Банки
Курсы валют
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия

Деньги и власть


Александр Заяц, /

В конце прошлого года увидел свет указ президента № 660 "О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь". Данный документ вступит в силу с 1 апреля. Но до этого времени предстоит принять ряд разъясняющих документов и определиться, какие цели преследует данный указ.

Фото:
Действие указа № 660 не распространяется на создание и деятельность холдингов с участием банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и страховых организаций.
 
До настоящего времени специальный нормативный правовой акт, непосредственно регулирующий создание и деятельность холдингов, в белорусском законодательстве отсутствовал. Точнее, в Беларуси существовали группы компаний, производственные объединения и даже холдинги, но не было ни одного акта, полноценно регулирующего создание и деятельность таких субъектов хозяйствования. 28 декабря 2009 года президент Лукашенко заложил правовую основу под создание холдингов в Беларуси.

Холдинг без оффшоров

Указом № 660 вводится понятие холдинга как объединения коммерческих организаций, в котором один из участников (управляющая компания) или собственник имеет возможность оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками (дочерними компаниями холдинга). В соответствии с положениями указа холдинг подразумевает владение управляющей компанией 25% и более акций (долей в уставных фондах) каждой "дочки" холдинга. При этом статус управляющей (холдинговой) компании подразумевает возможность влиять на решения дочерних компаний. Однако, отмечает партнер, юрист Glimstedt Belarus Дарья Жук, принимая во внимание нормы корпоративного законодательства, в частности Закона "О хозяйственных обществах", здесь, скорее, речь может идти о блокировании головной компанией нежелательного решения, нежели о принятии желательного для себя решения, поскольку 25% + 1 акция в уставном фонде является относительно незначительным пакетом акций. Физические лица согласно указу № 660 не могут быть участниками холдинга, но могут осуществлять управление холдингом без образования управляющей компании холдинга в случае, когда он владеет 25% и более акциями дочерних компаний или является собственником унитарного предприятия.

Управляющий партнер консалтинговой группы Revera Дмитрий Архипенко обращает внимание на то, что предоставляемые указом возможности по организации холдинга могут быть интересны и организациям частной формы собственности. "В нашей стране зачастую успешные в бизнесе бренды представляют собой группу формально самостоятельных юридических лиц, имеющих фактически общий центр контроля, - говорит он. - Структурирование группы компаний путем создания холдинга, в рамках которого составляется консолидированная бухгалтерская отчетность, может повысить привлекательность бизнеса для иностранного инвестора, сделав такие отношения более прозрачными. Однако не во всех случаях указ позволяет реализовать намерения собственников".

Ведь участниками холдинга могут быть лишь хозяйственные общества в форме обществ с ограниченной/дополнительной ответственностью, акционерных обществ, а также унитарные предприятия, как резиденты, так и нерезиденты РБ. При этом указ № 660 содержит прямой запрет на участие компаний-резидентов таких стран, с которыми отсутствуют межправительственные соглашения об обмене налоговой и финансовой информацией. "По сути, это все оффшорные юрисдикции и некоторые иные юрисдикции с льготным режимом налогообложения", - уточняет Д. Жук.

В развитие данного документа уже были приняты ряд вспомогательных нормативно-правовых документов, которые, в частности, регулируют вопросы регистрации и ценообразования. Так, постановлением № 9 Минэкономики от 20 января сделана попытка узаконить перераспределение в группе компаний прибыли и создание так называемых "центров прибыли". "Сейчас это решается через организацию системы поставок внутри группы компаний с минимальными наценками либо через построение комиссионных отношений. С принятием постановления предусматривается возможность участникам группы формировать отпускные цены на продукцию, производимую ими и передаваемую иным участникам группы (холдинга), без прибыли", - поясняет Дмитрий Архипенко.

Однако у создания больших финансово-промышленных групп есть один существенный минус. Велика вероятность, что образованный холдинг может вскоре стать монополистом. По словам Д. Жук, "холдинговые структуры являются одними из основных субъектов, подпадающих под антимонопольное регулирование". Указ № 660 устанавливает запрет на создание и деятельность на территории Беларуси холдингов, "имеющих целью монополизацию производства и реализации товаров, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей". Холдинг подлежит регистрации Министерством экономики лишь при наличии предварительного согласия антимонопольного органа – Департамента ценовой политики Минэкономики, который проверяет, не приведет ли создание холдинга к доминированию на товарных рынках. Однако, зная ситуацию в вопросе борьбы с монополиями, сложно сказать, будут ли эти требования соблюдаться.

ПО станут холдингами

Как говорилось выше, подобные на холдинги формы управления в Беларуси уже существуют, например концерны, производственные объединения. В настоящее время в Беларуси работает 47 ПО и пять концернов, а 40 структур называют себя холдингами. Что будет с ними? По словам начальника управления совершенствования организационных форм управления Министерства экономики Владимира Соболя, многие ПО и концерны будут преобразованы в холдинги. Они должны в течение одного месяца привести свои документы в соответствие с указом президента и зарегистрироваться в Минэкономики. Таким путем, считает Владимир Соболь, может пойти производственное объединение "БелавтоМАЗ". В его состав кроме ОАО "МАЗ" входят РУП "БААЗ" (г. Барановичи), РУП "ОЗАА" (г. Осиповичи), РУА "КЗТШ" (г. Жодино), РУП "Литмаш" (г. Минск), ПРУП "ДЭМЗ" (г. Дзержинск), РУП "СтройМАЗтрест" (г. Минск), а также гостиница "Алмаз" (г. Минск), медико-санитарная часть ОАО "МАЗ", Филиал ОАО "МАЗ" "Торговый дом", Филиал ОАО "МАЗ" "Сервисный центр", Филиал ОАО "МАЗ" "Завод Могилевтрансмаш", Филиал ОАО "МАЗ" "Завод автомобильных прицепов и кузовов "МАЗ-Купава". Представитель Минэкономики высказал предположение, что создание холдингов позволит владельцам бизнеса более эффективно управлять активами и консолидировать прибыль.

Впрочем, желающих создать новые холдинги только в последние недели объявилось достаточно. Так, например, Минфин считает необходимым создать в Беларуси мощный государственный финансовый холдинг, включив в него компании "Промагролизинг", "Белэксимгарант" и гипотетический экспортно-импортный банк правительства. "Использование такой структурой государственных ресурсов позволило бы максимально эффективно на рыночных условиях продвигать белорусскую продукцию на любые рынки", - убежден министр финансов Андрей Харковец. Посол Ирана в Беларуси Сейед Абдолла Хосейни также на днях обмолвился создать совместный холдинг. Планируется, что в состав холдинга войдут предприятия, которые будут заниматься торговлей между двумя странами, а также совместная белорусско-иранская транспортная компания.

Чтобы инвесторам было понятно

Бытует много мнений и версий по поводу целей принятия данного указа. В сообщении пресс-службы президента говорится, что "с принятием данного указа создаются условия для организации прозрачных с финансовой точки зрения структур, консолидирующих прибыль, полученную от деятельности предприятий холдинга с государственным участием, и перераспределения ее для реализации коммерческих, производственных и социальных программ". Дарья Жук полагает, что принятие указа № 660 должно стать началом структурирования крупного бизнеса (государственные концерны, производственные объединения) в холдинги, что, в свою очередь, позволит легализовать уже существующие имущественные, финансовые и управленческие связи компаний и их аффилированных (зависимых) лиц, что может стать еще одним аргументом в пользу повышения инвестиционной привлекательности страны и привлечения международного финансирования.

В Минэкономики также надеются, что создание холдингов в Беларуси придаст импульс процессу привлечения в страну иностранных инвесторов. "Не всем инвесторам понятно, что такое производственное объединение, а холдинг — более понятное для них явление", - считает В. Соболь. По его мнению, холдинги получат в Беларуси развитие из-за ряда экономических преимуществ. Среди них - капитализация прибыли и активов, более эффективное их использование, а также снижение налоговой нагрузки. В частности, налогами не будет облагаться движение товаров внутри холдинга.

Однако ряд экспертов предполагают, что создание холдингов будет продолжать проходить под девизом присоединения убыточных предприятий к более крепким. Благо опыт такой деятельности уже имеется. В 2006 году президент Лукашенко утверждал, что создание в Беларуси холдингов позволило не только спасти убыточные предприятия, но и нарастить объем выпускаемой продукции без проведения приватизации. "Неэффективные заводы, находящиеся в провинции, в малых городах, мы начали передавать МТЗ, МАЗ, БелАЗ, и оказалось, что, создавая холдинги, можно "вытащить" проблемные и убыточные предприятия. Но это будет возможно только тогда, когда предприятие управляется государством", - заявил президент.

На первоначальном этапе планируется создание отраслевых холдингов с доминирующей долей государства в уставных фондах управляющих компаний. Первые "плоды" должны созреть в сфере машиностроения и нефтехимическом комплексе. Таким образом образование холдингов позволит повысить капитализацию госсобственности. В случае же ее продажи инвесторам увеличится оценочная стоимость холдинга и сохранится социальная нагрузка, в том числе в виде сохранения рабочих мест.