КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса
Банки
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия

Деньги и власть


Если вы зарегистрировались как индивидуальный предприниматель, но не знаете, с чего начать свое дело, если у вас есть проблемы с работой или вы хотите зарабатывать больше денег, тогда вам к нам. Главное – научиться правильно работать с банками, формулировать свои требования и ожидания и не перестараться с начальными расходами, уверены Юрий Малафей, руководитель проекта Национального банка и ПРООН "Содействие развитию микрофинансирования в Республике Беларусь", Игорь Микульчик, председатель правления "Республиканского центра микрофинансирования", тренер проекта "Планируй свое будущее", и Ольга Кононович, начальник управления маркетинга ЗАО "МТБанк". О том, какие программы помогают новичкам в бизнесе определиться со своей работой, наши гости рассказали в студии TUT.BY.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
 

В январе-феврале в ряде городов Беларуси прошел курс семинаров для предпринимателей "Планируй свое будущее". Целью проекта является повышение финансовой грамотности предпринимателей и представителей малого бизнеса в регионах Беларуси. Как и когда возникла идея проведения курсов по повышению финансовой грамотности предпринимателей в регионах?
 
Юрий Малафей (Ю.М.): Корни этого проекта уходят в 2005 год, который в свое время был объявлен ООН как Всемирный год микрокредитования. В рамках этого года представительством ПРООН в Беларуси проводились мероприятия, связанные с изучением ситуации в области доступа населения и малого предпринимательства к финансовым ресурсам. Акцент делался на те слои населения, которые традиционно и в нашем регионе, и в других странах лишены такого доступа: это начинающие предприниматели и так называемые самозанятые граждане.
 
По итогам проведенных исследований была проведена конференция с участием международных и правительственных организаций. Были сделаны выводы о том, что необходимо развивать систему микрофинансирования, систему доступа экономически активных людей с небольшими доходами, вырабатывать комплексную программу развития данного направления с тем, чтобы объединить усилия различных министерств и ведомств, Национального банка, Министерства экономики, Министерства труда и социальной защиты, усилия донорских организаций. Так как наша страна отстает в данном направлении по сравнению со своими соседями, необходимо быстро передать последние технологии банковским и небанковским организациям по работе с данной категорией населения.
 
Это комплексная проблема, которая требует выработки государственной политики в области микрофинансирования, передачи последних знаний о том, как работать белорусским банкам с начинающими предпринимателями и самозанятыми. Конечно, нужно работать и с самими людьми, которые будут пользоваться услугами банков и небанковских организаций. Проект "Планируй свое будущее", разработанный американскими организациями и апробированный в странах Восточной Европы, частично решает эту проблему.
 
Пришлось ли как-то видоизменять программу "Планируй свое будущее" специально для Беларуси? Ведь во всех аспектах и ракурсах принято говорить, что Беларусь – страна особая.
 
Ю.М.: Я считаю, мнение о том, что Беларусь – страна, не похожая на другие, - это миф. С тем, с чем сталкиваются граждане всех стран СНГ, сталкиваются и белорусы. Возможно, чуть больше отличают нашу страну осторожность белорусов в финансовых вопросах, большее стремление разобраться в каких-то деталях, а только потом действовать.
 
Игорь Микульчик (И.М.): Закон о сохранении и приумножении денег одинаков для всех. Если ты научишься сохранять и приумножать 50 тысяч, то уже не важно, будут ли это рубли, рупии или доллары. К сожалению, многие, приходя на курс, задавали первый вопрос: "Где взять деньги? Научите меня!". Курс рассчитан на то, чтобы дать людям понять, что деньги просто так не сыплются и просто так не даются. В ходе своего курса мы старались переломить мнение предпринимателей о том, что все будет замечательно только тогда, когда кто-то им что-то даст.
 
Лозунг наших тренингов – "Разумное заимствование, разумное потребление, разумное сбережение". К сожалению, многие у нас плачут только потому, что им никто ничего не дает, и мы старались переломить психологию "дай". Видимо, из-за того, что у нас сейчас достаточно большое количество банков, которые предлагают множество сберегательных и кредитных услуг, многие ошибочно считают, что банки обязаны давать деньги, которые возвращать нет необходимости. Поэтому одним из направлений курса было научить людей думать, грамотно подходить к своим задачам и целям, решить, стоит ли вообще занимать деньги или лучше обойтись своими сбережениями, научиться сохранять свои деньги в первую очередь. Нужно сначала оценить свои возможности, и уже потом, когда четко определена финансовая цель, можно обращаться за займом.
 
И.М.: Тренинг опирается на определенный жизненный опыт и рассчитан на то, чтобы люди не получали готовые ответы, а раздумывали, размышляли, искали ответы, и было очень интересно наблюдать за тем, как менялся менталитет людей. Сначала были довольно скептические взгляды и отзывы, особенно со стороны старших людей, но во второй день многие признались, что задумались над тем, правильно ли они живут, правильно ли распределяют денежные потоки. Мы обучили 110 человек в пяти городах, и было очень приятно видеть, как люди развивались.
 
Каков процент людей, которые ушли с курсов, так и не получив ответ на вопрос "Где взять деньги"?
 
И.М.: Из ста процентов было только три процента людей, которых мы так и не смогли переубедить. Хотя сомнения забросили – а это главное. Конечно, было очень приятно видеть, когда люди удивленно говорили: "А мы думали, что банкам важно завлечь к себе клиентов. Мы просто поражены, что МТБанк нашел средства для того, чтобы провести республиканский курс". И процентов 70 вопросов было о том, зачем это нужно было банку.
 
Какой интерес банка в этом проекте?
 
Ольга Кононович (О.К.): МТБанк один из первых, кто не только обратил свое внимание на эту проблему, но и вплотную занялся ее решением. Мы хотим в доступной форме донести до предпринимателей и обычных граждан информацию о своих продуктах и услугах, которые могут значительно облегчить ведение бизнеса, сделать его более эффективным. Наши специалисты, обладающие большим практическим опытом в банковской сфере, прошли специальное обучение и являются сертифицированными тренерами по данной международной программе. Они готовы профессионально ответить на любой вопрос слушателей, помочь разобраться и определить преимущества банковских предложений. Для нас также очень важно донести до региональных предпринимателей факт того, что банк сегодня является реальным помощником малого бизнеса. Всегда возможен диалог между предпринимателем и банком и эффективное решение проблемы.
 
Планируется ли продолжение курса и для каких целевых групп?
 
Ю.М.: Мы действуем по плану, согласно которому наши инструкторы, которые прошли обучение и получили сертификат, до апреля должны охватить 500 человек. Основной акцент делается на регионы. Как показала практика, белорусы при грамотном подходе и правильной методологии любят учиться, поэтому мы надеемся, что задача пилотного курса по Беларуси будет полностью выполнена. Затем сюда приедут специалисты варшавского Центра микрофинансирования в Центральной и Восточной Европе и странах СНГ, после чего курс будет окончательно адаптирован к белорусским условиям и будет выработан план дальнейшего внедрения.
 
Кто он, начинающий белорусский предприниматель? Как отличаются предприниматели в столице и регионах?
 
И.М.: Я думаю, столичные и региональные предприниматели мало чем отличаются. У столичных, с одной стороны, больше возможностей: лучше доступ к банковским структурам, больше информации и потенциальных потребителей. Но и в регионах есть свои плюсы, и их очень много: меньше конкуренция, гораздо ниже затраты на платежи и арендную плату, легче создать свой имидж. Но у региональных предпринимателей уровень образования достаточно низкий, и очень здорово, что Министерство труда и социальной защиты, понимая эту проблему, проводит достаточно серьезные курсы для начинающих предпринимателей. Если бы мне, предпринимателю с пятнадцатилетним стажем работы, были даны такие знания на старте, я бы не совершил столько ошибок. Поэтому очень здорово, что страна помогает, и предприниматели должны ценить эти знания, потому что потом им не придется наступать на грабли.
 
Отличаются ли возможности сотрудничества с банком у столичных и региональных предпринимателей?
 
О.К.: В целом, у столичных и региональных предпринимателей условия сотрудничества одинаковые. Однако некоторые программы МТБанк создает специально под регионы. К примеру, у нас действует специальная программа кредитования предпринимателей, условия по которой более понятны и подходят именно представителям регионального бизнеса. Эта программа финансирования уже оценена предпринимателями малого бизнеса и пользуется значительным спросом.
 
Происходил ли обмен опытом между предпринимателями во время прохождения курса "Планируй свое будущее"?
 
И.М.: Конечно. Тренинг отличается тем, что говорит не тренер, а, в первую очередь, сами люди. Предприниматели вспоминают свой опыт, делятся между собой, рассказывают о случаях, которые у них были, делятся своими ошибками. Тренер лишь направляет беседу в нужное русло и делает так, чтобы люди сами поняли, в чем заключаются их ошибки и преимущества.
 
Какие основные ошибки, которые объединяют всех предпринимателей в Беларуси, вы могли бы назвать?
 
И.М.: Первая, и самая главная ошибка, заключается в том, что многие люди считают, что нужно где-то урвать денег, и тогда проблем развития не будет. Поэтому мы сразу объясняем, что лучше начинать свой бизнес без внешнего заимствования. Как показывает практика, зачастую люди берут деньги в банке, абсолютно не просчитав проценты и не продумав, как они будут отдавать займ, не просчитав рентабельность своего бизнеса.
 
Вторая ошибка, на которую мы указываем, - это то, что люди начинают свое дело без вложения личных средств с очень высокими амбициями по затратам: сразу нужен большой офис или магазин размером с ГУМ, чтобы чувствовался размах.
 
Это наиболее распространенные ошибки среди предпринимателей. Конечно, нужно сказать и о незнании законов, требований государства, законодательства по налогообложению, незнание того, где и как взять деньги.
 
Потребности в каких знаниях есть у предпринимателей, которые занимаются бизнесом не первый год? Какие программы им нужны?
 
И.М.: Многие консалтинговые агентства проводят достаточное количество тренингов и семинаров для предпринимателей, причем их может посещать любой гражданин, и тогда у него будет совершенно другое отношение к жизни. Тренинги проводят и различные союзы предпринимателей, сообщества, и на этих тренингах действительно многому можно научиться. Наш Республиканский микрофинансовый центр планирует тренинги совместно с одним из проектов ООН: в Слониме мы собираемся провести однодневный тренинг для начинающих предпринимателей о том, как открыть свое дело, выбрать банк, где и как взять необходимые деньги, как правильно просчитать риски.
 
Ю.М.: Курс "Планируй свое будущее" рассчитан не только на начинающих предпринимателей. Начинающие предприниматели – это одна из групп, которая на практике может решить свои вопросы. Курс рассчитан на молодых людей, на тех, кто временно имеет проблемы с работой, но хотели бы улучшить свое финансовое положение.
 
Например, в Казахстане этот курс был введен в программу средних школ, потому что такие программы на Западе давно включены в школьное образование и с детства учат людей работать. Эти курсы носят развивающий характер и будут интересны многим людям, даже людям со средним и высоким уровнем доходов. Если такая работа будет продолжаться и дальше, если курс будет адаптирован и применен в качестве факультативных занятий со студентами и школьниками, тогда можно ожидать хороших результатов.

О.К.: По опыту нашего банка мы видим, что представителям малого бизнеса, не первый год находящимся в бизнесе, важна быстрая реакция банка – скорость рассмотрения документов при выдаче кредита, а также оптимальный подбор банковских кредитных продуктов. Каждому представителю бизнеса в банке важен и персональный подход - клиенты хотят видеть в своем банкире не только и не столько источник ресурсов и услуг, но и партнера, который вникнет в суть их проблем и поможет принять верное и наименее рискованное решение.

Другие экономические новости можно узнать на http://www.finance.tut.by/