Деньги и власть


В Беларуси готовится проект указа президента, которым будут определены условия создания государственной венчурной компании. Как предполагается,  на первом этапе ее функции будут переданы Белорусскому инновационному фонду. Об этом заявил в студии TUT.BY директор БИФ Госкомитета по науке и технологиям Беларуси Анатолий Гришанович.
фото
Что такое инновации в принципе? Есть ли какое-то четкое определение?

Инновации по своему определению - это нечто новое, и оно имеет отношение практически к любой сфере деятельности. Новый продукт, новый товар, новая технология, новая услуга, все, что связано с продвижениями по традиционным, уже сложившимся представлениям - это и есть инновация. Но мы, как правило, акцентируем внимание на инновациях, связанных с научно-технологическими достижениями и прогрессом, потому что они несут, на наш взгляд, наибольший эффект и наибольшую результативность. 

На различных конференциях, собраниях специалистов в нашей стране или за рубежом в числе  первых вопросов, которые нам задают, - вопрос определения инновации: как его понимают ученые, бизнесмены, инженеры. Сейчас существует около тысячи определений этого термина.

Как можно определить, является ли тот или иной проект инновационным?

Если смотреть на этот вопрос с юридической, правовой точки зрения или с точки зрения научно-технической экспертизы, существуют определенные параметры оценки, которые позволяют говорить о том, что это есть инновация. Есть стандарт стран СНГ, есть белорусские стандарты, которые дают нормативное определение инновации, инновационному проекту, инновационной инфраструктуре, научно-технологическому парку, центру трансфертехнологий.

Часто доводится слышать: "Реализован инновационный проект", хотя, по сути, произошла замена устаревшего оборудования. Можно ли это назвать инновационным проектом?

Оборудование - это продуктовая, примитивная инновация. Инновация - это гораздо более емкое понятие, а продукт - это один из результатов инновационной деятельности. Если мы делаем некую разработку и ставим себе целью получить ее в виде практического результата - промышленного производства, серийного выпуска, то мы говорим о так называемой финишной стадии инновационного процесса. Инновационный процесс имеет стадийное развитие: сначала зарождается идея, которая требует осмысления, затем начинается ее макетирование, пробное испытание. Если получен положительный результат, мы переходим к этапу более серьезного исследования, опытно-конструкторской разработке. Когда и это дало положительный результат, мы задумываемся о том, чтобы сделать пробную серию, на основании которой мы переходим к промышленному крупномасштабному серийному освоению. Так появляются новые продукты. Вопрос только в том, что этот процесс может быть реализован по-разному.

Существует такое понятие, как продукция, сделанная в "гараже", когда один-два изобретателя рождают некую идею, в которую никто не верит, а потом на основании этого появляется целая отрасль. Пример тому - персональный компьютер, программное обеспечение Microsoft.

Что такое Белорусский инновационный фонд? Чем вы занимаетесь?

Белорусский инновационный фонд - это решение на государственном уровне создания фонда специального назначения, который и предназначен для поддержки и реализации инновационных проектов. Всегда существовала проблема внедрения: ученые разработали, нужно что-то с этим изобретением делать, а средств на его освоение не хватает. У предприятия, как правило, своих проблем достаточно, и свободных оборотных средств нет. Поэтому для того, чтобы найти дополнительные средства, существуют различные механизмы. Существуют фонды специального назначения, которые и направлены на поддержку такого промежуточного этапа между разработкой и ее практической промышленной реализацией.

Правительство нашей страны более десяти лет назад приняло постановление, в котором был предусмотрен такой механизм. Его отличительной особенностью является то, что он направлен на поддержку инновационных проектов, на поддержку освоения результатов научно-технических исследований и разработок.

Какие источники финансирования у вашего фонда? За счет чего поддерживаются эти проекты?

Источники финансирования, предусмотренные нашим уставом, различные, их больше пяти. Естественно, это средства государственного бюджета: государство, создав фонд, должно обеспечить его финансами. Так оно и сделало: часть денег, которые распределялись на научную сферу, была предусмотрена для Белорусского инновационного фонда. По мере развития деятельности фонда и получения первых положительных результатов средства, выделенные на реализацию проекта, по нашим условиям должны быть возвращены обратно в фонд. Таким образом, государство ежегодно выделяло какую-то сумму на новые проекты, а те, которые были реализованы, возвращались. Это был второй источник финансирования. Третий и четвертый источник финансирования - это добровольные вклады министерств, ведомств, в том числе и частных, и иностранных лиц - так предусмотрено нашим уставом. Не скажу, что таких средств много. Это и понятно: рискованная деятельность всегда формирует настороженное отношение к ней.

Известные политики говорят, что инноваций без инвестиций не бывает, но и инвестиции без инноваций мало что значат. Поэтому когда были получены первые неплохие результаты от такой схемы финансирования, было принято решение о расширении возможности привлечения средств для нашей деятельности с ориентацией на промышленное освоение инновационных разработок. Таким образом, появился источник финансирования, который формирует каждое министерство - так называемые отраслевые инновационные фонды. Практически каждое министерство фотоили орган местного управления формирует свои инновационные фонды для поддержки деятельности в своей сфере и регионе. Около трех процентов этих средств аккумулируется в бюджете и специальным образом зачисляется на счет Белорусского инновационного фонда. Он может использовать эти деньги для финансирования более крупных и интересных проектов.

Кто может рассчитывать на финансовую поддержку в рамках государственной программы инновационного развития?

Каждое министерство формирует перечень предприятий и перечень тех инновационных работ, которые оно планирует осуществить для решения своих проблем, то есть, научно-технических приоритетов, над которыми мы должны работать. Мы должны снизить энергоемкость и материалоемкость нашей продукции, должны создавать альтернативные источники взамен традиционных сырьевых, создавать продукцию, которая замещает импортные поставки, создавать продукцию, ориентированную на экспорт, которая принесет нам дополнительные доходы, мы должны ориентироваться на те виды продукции, которые не будут сопряжены с вредным воздействием на окружающую среду.

Например, Финляндия, страна, аналогичная Беларуси по многим показателям, приняла программу инновационного развития и ушла от своих традиционных отраслей, которыми она была раньше известна - кораблестроение, лесная промышленность, и начала заниматься информационными технологиями. И на каком-то этапе экспорт только этого вида продукции приносил ежегодно пять миллиардов долларов чистой прибыли. Такие примеры очень показательны. Для Беларуси, которая не может использовать природные ресурсы, нет другого пути, кроме как использовать свой интеллектуальный потенциал.

В нашей стране существует система равного доступа к финансовой поддержке как государственных, так и негосударственных предприятий. И на примере нашего фонда можно показать, что есть хорошие проекты, которые реализованы негосударственными, частными научно-производственными предприятиями. Условия для всех одинаковы.

Я часто привожу в пример предприятие, созданное в системе Белорусского государственного университета, которое разработало и освоило на промышленных площадях производство дизельного биотоплива - это "ГродноАзот". Это неплохой пример реализации и научно-технического, и современного, и в определенной степени рискованного проекта. Но он состоялся. За небольшую сумму денег были разработаны технологии, оборудование, и оно в прошлом году принесло гродненскому "Азоту" хорошие дивиденды. Часто можно слышать, что и в Могилевской области уже существуют такие производства, работает система заправок, в которых можно заправиться биотопливом. В Европе эта технология и программа развивается уже довольно давно. Мы здесь, я считаю, не отстали.

Правовое поле соответствует нашим инновационным планам? Или здесь тоже нужна модернизация?

Государственная программа инновационного развития включает в себя шесть основных компонентов: инфраструктуру, систему финансирования, систему подготовки кадров, международную деятельность, нормативно-правовое обеспечение - те законы, указы, декреты, которые должны формировать это правовое поле. За последние два года, когда была принята жесткая ориентация на инновационную экономику, на обеспечение приоритетов инновационного развития было принято очень много документов, которые каким-то образом усиливали и обеспечивали эти аспекты. Правовое обеспечение - это очень важный момент.

Разговоры о создании в стране венчурных фондов ходят давно. Дело застопорилось, хотя создание таких фондов было внесено в план либерализации экономики еще на прошлый год. Сейчас опять стала появляться информация о том, что полномочия первой венчурной компании должны перейти Белорусскому инновационному фонду. Так ли это?

Мы занимались этой проблемой около двух лет. Было поручение и решение главы государства о создании белорусской венчурной компании, о венчурной деятельности в нашей стране. Для исполнения этих поручений были подготовлены соответствующие документы, которые начали проходить согласования, обсуждения в установленном порядке - это всегда непростой путь. Тем более что венчурное финансирование - это особый, специфический вид деятельности, присущий странам с развитой рыночной экономикой. Поэтому вопросы о том, как сочетать возможности сделать некие подвижки у нас в стране, привели к тому, что мы долго отрабатывали эти документы. Если говорить о европейском континенте, то наиболее развито венчурное финансирование в Великобритании, где был использован опыт Соединенных Штатов. С другой стороны, в Германии нет венчурных фондов: у них система финансирования и вообще организация науки напоминает нашу. Возможно, практицизм и осторожность ведущей экономики Европы привела к тому, что в Германии практически не развито венчурное финансирование.

Мы отрабатывали разные механизмы введения первых шагов по венчурному финансированию. Было принято решение, чтобы в качестве эксперимента передать функции венчурного финансирования Белорусскому инновационному фонду, поскольку в своей деятельности он имеет схожие элементы в работе с такими проектами. Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем более подробно поговорить о том, какими путями будет реализовываться схема венчурного финансирования в нашей стране. Предполагается, что этим будет заниматься Белорусский инновационный фонд, и в данном случае мы идем от позиции государственного участия в этой деятельности.

Аналогичный фонд, но с другими, более мощными задачами создан в России - Российская венчурная компания, которой государство выделило значительные бюджетные средства для организации этой работы. Похожий фонд есть в Казахстане. Мы с ними контактируем, обмениваемся мнениями. Я думаю, в таком содружестве мы сможем сделать какие-то вещи и у нас.

Первые шаги по венчурному финансированию будут отрабатываться на той схеме, которую использует сейчас Белорусский инновационный фонд. Нам нужно будет сделать целый ряд дополнительных документов методического характера, которые будут определять критерии и параметры отбора венчурных проектов, принятие решений, условий заключения договорных отношений с исполнителями проектов.

Надеюсь, что мы займем эту нишу, и это станет сигналом для заинтересованных негосударственных предприятий. Сегодня в Беларуси несколько компаний позиционируют себя как венчурные фонды или активисты. Любой предприниматель, имеющий какой-то капитал и начинающий новое дело, уже занимается венчурной деятельностью: он уже рискует, должен грамотно управлять финансами, должен грамотно предвидеть результат, оформлять соответствующие правовые отношения со всеми другими заинтересованными участниками. Все это элементы венчурного финансирования.



Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (131 Мб)


Нужные услуги в нужный момент
-20%
-15%
-50%
-20%
-50%
-20%
-50%
-20%
-20%
-15%