В мире


Евгения Письменная, Анатолий Темкин, Алексей Непомнящий, /

"Предмет обсуждения очень серьезный, будут приняты институциональные решения. Вот Прохоров нас порадовал. Так завлекательно рассказал об удивительном автомобиле будущего. Просто как фантастический роман", — поделился с "Ведомостями" член правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, первое заседание которой прошло вчера под руководством Путина. После обсуждения закона об инновациях Путин объявил следующий пункт повестки: "А теперь Михаил Дмитриевич расскажет нам про интересный проект. Я про него уже слышал, считаю его очень интересным".
 
"С удовольствием", — ответил Прохоров и рассказал министрам и чиновникам об автомобиле будущего — дешевом, простом и удобном. За ним большое будущее, убеждал он: в мире 1,5 млрд машин, которые можно поменять.
  
Группа "Онэксим" Прохорова с холдингом "Яровит" собираются создать серийное производство массового гибридного автомобиля (см. врез). Задача — сделать машину c розничной ценой в 8888 евро, рассказывал в феврале президент "Яровита" Андрей Бирюков. $10 000, уценил вчера Прохоров.
Автобудущее
Гибрид будет производиться в трех модификациях: грузовик, стандартный городской и молодежный спортивный автомобиль. Он будет работать на сжиженном газе и с электрической трансмиссией. "Онэксим" взял на себя финансирование проекта, "Яровит" – техническую часть.
 
Правительство одобрило проект, подвел итоги комиссии Прохоров: завод в Тольятти откроется в начале 2011 г., а с середины 2012 г. начнется выпуск автомобилей.
"Тольятти как базу для проекта Прохорову предложили в правительстве, — рассказывает чиновник Белого дома. — Там как раз много квалифицированных кадров и есть отличная площадка — “АвтоВАЗ”. Моногороду Тольятти как воздух необходимо открытие новых производств".
  
Пока принято только принципиальное решение, что площадка будет в Тольятти, какая именно — еще предстоит решить, уточняет представитель "Онэксима". Прохоров говорил только о строительстве завода в Тольятти, с "АвтоВАЗом" это никак не связано, заявил "Ведомостям" топ-менеджер "АвтоВАЗа" (представитель завода от комментариев отказался). Проект не связан с "АвтоВАЗом", подтверждает Бирюков, это будет абсолютно новое производство. По его словам, в Тольятти партнеры собираются выпускать только легковую машину, а грузовики — в Петербурге, где у холдинга есть участок земли.
 
Прохоров уже второй раз представляет проект на высоких комиссиях, рассказывает чиновник правительства, дебют состоялся на президентской комиссии по модернизации. У президента презентация была гораздо скуднее — всего два слайда показал, говорит сотрудник администрации президента.
  
"Рассказ Прохорова понравился, но информации пока очень мало, чтобы оценить перспективы проекта", — считает высокопоставленный чиновник правительства, прослушавший вчера презентацию. Прохоров предлагает интересную идею, солидарен высокопоставленный чиновник Минпрома, но "про бизнес в ней ничего нет".
 
Минпромторг и Минэкономразвития даже не внесли проект Прохорова в стратегию развития автопрома до 2020 г., которую сегодня рассмотрит президиум правительства. "Трудно в концепцию вписать мечту", — объясняет чиновник Минпромторга.
  
"Это бизнес-проект", — настаивает Прохоров, предполагая получить прибыль через 4-5 лет. Этой идеей "Онэксим", по его словам, занимается уже 1,5 года, чтобы ее получить, анализировали работы многих автоконцернов, саму идею нашли в США. "За проектом реальное будущее", — спокоен Прохоров.
 
Срок окупаемости новой платформы при условии выпуска на ее базе 1 млн машин в год — около пяти лет, оценивает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Консорциум "Онэксима" и "Яровита" заявляет более скромные параметры проекта, значит, срок окупаемости сильно затянется, полагает эксперт.
 
Чиновники настороженно приняли проект Прохорова, рассказывает чиновник аппарата правительства: "Но с идеей работать придется". Сам Прохоров к этому относится спокойно: "Мы пока справимся сами". Ему нужны от государства не деньги, а поддержка: упрощение режима сертификации, чтобы многие могли собирать эти автомобили, развитие рынка сжиженного природного газа и помощь с обеспечением квалифицированными кадрами. Популярность нового автомобиля сильно зависит от развития сети газовых заправок, количество которых, особенно в регионах, невелико, согласен Агибалов.
 
Нужные услуги в нужный момент
-25%
-40%
-20%
-10%
-49%
-20%
-10%
-10%
-20%
-30%
-10%