Авто


Екатерина Шеремет, /

Двухразовым повышением цен на топливо, произошедшим в январе и феврале текущего года, история не завершится: топливо будет дорожать, АЗС будут придумывать, как привлечь нас, автолюбителей, а Комитет госконтроля после годового моратория на проверки возобновит активную работу в топливном секторе. Таковы прогнозы Ирины Володько, директора ОДО "Астотрейдинг", представляющего сеть АЗС "А-100", и пресс-службы Комитета государственного контроля.

– Как чувствуют себя автозаправщики после двухразового повышения цен на топливо, произошедшего в этом году?


– Действительно, в этом году уже дважды было повышение цен. Первое повышение было связано с выравниванием цены по отношению к увеличению НДС с 18% на 20%-ную ставку. Последнее повышение прошло незаметно, на автозаправках людей меньше не стало. Сейчас станции работают в более интенсивном режиме, чем прежде. Я считаю, что повышение цен не вызвало бурной реакции со стороны наших автолюбителей.

– Известно, что зима 2009-2010 гг. была аномально холодной и снежной. Шутили, что мороз избавил Минск от извечных пробок. Много ли проблем с топливом возникало в эти аномальные холода?

– В отношении топлива серьезных нареканий не возникло, потому что сегодня то качество, которое выдает белорусский завод-производитель топлива, соответствует всем европейским требованиям. В этом году не было серьезных нареканий к качеству зимнего дизельного топлива: мы не заметили повышенного неудовольствия наших клиентов.

– В 2009 году для проверяющих структур действовал запрет на проведение проверок на АЗС, кроме проверки оперативных данных. Сеть АЗС "А-100" удостоилась хоть одной проверки в прошлом году?

– Проверки проходили только плановые, о которых мы знали заранее. Внеплановые проверки происходили исключительно по обращениям граждан, и положительные результаты этих проверок дают мне право говорить, что качество нашего товара очень высокое. За последнее время внеплановых проверок у нас не было.

– В этом году мораторий уже не действует, и уже появились слухи о том, что в той или иной сети АЗС выявляют некачественное топливо. Приходили ли проверки к вам в этом году?

– На сегодняшний день каких-то внеплановых проверок у нас не было. Как и обычно, проходят проверки по обращениям.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (164 Мб)

– Слухи о том, что на некоторых АЗС реализуется якобы некачественное топливо, все-таки имеют место быть. Зачем, на ваш взгляд, автолюбители распространяют страшилки такого рода?

– Мне кажется, это интересная "жареная" новость, которую приятно обсуждать. Я считаю, что это не более чем просто кухонные разговоры. Проще всего обвинить АЗС в плохой работе старого авто. Когда клиент получает грамотные, документально подтвержденные ответы лабораторного исследования топлива, как правило, у него снимаются все вопросы. На это надо потратить время, а тратить его на сплетни намного приятнее.

– По данным Комитета госконтроля за 2008-2009 годы, количество субъектов предпринимательской деятельности по торговле нефтепродуктами сократилось в два раза. Вы ощутили это?

– Действительно, сейчас проводится работа концерна "Белнефтехим" и Комитета госконтроля по наведению порядка в этой отрасли. Успех налицо: в нашей стране некачественного топлива стало намного меньше. Это плоды такой совместной работы.

То, что количество предприятий, у которых есть лицензия на торговлю нефтепродуктами, сократилось, на себе мы не почувствовали. На наш рынок это никак не повлияло.

– Но на конкуренции между маститыми игроками автозаправочного рынка это сказалось?

– На нашем рынке конкуренция всегда была большая. Не так много компаний представлено на рынке Беларуси, поэтому борьба идет всегда напряженная. То, что за 2008-2009 годы количество предприятий этого плана сократилось в два раза, не говорит о том, что конкурировать стало легче либо труднее. Конкурировать трудно всегда, если ты хочешь завоевать своего клиента.

– Несмотря на тотальный контроль нефтехимической сферы, все же встречаются торговцы нелегально ввезенным и порой некачественным топливом. Они как-то влияют на количество клиентов на легальных АЗС?

– Как ни странно, торговцы некачественным товаром только добавляют нам клиентов: потребитель, пробуя некачественное топливо, возвращается обратно и становится преданным тебе. Сегодня качественное топливо – это наше конкурентное преимущество.

– За счет чего сегодня выживает АЗС? Этот вопрос волнует тех, кто хотя бы раз бывал за границей и видел, что цены на разных АЗС там отличаются хотя бы на десяток центов. У нас же цены везде одинаковые. За счет чего можно привлечь клиента?

– Цены на нефтепродукты на АЗС регулируются государством. Говорить о том, что мы можем конкурировать по ценам, не представляется возможным. Сегодня наши конкурентные преимущества другие. Нужно предлагать всегда что-то новое.

Буквально недавно в Минске открылась новая АЗС, где мы предложили клиентам европейскую систему расчета за топливо: клиент, приезжая на АЗС, сначала заправляет авто, а потом оплачивает. Это позволяет заправить клиенту столько, сколько нужно, и быстрее обслужиться. Сегодня это единственная в Беларуси станция заправки с такой европейской системой расчета за топливо.

– Если говорить о жизни игроков авторынка в новых кризисных условиях, то обычно принято рассуждать о необходимости новых маркетинговых стратегий, подходов к клиенту, рекламных кампаний. Диктует ли маркетинг какие-то новые схемы взаимоотношений автозаправщиков с клиентом?

– Конечно, диктует. Мы знаем, что произошло повышение цен, и для того чтобы оно не так болезненно ощущалось, мы разработали программу лояльности, при которой клиент может получить дополнительную заправку в сети наших АЗС бесплатно. Также мы собираемся сотрудничать с крупными автодилерами, участвовать в совместных проектах для того, чтобы клиенты видели не только качество топлива, но и то, что автодилеры обращают внимание на качество топлива. У нас много совместных планов в этом отношении. Мы также планируем сотрудничество с сервисными компаниями, которые занимаются ремонтом автомобилей. Это все новейшие требования времени.

– Каковы ваши прогнозы на будущее? Как будет развиваться ситуация? Стоит ли ожидать дальнейшего повышения цен на топливо? Как повлияет Таможенный союз на ситуацию на топливном рынке нашей страны?

– Я считаю, что топливный рынок будет развиваться менее интенсивно, чем в прошлом году. Думаю, стоит ждать повышения цен и не стоит этого пугаться: это нормальная ситуация для сегодняшних условий кризиса. Не думаю, что это повышение будет значительным.

А рынок нефтепродуктов, заправочные станции, безусловно, будут. Игроков на этом рынке немного, и каждый будет стараться сделать свою сеть более привлекательной. От этого клиенты только выиграют.

– Стоит ли ожидать "потопа" российского топлива на нашем рынке в связи с отменой контроля для физических лиц на границе с Россией?

– В июне вступит в силу технический регламент, одним из направлений которого будет ужесточение контроля качества топлива. Я думаю, что концерн сделает все для ограждения нас от некачественного топлива. У них это получается успешно, и нет оснований думать, что мы захлебнемся некачественным товаром на нашем рынке. Во всяком случае, все игроки на рынке, которые серьезно относятся к своей репутации, будут делать все, чтобы топливо было наивысшего уровня.

Конечно, российское топливо сможет приехать к нам в баке автомобиля, но, согласитесь, это не те объемы, из-за которых стоит переживать. Нам нужно ездить на работу, за ребенком в детский сад, поэтому мы будем обращаться к белорусским заправочным станциям, и, я думаю, сегодня нет оснований волноваться по поводу того, что у нас будет некачественное топливо.
Нужные услуги в нужный момент
-30%
-20%
-50%
-25%
-10%
-20%
-50%
-20%
-10%