Общество


Александр БЕНЬКО, Ульяна БУШУЙ, /

Старая пословица о том, что сани лучше готовить летом, а телегу – зимой, как никакая другая подходит к туристической отрасли. О летнем отдыхе большинство будущих отпускников старается позаботиться заранее. Заморские пляжи пока пустынны, а температура воды в них далека от идеальной, но именно в феврале-марте стартует кампания по бронированию туров на популярные курорты. В это время туристические компании и отели начинают строить планы на приближающийся сезон и, как показывает практика, склонны делать максимальные скидки и предоставлять дополнительные бонусы своим клиентам. Впрочем, нынешний год может стать исключением. Ожидания, связанные со снижением спроса на туристические услуги, заставят представителей отрасли экономить.

Международные эксперты солидарны в своем мнении, что падение спроса на туруслуги в 2010 году замедлится. Конечно, на нем будут даже наблюдаться признаки роста, но исключительно за счет развивающихся азиатских стран. Иными словами, экономить на отдыхе будут все. Ведь влияние мирового кризиса на туристический спрос в США и Европе оказалось очень серьезным. За 2009 год число турпоездок в этих регионах мира упало на 7%. В 2010 году возможен рост не более чем на 3%, что гораздо ниже прогнозов прошлых лет.

Что же касается перспектив белорусов отдохнуть на широкую ногу, то в компаниях в нынешнем году радужных планов на этот счет не строят. Как говорит эксперт рынка туристических услуг Надежда Суслова, последние несколько месяцев вообще оказались самыми проблемными за всю историю отечественной индустрии отдыха. Подпортил бизнес "свиной" грипп – из-за боязни подхватить хворь на чужбине белорусы свели число поездок к минимуму, и даже такие популярные направления зимнего отдыха, как Украина, Польша и Германия, полностью не оправдали ожиданий операторов. С летними турами проблем не меньше: гриппозные опасности отошли на второй план, но легче от этого не становится. Наибольшее влияние на туристические потоки в наступившем году окажут растущие цены на авиатопливо, а также колебания мировых валют.

Директор "Алатан Тур" Алексей Стрельченко уверен: стоимость летнего отпуска в большинстве своем будет зависеть от транспортной составляющей, а допо­длинно обозначить, сколько нынешним летом будет стоить топливо, сегодня не берется никто. "До сих пор нет "раскладки" по чартерным рейсам, а это значит, что окончательная стоимость услуг остается тайной за семью печатями даже для туроператоров, — сетует глава туристической компании. — Но вот отели, с которыми мы уже начали работать, пока предварительно выставляют тарифы на уровне прошлого года – ни выше, ни ниже. Хотя с ценой они тоже еще окончательно не определились, не исключено, что она немного подрастет".

Туроператоры уже сегодня начинают готовить своих клиентов к тому, что цена на отдых в нынешнем году немного поднимется, как минимум, на 20 %. Впрочем, в офисах авиакомпаний заявляют, что пока фактических оснований для таких опасений нет. Цены на авиатопливо увеличиваются незначительно, и, если не случится чего-то экстраординарного, рост вряд ли превысит 2-3%.

В турфирмах отмечают, что если сравнивать с 2009 годом, то спрос не претерпел каких-то изменений — количество обращений в феврале было сопоставимо с показателями прошлых лет. Зато поставщики — базы отдыха, гостиницы, санатории — в этом году пред­ставили летние предложения немного раньше. Как отметили в одной из туристических компаний, 70% поставщиков оставили цены на летний отдых на уровне 2009 года, 20% увеличили цены на 6-10%, но некоторые отели и вовсе поменяли формат продаж, что привело к удешевлению их услуг.

В туристическом бизнесе склоняются к мысли, что в 2010 году белорусы отдыхать будут, но при этом станут урезать сроки каникул и выбирать более "бюджетные" направления поездок. Двухнедельные туры заменят десятидневными, выбирая при этом такие недорогие и не слишком далекие страны, как Турция, Египет, Тунис, Хорватия и Марокко. И хотя по ожиданиям популярность "массовых" туристических направлений в нынешнем году вряд ли подвергнется серьезной коррекции, еще меньше изменится ситуация в так называемых индивидуальных поездках. Дело в том, что "штучные" туристические продукты могут себе позволить лишь состоятельные белорусы, и число таких заказов в туркомпаниях традиционно было невелико. "Популярность туров в нашей стране напрямую увязана с удобствами авиасообщения, львиная доля туристов предпочитает отдыхать в тех странах, куда доставят чартеры, – в Турцию, Болгарию, — уверяет Алексей Стрельченко. — Например, после появления в 2009 году постоянного рейса в Дубаи, число турпоездок в страны ОАЭ выросло в десятки раз".

Как говорят в компании "Внешинтурист", минувший год в каком-то смысле стал особенным для белорусской туротрасли: не было глубины продаж, зато постоянно появлялись спецпредложения. Граждане могли спокойно забронировать тур буквально за несколько дней до отлета. Клиенты боялись экономической нестабильности и не планировали отдых заранее. Несмотря на то, что кризис не закончился, кто-то приспособился к нему, кто-то понял, что не станет беднее, а кто-то подкопил. Очень много сейчас таких клиентов, которые имеют по $ 3-4 тыс. и хотят потратить их на отдых, потому что быт налажен, а для инвестирования эта сумма слишком мала.

Как рассказывает директор УП "Национальное агентство по туризму" Юлия Зеленская, в 2010 году туристическим компаниям, возможно, стоило бы сконцентрировать свои усилия на туризме въездном, ведь отдых в Беларуси на фоне большинства направлений выглядит экономически привлекательным. Говоря проще, отдохнуть в белорусских пансионатах и санаториях дешевле, чем на территории наших стран-соседей. Отдых и в России, Прибалтике, Польше и даже в Украине обходится дороже на 20-25%. Именно поэтому белорусское направление становится все более популярным среди наших соседей. "В минувшем году наполняемость белорусских санаториев впервые за последние годы приблизилась к 100%. — говорит Юлия Зеленская. — Хотя, похоже, она все-таки не достигла этой точки, так что задел на будущее у нас пусть небольшой, но есть. Особенно если учитывать, что новые туристические объекты в стране появляются. В нынешнем году мы делаем ставку на привлечение туристов с направлений, ставших для нас в каком-то смысле традиционными: России, Германии, Польши, стран ОАЭ. Хотя на по­следние три категории туристов после повышения стоимости въездных виз рассчитывать приходится меньше". Кстати, по данным Департамента по туризму Минспорта, за минувший год темп роста туристических и экскурсионных услуг составил 87,5%, или Br 383,7 млрд. рублей. Всего иностранные туристы оставили в стране около $ 114,6 млн. А вот импорт туруслуг сократился до 87,1% к аналогичному периоду 2008 года ($ 36,7 млн.).

Впрочем, некоторые эксперты не склонны считать, что внутренний туризм может оказаться локомотивом отрасли. Недавно было заявлено о том, что в 2010 году путевки в белорусские здравницы подорожают в пределах прогнозного индекса цен, то есть в среднем на 9%. Средняя стоимость путевки в 2009 году для взрослых сроком на 18 дней находилась на уровне Br 965 тыс., однако эта цена больше касается путевок, выкупаемых по профсоюзным линиям. Для большинства же отдыхающих, в том числе и въездных туристов, цену на санаторные путевки диктует рынок. Не исключено, что ожидаемый вал туристов из России и Украины подкрутит цены на услуги белорусских здравниц.

Не берег турецкий, а дача родная

Белорусские турфирмы прогнозируют, что на отдыхе белорусы в нынешнем году предпочтут сэкономить


Мониторинг цен на туристическом рынке пока неутешителен: по сравнению с прошлым годом они выросли, как минимум, на 10%. Эксперты отмечают: некоторые компании надуманной дороговизной пугают клиентов, чтобы в горячий сезон заманить призрачной скидкой. Игра называется "уступка себе не в убыток".

Говорить о том, как именно поведут себя цены на путевки, пока сложно. Туристические компании начинают заключать договоры с отелями и авиаперевозчиками на летний сезон обычно в марте-апреле, а до этого момента ценовая политика остается туманной. Однако специалисты считают: цены останутся примерно на уровне прошлого года. А вот туристы, наверняка, будут выбирать путевки в страны подешевле. Директор ГП "Виктория-Тур" Алексей Подоматько отмечает: белорусы этим летом выберут более экономный отдых. Поэтому в лидеры по спросу вырвутся курорты Румынии и Крыма. Правда, не исключено и "странное" поведение рынка. Например, в прошлом году выиграли фирмы, сделавшие ставку на Болгарию.

Популярная у соотечественников Турция немного сдаст позиции: несколько снизилось качество обслуживания. "Отдохнуть 10 дней в Турции в отеле "все включено" можно за такие же деньги, как и неделю в Европе с завтраком. В среднем сутки проживания на турецком берегу обходятся в $ 30-50, в Крыму – в три раза дешевле. Но минимальные затраты предполагают и незамысловатый сервис. Те направления, которые нельзя назвать массовыми в силу дороговизны отдыха, будут популярны среди определенного круга людей и в этом году: Сейшельские острова, Маврикий, Куба, Доминиканская Республика…", — говорит Алексей Подоматько.

"Горячие" цены

Турфирмы уже запестрели предложениями: "Горящие туры на лето 2010!", "Скидки при раннем бронировании!". При этом ценник сложно назвать низким. Проживание с питанием "все включено" в крымском отеле обойдется в $ 77-300 в сутки. Недельный отдых в Болгарии на двоих при условии раннего бронирования стоит 745-820 евро + 60 евро виза.

Отдых в начале лета в Турции – $ 1385-2455 за 10 дней на двоих. Столько же дней в Греции обходятся в 1020-2500 евро (плюс 95 евро за визу). Экзотические государства отличаются и "нестандартным" уровнем цен: двухнедельный отдых в феврале—марте на двоих в Доминиканской Республике – $ 4400-5100 (виза $ 110), на Кубе – $ 4325-6620, на Гоа – $ 2200-10530 (за 11 дней) + 650 евро за перелет + $ 75 за визу.
Нужные услуги в нужный момент
-30%
-15%
-20%
-44%
-10%
-10%
-50%
-50%
-20%
0058415