Деньги и власть


Александр Заяц, Ольга Лойко, /

Новость о крупных поставках венесуэльской нефти в Беларусь облетела вчера практически все ленты новостей. Однако подобные договоренности были достигнуты и в 2007 году во время первого визита Александра Лукашенко в Венесуэлу, но так и остались нереализованными. Это напомнило развитие событий в известном долгоиграющем сериале "Санта Барбара", к тому же и сорт венесуэльской нефти носит одноименное название. фото

По итогам встречи президента Беларуси с венесуэльским коллегой Уго Чавесом стало известно, что Венесуэла в мае 2010 года поставит в Беларусь пробную партию нефти в объеме до 80 тыс.т. До конца года планируется поставить до 4 млн.т. Как сообщил Уго Чавес, сырая нефть будет поставляться через порт Одессы для последующей переработки на Мозырском НПЗ. "Мы совместно будем ее перерабатывать и реализовывать нефтепродукты на европейском рынке", - отметил А. Лукашенко.

В течение двух месяцев планируется создать совместное белорусско-венесуэльское предприятие по поставкам нефти, в котором 75% акций будет принадлежать Венесуэле, 25% - Беларуси.

Кроме того, у белорусской стороны есть интерес на латиноамериканском рынке. Совместное белорусско-венесуэльское предприятие "Петролера БелоВенесолана" сегодня добывает около 1 млн тонн нефти в год. "Мы будем и дальше развивать добычу нефти в интересах обеих стран", - добавил президент Беларуси. Стороны договорились до 2025 года инвестировать около $8 млрд в разработку нефти совместным предприятием в Венесуэле.

Нефтяной анклав

Нефтяной сектор находится в центре внимания венесуэльской экономики: добыча нефти даёт 80% экспортных доходов, более 50% доходной части госбюджета и около 30% ВВП. Венесуэла является пятым по величине экспортером нефти в мире и обладает самыми большими запасами "черного золота". Латиноамериканская страна значится и среди основателей Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), которые диктуют моду на этом рынке.

В 2007 году нефтяная отрасль в Венесуэле была национализирована. Крупнейшим оператором стала госкомпания PDVSA. Поэтому вскоре международные нефтяные компании потеряли интерес к инвестициям, сказал на днях финансовый директор Royal Dutch Shell Plc Саймон Генри. "Они заманивают инвесторов, но никто туда не идет", - цитирует слова Генри агентство "Рейтер". Shell - крупнейшая в Европе нефтяная компания по рыночной стоимости - не участвовала в тендере на разработку нефтяного пояса Ориноко в феврале, несмотря на приглашение Уго Чавеса. Британская BP также решила не инвестировать в Венесуэлу из-за политических рисков, говорят аналитики. Американские гиганты Exxon Mobil и ConocoPhillips покинули страну в 2007 году после того, как строящий "социализм XXI века" Чавес национализировал четыре месторождения в поясе Ориноко. В феврале нынешнего года испанская Repsol и американская Chevron получили доли в двух проектах в поясе Ориноко, и Венесуэла заявила, что заключила крупнейшие при Чавесе контракты, которые принесут ей десятки миллиардов долларов инвестиций.

Логистика дороже пошлин

Конфликт с Россией в начале года вновь вынудил белорусские власти искать альтернативу поставок российской нефти для двух НПЗ. В январе в правительстве стали просчитывать варианты поставок венесуэльской нефти в Беларусь, но им был вынесен суровый вердикт – нерентабельны. Впрочем, спустя месяц, судя по всему, ситуация изменилась. Было принято решение (политическое или экономическое, сказать сложно) вплотную заняться техническими возможностями поставок "Санта Барбары" в страну. 22 февраля посол Венесуэлы Америко Диас Нуньес на пресс-конференции в Минске заявил, что Венесуэла готова поставить в Беларусь первый груз нефти объемом около 500 тыс. баррелей, если условия окажутся рентабельными для белорусской стороны.

Через месяц президенты подтвердили заинтересованность в поставках 4 млн тонн в год. Примерно об этом количестве беспошлинной нефти из России и идет сейчас спор между Минском и Москвой, если давальцы останутся на том же уровне, как было в прошлые годы. Белорусские и российские эксперты, опрошенные корреспондентами TUT.BY, сходятся во мнении, что венесуэльская нефть не сможет полноценно заменить нехватку российского "черного золота".

Аналитик RusEnergy Михаил Крутихин в интервью TUT.BY отметил, что рано говорить о рентабельности данного проекта, пока неизвестна одна его составляющая – цена продажи, которая "должна быть гораздо ниже рыночной". "Пока нет документов, это только шумиха. С точки зрения логистики поставки из Венесуэлы в Беларусь - это все несерьезно", - заявил он.

Другой российский эксперт в нефтяной сфере, знакомый с расчетом рентабельности поставок "Санта Барбары" в Беларусь, на условиях анонимности отметил, что был сделан вывод, что "нет никакого экономического смысла везти нефть через океан, если ее можно купить на рынке. К примеру, "Мажейкю нафта" ведь покупает российскую нефть на рынке. Что мешает Беларуси покупать эту нефть у Glencore или Vitol? Экономического смысла в поставках из Венесуэлы нет. Может, есть элемент политического пиара. Показать, что "заграница нам поможет". Но на рынке нет России или не России - есть трейдер. И им все равно, кто покупает нефть, если нет серьезных межгосударственных проблем типа войны или захвата собственности".

Партнер рубрики - Международная Академия Биржевой Торговли 'Форекс Клуб'
Партнер рубрики -
Международная академия
биржевой торговли
"Форекс Клуб"
Второй принципиальный момент состоит в том, что венесуэльская нефть по своему составу очень тяжелая, сильно отличается от российской, на переработку которой "заточены" белорусские НПЗ. Поэтому тот же "Нафтан" не сможет технически ее перерабатывать одновременно с российской - либо нужно перестраивать заводы под венесуэльскую нефть, либо продолжать процессинг российской. "На рынке есть сорта, близкие к тому, что сейчас перерабатывают белорусские НПЗ, они добываются, к примеру, в Северном море", - отметил российский эксперт. Михаил Крутихин также предложил в качестве альтернативы рассматривать Норвегию. "Но несколько миллионов тонн свободной нефти для Беларуси там вряд ли найдутся. И российская нефть даже со 100-процентной пошлиной все равно выйдет дешевле", - отметил эксперт.

Возможность продажи Беларуси нефти по ценам, существенно ниже рыночных, анонимный источник прокомментировал так: "Не бывает тут политических моментов. Никакая политика не мешает Венесуэле являться основным поставщиком нефти в США. Нефть это в первую очередь экономика. Никто вам нефть просто так не отдаст. Даже если цены будут с большим дисконтом - дело не в этом. Если вам отдают эту нефть, вам легче ее продать в США и купить нефть в России или где-то еще в Европе и не платить за фрахт. У вас будут такие затраты на фрахт, что дальше расходы на цистерны или трубопровод можно просто не рассматривать". По его оценке, гораздо более конкурентоспособны поставки нефти из Приморска или Гданьска через Литву или Латвию. Сама нефть при этом может быть любая - российская, казахская, и купить ее можно у любого из трейдеров, к примеру, у Mercuria или Gunvor. Собеседник отметил, что даже крупнейшая нефтяная компания Венесуэлы PDVSA покупает нефть для своих заводов в Германии у Glencore, а в Венесуэле поставляет свою нефть Glencore, который продает ее в США.

Литва готова принять

Впрочем, утверждать, что проект с поставкой венесуэльской нефти в Беларусь не будет реализован, как это случилось в 2007 году, преждевременно. Венесуэла дала понять, что готова оказать Беларуси содействие в этом вопросе - обеспечить рентабельность таких поставок даже с учетом высоких расходов по логистике.

Известно, что белорусские нефтяники, в частности, руководители "Белнефтехима", в последнее время вели активные переговоры на сей счет в Клайпедском порту. "Если на государственном уровне такое решение будет принято, технически мы готовы к перевалке нефти из Венесуэлы, перегрузке ее в железнодорожные цистерны", - заявил журналистам директор по производству Klaipedos nafta Гедиминас Виткаускас. По его словам, опыт приема нефтепродуктов из Венесуэлы у Литвы есть. В течение ряда лет через Клайпедский порт шли поставки оримульсиона - нераспадающейся смеси тяжелого битума и воды, предназначенной для сжигания на тепловых электростанциях. Литва использовала закупавшийся в Венесуэле оримульсион для работы ТЭС Lietuvos elektrine (Литовская электростанция), сообщает ПРАЙМ-ТАСС.

Посол Литвы предложил Беларуси использовать Клайпедский порт в качестве "стратегического национального порта". Тем более что после реконструкции возможности литовского порта значительно расширились - теперь он может обслуживать также крупнотоннажные суда. При этом Михаил Крутихин считает, что на большие расстояния нефть выгодно возить только супертанкерами, но они не пройдут через пролив Эресунн.

Тем временем, в среду появилась информация, что пробная партия пойдет через Одессу.

Братская Беларусь в долгу не останется

Если вопросы поставки венесуэльской "Санта Барбары" нерентабельны, тогда какую смысловую нагрузку несет сей проект? Ряд экспертов убежден, что Лукашенко хочет доказать своим российским коллегам, что Беларусь не так уж и сильно зависит от российских энергоносителей и вполне может найти им альтернативу на внешних рынках.

Пока же официальный Минск пытается столкнуть лбами Венесуэлу и Россию в преддверии визита Путина в Каракас. "Россия позиционирует Венесуэлу как своего стратегического партнера в Латинской Америке, так что Лукашенко специально давит на эту мозоль, - заявил "Коммерсанту" замглавы российско-венесуэльского делового совета, экс-депутат Госдумы Владимир Семаго. - К тому же по некоторым пунктам в реальном сотрудничестве с Каракасом Минск нас обошел. У нас с Венесуэлой только оружейный кредит и планы монструозного нефтяного консорциума. А белорусы уже строят там заводы по производству грузовиков и тракторов, которые будут сданы в 2011 году, и места для российской продукции в этом сегменте не будет". По мнению Семаго, Венесуэла могла быть выбрана Александром Лукашенко еще и потому, что куратором этой страны в российском руководстве является Игорь Сечин. "К Сечину у Лукашенко после январских переговоров по нефти свои счеты", -говорит экс-депутат.

Российский блогер Максим Авербух выдвинул другую версию, согласно которой "Китай и его российские лоббисты пытаются разрушить Таможенный союз, выбив из него Беларусь. Создание единого таможенного пространства в составе Россия - Беларусь - Казахстан в значительной мере выводит Казахстан из зоны китайского влияния, в то время как Китай имеет в богатом природными ресурсами Казахстане серьезные интересы. Но чтобы выбить Беларусь из треугольника, надо ей найти альтернативную замену российской нефти".

Однако, полагают эксперты, в рассматриваемом вопросе существует не только политический интерес. Стоит напомнить, что в обмен на нефть А.Лукашенко пообещал "сделать все, чтобы у венесуэльского народа было все, чем располагает братская Беларусь".

Как сообщает БЕЛТА, Беларусь поставит в Венесуэлу 1,3 тыс единиц дорожной и строительной техники (МАЗ, БелАЗ, "Амкодор", МЗКТ) на $199 млн. В первом полугодии 2010 года будет также обеспечена поставка в Венесуэлу белорусской техники для подземных работ и автопогрузчиков БелАЗ на сумму около $20 млн. Кроме того, подписан контракт на строительство в Венесуэле заводов по производству техники МАЗ, рассчитанных на выпуск 5 тыс. единиц в год, и МТЗ - на 10 тыс. единиц в год. Предприятия будут введены в строй до 1 июля 2011 года. Стоимость заводов составит $55 млн. Достигнута договоренность, что белорусская сторона построит предприятия под ключ.

Уго Чавес заинтересован в привлечении технологий для развития венесуэльской промышленности. Учитывая его плохие отношения с западным миром, Чавес берет эти технологии в основном у развивающихся стран. К примеру, на территории Венесуэлы уже успешно собираются иранские автомобили и тракторы. В этом плане белорусские "МАЗы" и "БелАЗы" придутся очень кстати. Кроме того, белорусские специалисты будут застраивать жильем три района в Венесуэле: Каракас, Маракай и Баринас. Венесуэла рассчитывает увеличить импорт калийных удобрений до 300 тыс. тонн в 2010 году против почти 140 тыс. в 2009 году. Белорусы собираются вести газификацию венесуэльских городов и поселков. Можно не сомневаться, что вошли в пакет предложений и проекты в военно-промышленном комплексе. Известно лишь, что Беларусь предложила поделиться с Венесуэлой опытом создания системной обороны государства.
Нужные услуги в нужный момент
-15%
-20%
-20%
-10%
-42%
-10%
-30%
-20%
-15%
-60%
-10%
0058415