КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса
Банки
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия

Деньги и власть


Александр Заяц, /

Система международных стандартов финансовой отчетности (пресловутое МСФО) на белорусских предприятиях приживается с большим трудом. На ноябрьском экономическом форуме белорусский премьер Сергей Сидорский заявил, что на 2010 год стоит задача максимально сблизить белорусский бухгалтерский учет с принципами МСФО. Удастся ли решить этот вопрос? Ведь инвесторы, которых так желают видеть в Беларуси, обращают на этот компонент довольно пристальное внимание. Экспертом в вопросе внедрения МСФО выступил директор белорусского офиса "Эрнст энд Янг" Павел Лащенко.
фото- Для начала хотелось бы провести небольшой ликбез. Что такое МСФО? Для чего и для кого необходимы МСФО? Чем применение международных стандартов может быть полезным для госпредприятий, частных компаний?

- МСФО – это международные стандарты финансовой отчетности (в настоящее время 38 стандартов), которые уже более 36 лет применяются более чем в 113 странах мира. МСФО изначально создавались с целью обеспечить всех заинтересованных пользователей достоверной и объективной информацией о работе компании. МСФО основаны на принципах, а не на жестко прописанных правилах, что позволяет составителям отчетности в полной мере отразить экономическую сущность компании, ее текущее состояние и перспективы. Кроме того, МСФО – это "язык", который понятен пользователям финансовой отчетности во всем мире и является основой доверия для инвестора. Использование МСФО позволяет смягчить проблему асимметричной (несравнимой) информации, которая зачастую парализует активность на рынках капитала. Инвесторы, обладая достоверной и унифицированной информацией, которую предоставляет им отчетность, составленная в соответствии с МСФО, имеют возможность провести адекватный сравнительный анализ инвестиционных проектов и отобрать наиболее эффективные варианты. Возможность проведения такого анализа снижает риски инвестора и повышает инвестиционную активность предприятия.

В настоящее время все больше и больше компаний осознают преимущества составления финансовой отчетности по МСФО. Среди основных причин можно выделить необходимость предоставления МСФО отчетности инвестору с целью получения иностранных инвестиций, выход компании на международные финансовые рынки, необходимость такой отчетности для осуществления IPO. Во многих случаях предоставление МСФО отчетности является неотъемлемым условием предоставления финансирования для предприятия.

– Белорусская система отчетности уже несколько лет, а то уже и второе десятилетие приводится в соответствие с МСФО. Какова ситуация сегодня? Есть ли положительные результаты?

– Белорусские общепринятые принципы бухгалтерского учета (ОПБУ Беларуси) постепенно и неохотно сближаются с МСФО, хотя формально курс на сближение с МСФО был взят уже давно. Причин тому несколько, однако необходимо осознавать ключевое отличие между этими двумя системами отчетности: по международным стандартам она составляется прежде всего на консолидированной основе и предназначается для представления инвесторам и крупным кредиторам, а также для целей выпуска ценных бумаг на рынках капитала. Отчетность по МСФО, в дополнение к отчетности, составляемой в соответствии с ОПБУ Беларуси, уже принята рядом крупных частных белорусских компаний. Кроме этого, банковские организации в Беларуси обязаны составлять отчетность по МСФО в соответствии с требованиями Национального банка Республики Беларусь начиная с 2008 года.

С другой стороны, большинство крупных белорусских государственных компаний и небольших частных предприятий продолжают использовать для подготовки своей финансовой отчетности, которая представляется ведомственному регулятору и в налоговые органы, только ОПБУ Беларуси.

- Какие ключевые моменты отличают Белорусские общепринятые принципы бухгалтерского учета от международных?

- Их немало. Прежде всего стоит отметить, что в отличие от ОПБУ Беларуси МСФО представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко установленных правилах. В связи с этим при отражении конкретных финансовых результатов в ОПБУ Беларуси и МСФО могут использоваться различные подходы. Например, один из принципов МСФО – принцип "консервативности" - требует такого отражения, при котором активы не были бы завышены, а обязательства не были бы занижены. Это ведет к критической оценке состояния компании, тестирования активов на предмет возможного обесценения, признания ряда т.н. условных обязательств и резервов. В белорусском бухгалтерском учете ситуация зачастую складывается с точностью до наоборот.

Другой основополагающий принцип МСФО – принцип начисления, согласно которому операции отражаются по факту их совершения, независимо от непосредственного поступления денежных средств, в то время как в ОПБУ Беларуси, например, выручка может признаваться и по факту отгрузки и по факту оплаты (т.е. по "кассе"). Что касается доходов и расходов, то в МСФО действует принцип "соответствия", который требует сопоставления за период доходов и расходов, связанных с получением данных доходов. В то время как в ОПБУ предприятия могут применять как метод начисления, так и кассовый метод. Нельзя не отметить в МСФО принцип "преобладания содержания над формой", что не свойственно ОПБУ в силу их жесткой регламентации. Наконец, если при создании ОПБУ ориентировались на государство и на проверяющие (ведомственные и налоговые) органы как на пользователя финансовой отчетности, то при создании МСФО в центр внимания ставится инвестор. Однако преимущество МСФО в том, что они обеспечивают всех заинтересованных пользователей нейтральной и достоверной информацией о деятельности компании.

– В чем заключаются основные трудности по продвижению международных стандартов в Беларуси?


– Трудности, стоящие на пути внедрения МСФО в Беларуси, во многом совпадают с проблемами, с которыми сталкиваются государства, переходящие к использованию международных стандартов вместо национальных или пытающиеся изменить национальные стандарты учета таким образом, чтобы различия с МСФО были минимальными и объяснялись объективными причинами. Пожалуй, основной проблемой является недостаток ресурсов, необходимых для успешного перехода на эти стандарты. При этом речь идет как о финансовых ресурсах, так и о кадровых. Переход на МСФО и их применение — довольно затратная задача, особенно в условиях, когда организациям приходится одновременно готовить отчетность, во-первых, налоговую, во-вторых, бухгалтерскую в соответствии с ОПБУ Беларуси и, в-третьих, финансовую в соответствии с МСФО (параллельно или методом трансформации). Максимально возможное сближение учетных принципов подготовки этих форм отчетности, исключение необоснованных различий может в известной степени сократить издержки на учетную функцию в целом и, как следствие, высвободить больше финансовых ресурсов для подготовки качественной финансовой отчетности по МСФО.

Другой стороной ресурсной проблемы является острая нехватка квалифицированных бухгалтерских кадров, способных формировать отчетность, основанную на принципах и профессиональных суждениях, а не на детально прописанных правилах и инструкциях. Я бы даже сказал, речь идет об изменении менталитета советского бухгалтера плановой экономики, который должен перестать мыслить принципами "источников" и методами "кассы" и "использование фондов", а принять метод начисления, подготовку отчетности на консолидированной основе и не бояться оперировать такими фундаментальными понятиями, как "справедливая стоимость", "обесценение актива" и т.д.

– Почему белорусские чиновники не спешат проводить реформу системы учета?

– Государство — как его исполнительная, так и законодательная ветви — объединяет руководителей и специалистов, имеющих разные точки зрения на проблему реформирования учета и финансовой отчетности. Задержка происходит, скорее всего, по той причине, что до сих пор не было достигнуто согласие между основными действующими лицами и из-за отсутствия квалифицированных кадров в области МСФО в министерствах, а также в силу целенаправленной подмены понятий отдельными чиновниками, когда речь заходит о бухгалтерской отчетности и уплате налогов. Не раз лично слышал из уст уважаемых государственных людей реплики типа, "что мол, МСФО - это только тезисы, а не четкие правила, и как это можно готовить финансовую отчетность, основанную на принципах и профессиональных суждениях, ведь это черт чего нагородить можно… и как это налоги предприятия будут платить, это же какой бардак будет и т.д.". А у страха глаза велики, особенно когда многим чиновникам большого ранга непонятно, о чем вообще речь идет. Хотя здесь все достаточно просто.

Учет, как правило, должен быть один. И он должен вестись в соответствии с принятой учетной политикой на предприятии, в которой все четко прописано, принципы признания и учета активов, обязательств, доходов, расходов, полноты раскрытия и представления информации и т.д., включая при необходимости ссылки на инструкции и законодательные акты. А вот отчетность, составленная на основе учетных данных может и, как правило, бывает разная – бухгалтерская по ОПБУ Беларуси или МСФО, налоговая, управленческая (ведомственная), статистическая, пруденциальная и т.д. Поэтому одно другому, т.е. подготовка отчетности по МСФО расчету и уплате налогов, не мешает. Жаль, что это наши уважаемые чиновники никак понять не могут и при изменении порядка формирования себестоимости официально утверждают, что в Беларуси происходит сближение с МСФО.

Принципиальный вопрос здесь состоит в том, каким именно образом должны быть внедрены МСФО в Беларуси. Один вариант — принятие международных стандартов как они есть, то есть в той редакции, в которой они выпускаются Советом по МСФО. Такой путь избрали многие англоязычные развивающиеся страны. Кроме того, Комиссия по ценным бумагам и биржам США разрешила использовать стандарты в такой форме иностранным компаниям, регистрирующим свои ценные бумаги в США, и рассматривает вопрос о предоставлении права национальным компаниям использовать МСФО вместо ОПБУ США при размещении ценных бумаг на внутреннем фондовом рынке. Понятно, что использование этого варианта в Беларуси проблематично, поскольку в любом случае в официальных целях должен использоваться перевод на русский или белорусский язык. А официального перевода МСФО на русский язык, как известно, пока нет.
Партнер рубрики - Международная Академия Биржевой Торговли 'Форекс Клуб'
Партнер рубрики -
Международная Академия
Биржевой Торговли
"Форекс Клуб"

Второй вариант — принятие МСФО с возможностью их "ограниченной модификации". В этом случае стандарты вступают в силу для компаний той или иной страны (или их объединения) только после их "одобрения" соответствующим уполномоченным органом, который имеет право внести определенные изменения в текст, опубликованный Советом по МСФО. Такой вариант применяется, в частности, в ЕС.

Третий вариант — разработка национальных стандартов финансовой отчетности (НСФО) путем их максимально возможной гармонизации с МСФО, позволяющей своевременно вносить необходимые изменения в них по мере развития международных стандартов. Таков путь Китая и ряда других стран. При этом, на наш взгляд, концепция внедрения НСФО в банковском секторе Беларуси, предложенная Национальным банком Республики Беларусь и нашедшая свое отражение в принятых 18 НСФО (+4 НСФО в стадии утверждения), выглядит достаточно последовательной. Мы, кстати, являемся официальным консультантом НБ РБ по вопросу разработки и внедрения НСФО с 2004 года.

Я полагаю, что для скорого и эффективного перехода на МСФО необходимо политическое решение, подтвержденное соответствующим нормативным актом, которым бы устанавливался приоритет МСФО в формировании бухгалтерского законодательства.

Поэтому если появится отдельный указ по переходу или применению МСФО, это, конечно, будет здорово. Но он будет прогрессивен и эффективен, только если будет предопределять ряд последующих мероприятий, которые будут последовательно решать кадровый вопрос, адресовать вопрос статуса МСФО и обязательности подготовки отчетности по ОПБУ Беларуси, если будет готовиться отчетность по МСФО, определять перечень компаний для которых отчетность по МСФО будет обязательной (как правило, это компании публичного интереса, а также потенциальные объекты для приватизации) и т.д. То есть крайне важно, чтобы данный указ не носил декларативный характер... Это мы уже проходили на уровне постановлений 1998 и 2003 годов.

Ясно одно, что, несмотря на все трудности, рано или поздно международные стандарты финансовой отчетности будут приняты и в Беларуси. Это неизбежно.

– Готова ли Беларусь к массовому применению новых стандартов?

– Ряд крупных белорусских частных компаний и 32 белорусских банка уже составляют отчетность по МСФО, а это значит, что о существенном применении стандартов в Беларуси нужно, безусловно, говорить в настоящем времени. В то же время для полноценного перехода к МСФО требуется, прежде всего, законодательное признание их статуса в Республике Беларусь и установление надежной системы контроля над качеством составляемой отчетности. Также крайне важна и упомянутая уже подготовка кадров, включая высшие учебные заведения. Здесь, безусловно, у Беларуси, по сравнению с другими странами СНГ, существует большой пробел и, к сожалению, Министерство образования этого бревна в экономическом глазу страны по-прежнему предпочитает не видеть.

Кроме того, осведомленность пользователей финансовой отчетности в отношении международных стандартов пока остается невысокой, что, безусловно, снижает эффективность от раскрытия организациями значительного объема информации, требуемой МСФО. В данной части наша компания взяла на себя определенную роль "проактивного информатора" бизнес-сообщества Республики Беларусь, а также регуляторных институтов в части применения МСФО и толкования последних изменений. В частности, за последние 3 года мы уже выпустили и широко распространили четыре редакции нашего трехтомника "Применение МСФО" на русском языке.

Существенным вопросом является также и усовершенствование и автоматизация учетных систем — широко распространенная в настоящий момент практика составления финансовой отчетности по МСФО методом трансформации, чаще всего с использованием электронных таблиц, не позволяет достичь надлежащего уровня внутреннего контроля над качеством подготовки отчетности.

– Чем полезны международные стандарты для белорусского бизнеса?


– Наверное, сегодня ответ на этот вопрос для многих уже очевиден, причем как для тех, кто уже применяет МСФО, так и для тех, кто только задумывается об этом. Крупный частный белорусский бизнес уже достаточно давно оценил пользу от международных стандартов, начиная от сотрудничества с международными финансовыми институтами, такими как МФК и ЕБРР, в части стоимости и доступности заемных ресурсов и заканчивая возможностью трезво взглянуть на собственное финансовое положение — именно поэтому мы являемся свидетелями их широкого применения этой категорией участников рынка. Основные выгоды от использования МСФО - это, конечно же, возможность привлечения заемного или собственного капитала для компаний от широкого круга инвесторов. С точки зрения вкладчиков и кредиторов — это более высокая прозрачность финансовой отчетности компаний и, как следствие, более эффективная защита прав инвесторов, в том числе прав миноритарных акционеров. Это тем более важно в свете того, что последние, как правило, вынуждены полагаться исключительно на публикуемую финансовую отчетность.

Другие экономические новости можно узнать на http://www.finance.tut.by/