения субъектов хозяйствования к группам риска – сплошного контроля не будет. Установлены три группы риска – высокая, средняя и низкая, и указом оговорены критерии отнесения к каждой из групп. Здесь не обошлось без споров. Торговую деятельность разработчики изначально хотели отнести к высокой группе риска. В этом случае под усиленным контролем оказывалась большая часть ИП и представителей малого бизнеса. Компромиссом стало отнесение к этой группе только оптовой торговли отдельными видами товаров, остальные торговые предприятия отошли к средней группе риска.

Данута Рыжикова рассказала, что дано поручение разработать электронную программу, которая будет доступна в том числе и субъектам хозяйствования, которые сами будут видеть, к какой группе риска относятся. "На сегодняшний день вы сами сможете определить по всем параметрам, к какой группе риска вы относитесь, как скоро вы можете ждать проверку и как часто", - добавила она.

Те предприятия, которые отнесены к высокой группе риска, будут проверяться не чаще одного раза в год, и если проверка заканчивается положительным результатом (то есть нарушений нет), то следующую проверку этот контролирующий орган может назначить только через два года. Компаниям из средней группы риска придется встречать контролеров раз в 3 года, из низкой – раз в 5 лет, а при определенных основаниях проверка может не проводиться вообще, или назначенная проверка может быть отменена.

Кто предупрежден, тот вооружен

Безусловно позитивным нововведением для всех субъектов хозяйствования стало предварительное опубликование планов проверок. Зайдя на сайт Комитета госконтроля 15 декабря и 15 июня, можно увидеть, есть ли компания и ИП в координационном плане, где будет указано, кто и в каком месяце вас проверит. "Это решение было очень правильным и своевременным, потому что в первый день, когда мы разместили план на сайте, его посетило 15 тыс. человек", - рассказала Данута Рыжикова.

Не найдя себя в плане проверок в день опубликования плана, можно перестать беспокоиться и не заглядывать на сайт КГК до следующей даты публикации - новые проверки в план координационной деятельности не вносятся.

А вот другие изменения в план могут быть внесены – по четвергам КГК размещает обновления, и, как правило, речь идет об исключении проверки из плана или переносе ее сроков, в том числе и по просьбе субъекта предпринимательской деятельности.

При этом для переноса сроков не обязательно ждать письменного уведомления, которое субъект хозяйствования получает не позднее 10 рабочих дней до начала проверки. "Если проверка у вас должна быть в марте, в мае, то вы можете уже обращаться", - заверила представитель КГК.

В уведомлении о грядущей проверке будет указана конкретная дата начала проверки и исчерпывающий перечень вопросов, которые у вас будут проверять. При этом, отметила Рыжикова, вы имеете право предоставить в контролирующий орган информацию о том, что у вас была аудиторская проверка по данному вопросу. Контролирующий орган, если вы отнесены к средней группе риска, может рассмотреть вопрос о снятии вашей проверки. Если вы из низкой группы риска, снять проверку обязаны.

Еще одна важная норма – то, что указом запрещена перепроверка. Повторная проверка одних и тех же вопросов за одинаковый период разрешена только в очень ограниченных случаях - по поручению президента, президиума Совмина, председателя Комитета госконтроля или по поручению правоохранительных органов, если возбуждено уголовное дело.

Стоит обратить внимание на то, что начать проверку контролирующие органы могут только в течение того месяца, который определен в координационном плане. "То есть если проверка запланирована на январь, месяц заканчивается, и кто-то к вам не дошел, то в феврале начать проверку они уже не имеют права. Другое дело, что проверка может быть начата одним органом в начале месяца, другим – в конце, и это нарушением не будет", - пояснила представитель КГК.

Много жалоб от субъектов хозяйствования вызывало то, что проверить их раньше могли и за 8, и за 10 предшествующих лет. Теперь указом однозначно оговорено: проверка может проводиться за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о проведении проверки.

Наш контролер – самый гуманный контролер


И еще одно новшество, на которое, хочется надеяться, обратят внимание контролеры: проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования указа, пока не доказано обратное. А в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта. Звучит прекрасно и гуманно. Теперь с надеждой ждем, какой будет правоприменительная практика.

Другой продекларированный указом позитивный принцип - и это абсолютное нововведение - не наказывать за мелкие экономические ошибки и просчеты. Президентом определены основания малозначительности нарушений. В этом случае при устранении этих нарушений после получения акта проверки административной ответственности можно избежать. К примеру, такими незначительными нарушением признаны неуплата налогов и пошлин в размере не более 1% от исчисленных плательщиком, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин. Введение такого рода амнистии призвано снизить давление на субъектов хозяйствования, так как раньше штраф мог превышать в несколько раз денежную оценку допущенного нарушения.

Контролеры заверяют, что будут выдерживать единые сроки проведения проверки. Базовый срок проверки для предприятий – 30 дней, для индивидуальных предпринимателей – 15 дней. "Продлить проверку будет очень сложно, - подчеркнула Рыжикова. – Только министр сможет принимать такое решение, это надо будет четко аргументировать. Так что сроки проверок сократятся".

Без оснований не беспокоить

Серьезные изменения коснулись и назначения внеплановых проверок. Раньше достаточным основанием для внепланового контроля были "сведения о нарушении законодательства". При этом не важно было, как эти сведения оформлены и получены.

Сегодня, как заверяют контролеры, одним из наиболее востребованных оснований для назначения внеплановой проверки будет использование субъектом предпринимательства мер господдержки, бюджетных средств, участие в госпрограммах.

"Пользуетесь бюджетными деньгами – будьте готовы отчитаться. По всем остальным основаниям поставлены очень жесткие условия. Например, если есть сведения о нарушении законодательства, то они должны быть подтверждены документально. Есть ограничение по назначению проверок по обращению граждан: по анонимному обращению проверка вообще запрещена. А если гражданин настаивает на проведении проверки, приводя какие-то веские основания, то он должен подтвердить готовность давать показания в суде в случае, если эти данные не подтвердятся", - подчеркнула начальник управления КГК. В случае серьезных проблем, к примеру, с невыплатой зарплаты гражданин на такие условия вполне может согласиться. А вот если жалобщик просто хотел испортить жизнь соседа, новый подход может охладить его пыл.

Нет больше в указе и нагонявших ужас на бизнес рейдовых проверок. На смену им пришли внеплановые тематические оперативные проверки. КГК заверяет, что это не просто подмена понятий.
Партнер рубрики - Международная Академия Биржевой Торговли 'Форекс Клуб'
Партнер рубрики -
Международная Академия
Биржевой Торговли
"Форекс Клуб"

"Очень жестко ограничены случаи, когда эти внеплановые проверки могут проводиться. И четко установлено, что только 8 органов могут такие проверки проводить. Если раньше можно было выйти на рейдовую проверку и проверять всех подряд, то теперь это делать запрещено. Такой подход допустим только для транспортных средств на автодорогах, а также на рынках – где нельзя определить заранее, кто конкретно будет торговать или проезжать в момент проверки. Только в этих случаях можно проводить проверку без определения конкретного субъекта хозяйствования. В остальных случаях надо четко знать, к кому вы идете", - подчеркнула Данута Рыжикова.

Она обратила внимание и на еще один нюанс: раньше контроль осуществлялся теми органами, кому давалось на это право любым документом. "К примеру, устав какой-то организации дает право контролировать другую организацию. На сегодняшний день право контроля должно быть записано только в законодательном акте", - отметила эксперт.

Обжалованию подлежит

Ну а если, несмотря на все прогрессивные нововведения, у вас есть претензии к контролерам, обжаловать порядок назначения и проведения проверок можно в вышестоящей организации того органа, который назначил проверку: то есть если это районная организация, то ее решения вы имеете право обжаловать в областной. На это вам дается 10 дней.

Теперь за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение, должностные лица контролирующих органов ответят строже - за необоснованную проверку чиновников могут не только оштрафовать (штраф – от 20 до 100 базовых), но и лишить должности. А если суд докажет корыстные или личные мотивы назначения проверки, в результате которой нанесен существенный вред правам и интересам проверенного, то чиновника может ждать и уголовная ответственность. Проверка в этом случае признается незаконной.

Помочь бизнесу в защите своих прав обещают общественные организации. В Минском столичном союзе предпринимателей намерены создать агентство, одной из функций которого будет также оказание методической помощи при нарушениях проверочной деятельности.

Оценить, удалось ли в Беларуси поменять подходы в сфере контроля и надзора, можно будет уже в ближайшее время. В первом полугодии 2010 года в областях и Минске пройдет около 36,8 тыс. плановых проверок.

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-10%
-20%
-40%
-25%
-50%
-10%
-25%
-30%