Деньги и власть


Алена Андреева, /

Большинство белорусов получает зарплату на пластиковые карточки, но степень доверия к ним по-прежнему достаточно низка, уверен Валерий Бойко, директор департамента по работе с карточными продуктами "Приорбанка". О том, чем различаются банковские карточки разных платежных систем, можно ли получить карточку зарубежного банка и как правильно совершать платежи через интернет, наш гость рассказал в студии TUT.BY.
 
фотоВ Беларуси на сегодняшний день около восьми миллионов банковских карточек. Сколько из владельцев карточек сознательных пользователей, которые знают, что значит тип их карты?
 
Сложно сказать, кто является продвинутым пользователем, но, на мой взгляд, таких понимающих пользователей процентов пятнадцать. Это не те люди, которые дважды в месяц подходят к банкомату и снимают аванс и зарплату, а те, кто пользуется карточкой для расчетов в магазинах, оплаты коммунальных платежей, у которых есть возможность интернет-банкинга и sms-банкинга. 
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Продвинутый пользователь должен знать, что означает тип его карты?
 
Несомненно должен знать. Дело в том, что в интернете не все карточки принимаются, равно как и не по всем карточкам можно рассчитываться за границей, забронировать гостиницу или автомобиль. Самые продвинутые могут пользоваться и этими услугами. 
 
Какой самый распространенный тип карточки в Беларуси?
 
Самый распространенный тип - это Visa Electron. Это самая простая карточка платежной системы Visa, может быть как национальной, так и международной, то есть ей можно пользоваться за границей, по ней можно снимать валюту, но, к сожалению, ею нельзя рассчитываться в интернете, нельзя бронировать гостиницы и совершать МОТО-транзакции, то есть транзакции по телефону. 
 
Какого типа карточка считается карточкой для продвинутого пользователя?
 
Это уже Visa Classic, Visa Gold или MasterCard. Это эмбоссированная карточка, с выдавленным номером на ней, и ее можно использовать не только для совершения электронных операций по магнитной полосе, но и операции card not present, в которых карточка физически не участвует. 
 
Как можно расширить потенциал карты Visa Electron, чтобы совершать с нею больше действий?
 
Если вам нужно совершать определенные операции, бронировать авиабилеты или гостиницы, то единственным вариантом может быть смена карточки - получайте Visa Classic, Visa Gold или MasterCard.
 
Если у вас Visa Electron domestic, то есть карточка, которой можно рассчитываться только в своей стране, можно обратиться в банк с заявлением, чтобы сделать ее международной. 
 
Чем отличаются продвинутые карточки Visa Classic, Visa Gold или MasterCard между собой? Как выбрать карточку для продвинутых?
 
Основной функционал у них абсолютно одинаков. Visa Gold - это премиальный продукт, по которому международный банк предлагает перечень дополнительных услуг, опосредованно связанных с платежами: это могут быть услуги консьержа, страховка, информационная поддержка со стороны Visa, продленная гарантия, priority pass в аэропорту. То есть это уже элементы престижа. 
 
Могут ли белорусы получать банковские карточки не только белорусских банков или иностранных банков, действующих на территории Беларуси? Могу ли я поехать в ближайшую страну и в качестве элемента престижа получить карточку российского банка?
 
Поехать можете, но для того, чтобы получить карточку в соответствии с нашим законодательством, нужно будет обратиться в Национальный банк, чтобы получить разрешение на открытие счетов за границей. 
 
Насколько применимой эта карточка будет на территории Беларуси?
 
Карточка будет применима точно так же, как и белорусская, единственное ее отличие будет в тарифах. Если вы снимаете деньги по этой карточке в банкомате, будете выплачивать дополнительную комиссию. В магазинах можно будет рассчитываться точно так же, как и белорусской, ее точно так же будут принимать, как и карточку любого белорусского банка.
 
В чем разница между карточками Visa и MasterCard?
 
На сегодняшний день принципиальной разницы между карточками этих двух платежных систем нет. Карточки одинаково хорошо принимаются и в Европе, и в Азии, и в Америке. Разница была несколько десятков лет назад после того, как MasterCard слился с Eurocard и был наиболее распространен на европейском рынке, чем Visa. Но за последние годы ситуация полностью выровнялась, причем в отдельных регионах Visa держит свои позиции даже несколько сильнее, чем MasterCard. 
 
А белорусским банкам есть разница, какие карточки обслуживать?
 
В принципе, нет, тарифы примерно одинаковы, разница несущественна. С технологической точки зрения разницы нет. 
 
Что для банков вообще значит "обслуживание банковской карточки"?
 
Банк является эмитентом банковской карточки, который ее выпустил, передал клиенту, позволяет совершать определенные расчеты, взаимодействует с клиентом по установлению лимитов и т.д. Кроме того, банк является эквайром, который обслуживает платежные терминалы или банкоматы, через которые происходят расчеты по этой карточке. 
 
В Беларуси есть национальная карточная система "БелКарт". Принято решение, что предприятия до конца года должны перейти именно на эти карточки. Создаст ли это дополнительные сложности как для обычных пользователей, так и для банков, которые будут обслуживать карты?
 
У обычных пользователей никаких дополнительных сложностей и трудностей не возникнет, тем более что многие банки приняли мудрое решение оставить старые карточки клиентам и в дополнение к ним выпустить к тому же счету карточку "БелКарт". 
 
С точки зрения банков, я думаю, больших сложностей тоже не возникнет: в свое время было принято решение перейти от карточек "БелКарт" с чипом на более дешевые карточки "БелКарт-М" с магнитной полосой. У банка незначительно увеличатся расходы на выпуск пластика, не более того.
 
У банков, которые обслуживаются не на банковском процессинговом центре, могут возникнуть небольшие технические вопросы по взаиморасчетам, но это момент, который пользователям не виден.
 
Степень доверия к операциям, проводимым в интернете, у нашего населения достаточно низка. Все ли продвинутые клиенты пользуются всем спектром услуг, которые предоставляет банковская карточка?
 
Конечно, не все. Действительно, есть такая проблема: люди по-прежнему боятся чего-то нового, в том числе и интернета, видя живые примеры мошеннических операций, клиенты боятся платить в Сети. В принципе, если соблюдать элементарные меры предосторожности, расчеты в интернете могут быть не опаснее расчетов в торговых точках и гипермаркетах.
 
Что может стимулировать белорусов к тому, чтобы становиться продвинутыми пользователями своих банковских карт?
 
В интернете стимулировать может цена. Когда товары в интернете будут дешевле, чем товары в магазинах, рано или поздно люди перестанут бояться и осторожничать и начнут пользоваться интернет-платежами. Кроме того, содействовать этому может уровень образования: нужно хорошо разбираться в интернете, не делать элементарных ошибок, не пользоваться сайтами, которые ты видишь впервые или которые вызывают сомнения в надежности.
 
А если люди боятся вводить номер карты из-за того, что хакеры его перехватят?
 
На всех сайтах, которые работают через банки, номер карточки вводится не на сайте продавца, а на сайте банка по защищенным соединениям, так что вероятность перехвата номера карточки нулевая.
 
А как быть, если платеж совершен не по адресу и деньги ушли не тому, кому они предназначались?
 
Такие варианты возможны, скорее всего, только при оплате коммунальных услуг и телефонов, где вы сами вводите лицевой счет или другой номер, куда уходят деньги. В обычном интернет-магазине это сделать сложно. В случае с ошибкой в коммунальных платежах вам нужно обратиться в службу поддержки того сайта, где вы платили, и вам расскажут, как поступить. Как правило, действия такие же, как если бы вы уплатили через инфокиоск или банкомат: вам нужно будет обратиться, например, в офис мобильного оператора, предоставить карт-чек и уточнить номер телефона, счет которого вы пополняли.
 
Есть ли какие-то регламентированные сроки возврата средств, ушедших не по адресу?
 
Если вы обратились в течение того дня, когда совершали оплату, деньги можно вернуть. Если же вы обратились на следующий день, вы сможете только уточнить реквизиты того платежа или уже с конечным получателем средств договариваться о возврате денег.
 
Как быть, если клиент потерял свою карточку?
 
В этом случае нужно заблокировать карточку через колл-центр (службу поддержки) или явившись в банк. Для этого желательно номер колл-центра иметь не только на обратной стороне карточки, но и в мобильном телефоне.
 
фотоСколько по времени может происходить замена карточки?
 
Карточка, как правило, меняется в течение трех-четырех дней в зависимости от региона. В Минске карточка заменяется быстрее, по регионам нужно учитывать еще и время доставки карточки.
 
Влияет ли тип карты на время замены и выдачи новой?
 
Абсолютно не влияет: технология изготовления карточек совершенно одинакова.
 
Что делать, если банкомат не отдает карточку?
 
Нужно звонить или в свой банк, или в службу поддержки, которая обслуживает банкомат. Номер телефона, как правило, указан на банкомате.
 
Сроки, в которые карточку вынут и вернут владельцу, зависят от банка и от того, где находится банкомат. Некоторые банкоматы инкассируются каждый день, некоторые раз в неделю. Кроме того, необходимо время для пересылки карточки из одного банка в другой. Иногда проще перевыпустить карточку.
 
Как обеспечить безопасность счета в то время, когда карточка находится в банкомате?
 
После совершения операции банкомат спрашивает, вернуть ли карточку или продолжить операции. Если в этот момент вы ушли, следующий подошедший человек может нажать на "Продолжить" и совершать операции по вашей карточке. В этом случае вы рискуете потерять весь остаток средств на вашей карточке.
 
Если банкомат "заглотил" карточку, не выдает ее, но и не предлагает продолжить операции, то вы ничем не рискуете.
 
Правомерен ли отказ в приеме платежа по карточке "Приорбанка" из-за того, что она не именная?
 
"Приорбанк" не единственный, кто выпускает неперсонифицированные карточки, но такие карточки должны приниматься, причем не только в Беларуси, но и по всему миру. Это нормальная практика для банков, которые обслуживают предприятия торговли и сервиса.
 
Неперсонифицированные карточки - это довольно узкий сегмент рынка, который, впрочем, растет, как и весь карточный рынок.
 
Среднестатистический европеец в своем портмоне имеет целый набор различных карточек. Нужно ли белорусам множество карточек в кармане?
 
Карточки, которые мы видим на западных рынках, - это не только зарплатные карточки, но и кредитные, корпоративные, возможно, карточки ко-бренды с предприятиями, футбольными клубами и т.д. Мы к этому тоже идем: количество кредитных карточек в стране постоянно растет, и уже у многих можно увидеть по две карточки. У некоторых есть специальные карточки для совершения операций в интернете, чтобы пользоваться не основной карточкой со всей своей зарплатой.
 
Что будет значить увеличение количества банковских карточек, которые находятся в обороте у белорусов? Усложнит ли это систему пользования ими?
 
С моей точки зрения, это никак не усложнит систему пользования карточками, единственное, что нужно будет помнить, какая карточка у вас зарплатная, а какая кредитная. Ни для банков, ни для предприятий ничего не изменится. Это всего лишь вопрос вашего удобства, внутренней методики распределения средств и рисков.
 
Насколько влияет уровень финансовой грамотности населения на интерес к тем или иным картам?
 
Такая тенденция есть в премиум-сегменте, где клиенты хотят выделиться на фоне остальных и получить карточку более высокого уровня. В остальном программы по увеличению финансовой грамотности направлены на изменение поведения клиентов, на стимулирование безналичных расчетов с использованием пластика, использования sms-информирования о совершенных операциях, что также противодействует мошенничеству, использования интернет- и sms-банкинга.
 
О чем нужно помнить пользователям карточек, чтобы обезопасить себя от мошенников?
 
Карточка - это те же денежные средства, и с ней нужно обращаться точно так же: не забывать ее, не оставлять, не показывать и не давать в руки другим людям, не использовать в сомнительных точках.

Другие экономические новости можно узнать на www.finance.tut.by
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-10%
-20%
-33%
-50%
-99%
-20%
0058415