Банки
Курсы валют
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
Праздничный
Паритетбанк
15%
Е-плюс
Евроторгинвестбанк
15%
Сезон мини
Идея Банк
15%

Все кредиты

Деньги и власть


Андрей Коровайко, /

Проект новой редакции закона о ценных бумагах и фондовых биржах будет внесен в правительство в мае. В Палату представителей проект закона должен поступить в сентябре. Новый документ будет направлен, в том числе, на противодействие использованию инсайдерской информации руководителями компаний. Об этом в студии TUT.BY заявил директор Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Беларуси Александр Гальперин.

Как вы охарактеризуете положение на белорусском рынке ценных бумаг? Что представляет собой белорусский фондовый рынок сегодня?

Рынок корпоративных ценных бумаг в последнее время в стране развивается достаточно активно. В начале 2008 года была принята программа развития рынка корпоративных ценных бумаг, которая была утверждена правительством и Национальным банком. Программой были предусмотрены мероприятия, направленные на устранения барьеров, которые препятствуют развитию рынка акций и корпоративных облигаций. В отношении рынка акций за предыдущие полтора года был отменен институт "золотой акции", поэтапно происходит снятие ограничений в отношении акций, которые граждане в свое время приобретали в обмен на чеки "Имущество" либо на льготных условиях по цене, на 20% ниже номинальной стоимости. В отношении мораторных акций два этапа уже пройдено, и в части ограничений по отчуждению таких акций освобождены акции 1116 акционерных обществ. То есть, граждане, которые ранее не могли отчуждать такие акции, в настоящее время вправе это сделать свободно на биржевом рынке.

Снижены налоги на доходы от операций с акциями с 40 до 24%, а с первого января 2010 года – до 12% при том, что ставка налога на прибыль составляет 24%. Отменено преимущество на право государства по приобретению акций в период оказания обществу господдержки. Все эти меры привели к тому, что активизировался выпуск акций в стране и биржевое обращение таких акций.

По состоянию на первое марта 2010 года объем эмиссий акций по номинальной стоимости составляет 42,6 трлн рублей. Акции обращаются как на биржевом, так и на внебиржевом рынке.

За прошедшие полтора года решен ряд вопросов, связанных с тем, чтобы заинтересовать эмитентов и инвесторов в работе на рынке корпоративных облигаций. Так, с апреля 2008 года доходы, которые и юридические, и физические лица получают от операций с корпоративными облигациями, освобождаются от налогообложения.

Кроме того, внедрен ряд дополнительных инструментов на этом рынке. Так, в настоящее время банки вправе выпускать необеспеченные облигации в размере, не превышающем 80% нормативного капитала банка. Законодательно предусмотрен выпуск биржевых облигаций, тех, которые не проходят государственную регистрацию в Департаменте по ценным бумагам. Они регистрируются и допускаются к размещению и обращению на бирже, и обращаются на биржевом рынке. Объем эмиссии облигаций за 2009 год превысил шесть триллионов белорусских рублей. На сегодняшний день в обращении находятся корпоративные облигации на сумму порядка 8,2 трлн белорусских рублей. Для сравнения, в 2006 году объем эмиссии составлял 385 млрд белорусских рублей.

Облигации выпускаются и для населения, и для юридических лиц. Количество эмитентов два года назад еще было семь, в настоящее время их более 50. Это как банки, так и небанковские организации, начиная от небольших частных предприятий и заканчивая такими предприятиями, как Белпочта, "Гродно Азот", Белтрансгаз. Этот инструмент стал востребованным на рынке и используется предприятиями для самостоятельного привлечения ресурсов на рынке.

Инфраструктура рынка ценных бумаг создана и функционирует. Есть Белорусская валютно-фондовая биржа, на которой существует три секции: валютная, фондовая и секция срочного рынка. На фондовой секции обращаются акции и облигации. Учет прав на ценные бумаги осуществляется в депозитарной системе, которая состоит из центрального депозитария и депозитариев второго уровня. В инфраструктурный элемент входят и профессиональные участники рынка ценных бумаг, то есть, те организации, которые и оказывают услуги населению по покупке и продаже ценных бумаг. Количество профессиональных участников на сегодняшний день 74, в том числе, 28 – это банки. Остальные – это небанковские организации, к которым предъявляются определенные требования по финансовой достаточности.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (179 Мб)

Количество профессиональных компаний, которые работают на рынке ценных бумаг, увеличилось по сравнению с прошлым годом?

С 2002 года по 2007 год количество профучастников сокращалось со 121 до 59. В 2008 году, когда была принята программа, направленная на развитие этого рынка, появился интерес со стороны компаний, которые изъявили желание и соответствуют необходимым требованиям. За последние полтора года количество профучастников возросло с 59 до 74.

Много ли зарубежных игроков среди них?

Учредителями белорусских компаний выступают и иностранные компании, но в настоящее время все лицензиаты – это резиденты Беларуси.

Какова капитализация рынка ценных бумаг, средние объемы торговли акциями? Насколько эти показатели сравнимы с показателями развития соседних стран?

Капитализация рынка рассчитывается на основе рыночных цен. Рыночные цены рассчитываются только на биржевом рынке, где существует единая точка, в которой концентрируется спрос и предложение. На внебиржевом рынке рыночные цены не рассчитываются. Раньше соотношение биржевого и внебиржевого рынка было примерно таким: 99% сделок с акциями заключались на внебиржевом рынке, 1% - на биржевом. Это не позволяло рассчитывать рыночные цены на акции и, соответственно, рассчитать капитализацию компаний, отраслей либо фондового рынка в целом.

В 2008 году было принято решение правительства, которое в настоящее время закреплено в нормативных документах Министерства финансов. Это решение говорит о том, что сделки купли-продажи акций открытых акционерных обществ заключаются на биржевом рынке, за исключением ряда случаев. Это привело к тому, что за последний год на бирже заключались сделки с акциями порядка двухсот компаний. Расчет рыночных цен показывает, что рыночная цена превышает в ряде случаев не только номинальную стоимость акций, но и балансовую стоимость. Это говорит о том, что потенциал наших компаний достаточно высок: есть инвесторы, которые достаточно высоко оценивают стоимость наших компаний и готовы платить за их акции деньги гораздо выше номинальной стоимости. Это очень важный показатель для самого акционерного общества, потому что когда он примет решение о проведении дополнительной эмиссии акций, он сможет размещать акции не по номинальной стоимости, а по цене, приближенной к рыночной.

Говорить о рыночной капитализации в настоящее время еще сложно, поскольку не так часто рассчитываются рыночные цены, но мы видим, что потенциал значительный, и в перспективе мы планируем совместно с Белорусской валютно-фондовой биржей рассмотреть вопрос о разработке некоего индекса, который будет показывать динамику развития рынка акций в стране.

Население все еще предпочитает хранить сбережения в виде банковских вкладов. Однако, по данным Нацбанка, на руках у населения по-прежнему большие суммы наличных – так что дефицит инструментов для вложения средств налицо. Какие финансовые инструменты доступны физлицам уже сейчас?

Физические лица в настоящее время могут приобретать акции, которые раньше были ограничены в отчуждении населения. Гражданин через брокера может подать заявку в торговую систему БВФБ и приобретать эти акции, если они имеются в наличии. Гражданин может приобретать корпоративные облигации в белорусских рублях и иностранной валюте с различными сроками обращения.

Раз в полгода мы получаем информацию от всех эмитентов облигаций о ходе размещения облигаций в стране. Мы видим, что ценные бумаги востребованы на рынке: и население, и юридические лица приобретают корпоративные облигации с целью получения доходов. Информация об облигациях размещается на сайте Министерства финансов в разделе "Департамент по ценным бумагам". Ежемесячно она обновляется.

Можно ли приехать в Департамент по ценным бумагам и проконсультироваться по вопросам выпуска корпоративных облигаций? Или необходимо обязательно делать официальный запрос со всеми вопросами? Если можно, то к кому обращаться?

Необходимо обратиться в приемную и проконсультироваться с нашими специалистами. Можно подготовить и официальный запрос, на который мы, в соответствии с законодательством, отвечаем достаточно оперативно и подробно.

Как вы считаете, подготовлено ли население, чтобы стать активными участниками на фондовом рынке? Созданы ли все необходимые условия?

Условия для функционирования рынка имеются: есть инфраструктура, ограничения, которые присутствовали на рынке акций, либо законодательные условия, которые препятствовали выпуску корпоративных облигаций, на сегодняшний день устранены.

Вопрос повышения инвестиционной и финансовой грамотности населения актуален даже в таких странах, как Соединенные Штаты Америки. Население необходимо информировать на постоянной основе о том, что происходит на рынке, какие шаги им необходимо предпринимать для того, чтобы приобрести либо реализовать ценные бумаги. Мы планомерно проводим такую работу: проводятся семинары, готовятся специалисты, аттестованные на рынке ценных бумаг, мы постоянно работаем со средствами массовой информации для того, чтобы размещать информацию, связанную с работой на рынке. Но для этого необходимо время: невозможно населению за два-три месяца обучиться работе на рынке.

Пока в Беларуси отсутствуют инвестиционные фонды, институт коллективных инвесторов, то есть паевые фонды… Мы еще к этому не созрели? Будет ли готовиться для этого соответствующая нормативно-правовая база?

В настоящее время эта нормативно-правовая база готовится под эгидой Министерства экономики совместно с Министерством финансов и иными заинтересованными организациями. В настоящее время ведется разработка проекта закона об инвестиционных фондах. Предполагается, что этот закон детально регламентирует процедуру создания и функционирования, требований, предъявляемых к деятельности таких фондов, вплоть до его ликвидации. Этот документ будет предусматривать и создание инвестиционных фондов как в форме открытых акционерных обществ, так и паевых инвестиционных фондов. С принятием этого закона мы ожидаем, что такие институты коллективных инвесторов появятся на рынке, поскольку, на наш взгляд, они необходимы. Эти так называемые институты длинных денег будут интересны населению, которое будет опосредовано, через инвестиционные фонды, инвестировать в акции белорусских компаний. Это необходимо и предприятиям, которые смогут более оперативно размещать свои акции, предварительно проговорив размещение таких акций с такими структурами, как банки и инвестиционные фонды. Это необходимо и государству.

Проект закона в настоящее время проходит процедуру согласования с заинтересованными структурами. Мы надеемся, что если не в этом, то в следующем году он будет обязательно внесен в Палату представителей.

Что вы можете сказать о жилищных облигациях? Ведь рынок ценных бумаг у нас только развивается, а предложения по строительству путем преобретения жилищных облигаций увеличиваются. Можно ли доверять таким строительным организациям?

В настоящее время в стране зарегистрированы жилищные облигации восьми компаний-застройщиков, которые выпускают облигации для финансирования жилищного строительства. По законодательству о ценных бумагах, жилищные облигации должны быть обеспеченными: в случае, если наступает дефолт эмитента-застройщика, облигация должна быть обеспечена либо залогом – недвижимым имуществом, либо определенными видами ценных бумаг, либо договором о выдаче банковской гарантии, либо поручительством. В настоящее время готовится еще один способ обеспечения – страхование риска неисполнения обязательств. Вопрос надежности – это вопрос, который каждый инвестор должен решить самостоятельно.

Для эмитентов ценных бумаг предусмотрена разработка определенных документов, на основании которых инвестор должен принимать решение о покупке ценных бумаг. Основной документ – это проспект эмиссии, который рассказывает о деятельности предприятия, его финансовом состоянии, о ценных бумагах, которые он выпускает. Департамент по ценным бумагам при регистрации проспекта эмиссии изучает эти документы на предмет наличия всей информации. За достоверность этой информации отвечает само юридическое лицо, сам эмитент.

Жилищные облигации – инструмент не совсем новый. В стране он присутствует порядка восьми лет, но в последнее время компании более активно начали выпускать облигации для финансирования жилищного строительства. В стране не было еще ни одного случая, когда по жилищным облигациям у эмитента произошел дефолт и он не смог исполнить свои обязательства.

Кроме того, повторюсь, эти облигации обеспечены: в случае неисполнения эмитентом своих обязательств у владельца облигаций есть гарантия получить денежные средства, которые он затратил в свое время.

Акционерами ОАО "Ресторан "Арбат" подана жалоба по вопросу манипулирования биржевыми ценами. Какие меры вы сможете принять?

На этот вопрос я пока не могу ответить, так как эту жалобу мы получили совсем недавно, и в настоящее время происходит камеральная проверка деятельности профессиональных участников по манипулированию ценами на рынке.

Говорят, спекуляции с ценными бумагами стали одной из причин кризиса. Так ли это?


Причин, на самом деле, достаточно много. До сих пор ведется обсуждение того, что явилось первопричиной. По этому поводу можно рассуждать достаточно долго, в том числе, и о том, был ли задействован рынок ценных бумаг, поскольку выпускались бумаги под кредиты, которые выдавались лицам, недостаточно платежеспособным.

Насколько нам известно, в Беларуси уже давно готовится проект новой редакции закона о ценных бумагах и фондовых биржах. Чем он будет отличаться от ныне действующего?

Действующий закон был принят в 1992 году, и он не в полной мере соответствует современным реалиям и тем изменениям, которые произошли в законодательствах наших соседей и в белорусском законодательстве в части лицензирования и ряда других аспектов. В новой редакции будут детально прописаны процедура эмиссии ценных бумаг и деятельности профучастников на рынке ценных бумаг. Кроме того, он будет включать в себя ряд новых глав, посвященных защите прав инвесторов и акционеров, глав, касающихся противодействию использования инсайдерской информации, то есть, закрытой информации, которой обладают руководящие лица компании и которые могут использовать эту информацию в своих личных целях для получения дохода. Ряд мер будет направлен на противодействие манипулированию рынком ценных бумаг.

При разработке этого закона учитывались опыт и законодательство как наших соседей, например, России, Казахстана, Украины, так и изучались директивы Евросоюза. В настоящее время проект закона проходит процедуру согласования с заинтересованными органами госуправления, в том числе, он направлен и профессиональному сообществу – находится на рассмотрении Ассоциации участников рынка ценных бумаг.

Почему принятие закона откладывается?

Его принятие уже не откладывается. Ежегодно принимается указ президента, касающийся принятия законов, вынесения их на очередной год в Палату представителей. Указ №2 предусматривает, что проект новой редакции закона о ценных бумагах и фондовых биржах будет внесен в правительство в мае 2010 года. В Палату представителей проект закона должен поступить в сентябре 2010 года. Сроки есть и в их рамках мы работаем над проектом закона.

После имевшегося падения начинает оживать сектор IPO. Как вы считаете, готовы ли белорусские компании в этом году принять участие в первичном размещении акций? Какие это могут быть площадки?

Процесс выхода компаний на IPO – процесс не быстрый. Помимо требований, которые установлены белорусским законодательством либо законодательством того государства, где будут размещаться наши бумаги за рубежом, сам эмитент должен быть готов к такому выпуску. Для этого, как правило, ему необходимо, чтобы его финансовая отчетность была составлена по международным стандартам, а это, к сожалению, присутствует не у многих наших компаний. Для этого необходима понятная, прозрачная корпоративная структура. Белорусской компании необходимо стать действительно публичной компанией: сам эмитент должен быть заинтересован в том, чтобы максимально и оперативно раскрывать всю имеющуюся информацию о своей деятельности, о существенных фактах и событиях, которые происходят с эмитентом, о своих аффилированных лицах для того, чтобы инвесторы, которые будут изучать возможность вхождения в акционерный капитал нашей компании, полностью были информированы не только о результатах его финансово-хозяйственной деятельности, но и о структуре и аффилированных лицах этой компании.

Процесс выхода на IPO сопровожден и рядом других аспектов, связанных с готовностью нашей компании к такому выходу. Кроме того, в настоящее время прорабатывается вопрос по законодательной возможности выхода белорусских акционерных обществ на российский рынок.

Летом прошлого года вы говорили, что рассчитываете, что до конца 2009 года будет принят нормативный акт, регулирующий порядок выпуска белорусскими компаниями депозитарных расписок на акции, который позволил бы белорусским компаниям выходить на внешние рынки. Что вы скажете по этому поводу сейчас?

Действительно, я делал такое заявление, и проект указа о выпуске депозитарных расписок, который бы позволил нашим компаниям выйти за рубеж, уже подготовлен. Но в настоящее время для большей оперативности и отсутствия готовности со стороны ряда наших акционерных обществ по такому выходу через программу депозитарных расписок и прорабатывается вопрос прямого выхода с акциями наших компаний на российский рынок.

Банки сегодня лучшего всех готовы для IPO?

Многие банки составляют финансовую отчетность по международным стандартам, оптимизировали свою корпоративную структуру и в какой-то мере они лучше готовы к выходу для проведения IPO. Но есть ряд других вопросов, связанных с размещением ценных бумаг в банках, и рассматриваются варианты поиска стратегических инвесторов. IPO – это размещение среди неограниченного круга лиц, в том числе, и населения. В какой доле осуществлять привлечение стратегического инвестора и в какой части в акционерном капитале привлекать ресурсы за счет проведения IPO – это решение, которое сейчас находится на стадии обсуждения и в правительстве, и в Национальном банке.

Понимая очевидную выгоду от выпуска корпоративных ценных бумаг, предприятия крайне ограничены в поиске внутреннего инвестора, располагающего значительными объемами свободных средств. Банковские организации сегодня монополисты на данном рынке. К тому же организации реального сектора являются прямыми конкурентами самим банкам при предложении своих ценных бумаг. Крайне ограниченная заинтересованность банков участвовать в таких сделках на приемлемых для предприятия условиях, сопоставимых с условиями кредитования, сужает круг перспективных эмитентов и реальный интерес применять данный инструмент. Как скоро будет расширен или либерализован круг возможных крупных инвесторов - пенсионный и другие фонды, расширены возможности страховых организаций и т.д.? Представляется, что данные подвижки составят достойную конкуренцию банкам как монопольным институциональным инвесторам. Тогда можно было бы говорить, что сегодня имеется реальный интерес для оживления внутреннего фондового рынка и действительно поддерживаются интересы не только банковских организаций.

В настоящее время готовится закон об инвестиционных фондах. Теоретически акционерный инвестфонд можно создать и сегодня в рамках закона о хозяйственных обществах и требований, которые предъявляет Минфин по деятельности инвестфонда. Но это должна быть достаточно крупная организация с серьезными ресурсами, которые будут привлекаться, в том числе, и из средств населения. Поэтому очевидно, что для таких участников необходим закон прямого действия, который детально пропишет процедуру создания и функционирования таких фондов.

Что касается активизации работы страховых организаций, то в настоящее время Департаментом по ценным бумагам проводится определенная работа и с Ассоциацией участников рынка ценных бумаг, и с Ассоциацией страховщиков, и с Главным управлением страхнадзора Министерства финансов в части изменения некоторых нормативов, которые позволят страховым компаниям более активно работать на облигационном рынке.

Беларусь сейчас завершает поэтапное снятие моратория на распоряжение акциями белорусских акционерных обществ, последние ограничения на движение акций должны быть сняты к первому января 2011 г. Как вы считаете, изменится развитие рынке ценных бумаг после этой даты?

Я думаю, что оно изменится, но незначительно. На первые два этапа был снят мораторий с акций 1116 открытых акционерных обществ. С первого января 2011 года добавится незначительное число открытых акционерных обществ, где имеется еще мораторий, плюс акции закрытых акционерных обществ. Но акции закрытых акционерных обществ и на сегодняшний день юридически уже могут обращаться внутри самого общества между акционерами. Говорить о том, что с первого января 2011 года начнется всплеск торговли акциями, которые находятся на руках у граждан, на мой взгляд, не приходится.

Подхлестнет ли к активным действиям намечающая приватизация госпредприятий?

Этот вопрос, на наш взгляд, достаточно актуален. Он был закреплен в программе развития рынка ценных бумаг, где одним из пунктов мероприятий по реализации программы предусмотрена оптимизация доли государства в акционерном капитале. Планировалась разработка концепции эффективного управления государственной собственностью. Речь идет о том, чтобы более активно шло акционирование предприятий, а в дальнейшем – частичное отчуждение этих акций, принадлежащих государству, или дополнительная эмиссия акций самим акционерным обществом для привлечения инвестора и ресурсов для развития предприятия.