Деньги и власть


Александр Заяц, /

Правительство Беларуси пообещало Международному валютному фонду в скором времени приступить к активной приватизации и минимизировать последствия "нефтяного шока" для бюджета за счет ряда внутренних мер. Об этом говорится в письме о намерениях, которое премьер-министр Сергей Сидорский и глава Национального банка Петр Прокопович направили 15 марта директору-распорядителю Международного валютного фонда Доминику Стросс-Кану.
МВФ
Программа stand-by для Беларуси была утверждена руководством МВФ в январе 2009 года. Тогда Фонд открыл для Беларуси кредитную линию на 2,46 млрд долларов. Летом прошлого года размер финансового пакета был увеличен почти на 1 млрд долларов. Средства перечислялись под программу стабилизационных мер и экономических реформ, рассчитанную на 15 месяцев, с учетом ежеквартальных отчетов белорусского правительства. Общая сумма средств, выделенных Беларуси фондом в рамках программы "стэнд-бай", составила около 3,5 млрд долларов.


Письмо характеризует экономическую политику и цели властей Беларуси на 2010 год и представляет собой дополнение и уточнение обязательств, принятых ими в рамках соглашения с МВФ о кредите "стэнд-бай".

"Нефтяной шок" обошелся в 5,9 трлн рублей

В данном документе правительство впервые публично оценило издержки бюджета от "нефтяного шока" в 5,9 трлн рублей. Компенсировать их в правительстве собираются в том числе за счет реализации ряда мер денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. В частности, планируется отказаться от экспортных госсубсидий, выделяемых нефтяному сектору, и таможенной пошлины на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов, а также увеличить оптовые цены на 7%. Таким образом можно будет сократить потери бюджета на 3,8 трлн рублей.

Повышение ставок акцизов на табачные изделия и алкогольную продукцию на 10% позволит получить доходы в 0,12 трлн рублей. Кроме того, предусмотрено повышение ставок отчислений в инновационные фонды в целях получения дополнительных доходов в размере 0,35 трлн рублей. Эти доходы будут использоваться правительством для финансирования расходов на мероприятия по энергосбережению, которые уже включены в бюджет. Повышение налогов на сырьевую отрасль позволит получить дополнительно 0,6 трлн рублей.

Впрочем, последствия нефтяного шока будут компенсироваться и за счет кошелька рядовых потребителей. Так, власти признали, что для ослабления влияния "нефтяного шока" было допущено "постепенное ослабление курса белорусского рубля на 3% по отношению к корзине валют". "Мы будем по-прежнему использовать гибкость, заложенную в нашем режиме обменного курса, чтобы защитить экономику", говорится в письме.

Власти также подтвердили свое твердое намерение проводить согласованные меры в отношении зарплат и кредитов в рамках госпрограмм. Напомним, президент Лукашенко предложил, чтобы средняя зарплата в стране была повышена до 500 долларов в месяц, что означало бы повышение более чем на 40% по сравнению с уровнем конца 2009 года. В ответ на обеспокоенность персонала МВФ относительно этого объявления (особенно с учетом президентских выборов, запланированных на начало 2011 года), власти подтвердили свою приверженность дисциплинированной политике в области доходов. Сидорский и Прокопович обещают МВФ ограничить увеличение фонда оплаты труда в 2010 году в пределах 11%. "В начале текущего года мы повысили тарифную ставку первого разряда на 5%, а пенсии - на 10%. Любое дальнейшее повышение заработной платы в бюджетном секторе после первого квартала будет рассматриваться, только если позволят макроэкономические условия. Мы будем по-прежнему следовать практике ограничения роста заработной платы работников государственных предприятий, получающих господдержку. При принятии решения о повышении пенсий мы будем руководствоваться необходимостью обеспечивать устойчивость Фонда социальной защиты населения", говорится в обнародованном послании.

МВФ был также обеспокоен постановлением правительства, предписывающим значительное увеличение кредита на жилищное строительство, которое противоречило лимитам на кредитование в рамках госпрограмм. Можно предположить, что именно из-за этого минчане в начале года столкнулись с нежеланием Беларусбанка выдавать льготные кредиты на долевое строительство жилья.

Правительство собирается удерживать субсидирование из бюджета услуг ЖКХ, предоставляемых населению, в пределах предусмотренных в бюджете сумм за счет повышения тарифов на 7 долларов до конца июня и стимулирования мер по сокращению затрат. Отмечается, что уровень возмещения затрат на оплату услуг транспорта уже повышен за счет увеличения тарифов на 18%.

Будут предприняты меры по усилению бюджетной дисциплины на уровне местных органов управления, чтобы финансируемые за счет внутренних источников дефициты бюджетов местных органов управления не превышали 1% их доходов, то есть тот лимит, который установлен законом о бюджете на 2010 год.

Ожидается, что предложенные меры позволят сократить разрыв бюджетного финансирования на 1 трлн рублей. "Чтобы закрыть оставшуюся часть разрыва финансирования, мы предпримем дополнительные меры по укреплению доходной части бюджета и/или сокращению расходов во втором полугодии. Если эти меры будут недостаточны для закрытия оставшейся части разрыва финансирования, дефицит бюджета может быть повышен на величину до 1 трлн рублей", говорится в письме.

Приватизация ослабевает

Впрочем, во время обзорной миссии члены белорусского правительства и эксперты МВФ обсуждали не только меры шоковой терапии. Во взаимоотношениях официального Минска и Фонда хватает проблемных пунктов, реализация которых предусмотрена программой "стэнд-бай". Одним из таковых является снижение финансирования в рамках госпрограмм. Белорусские власти пообещали "ограничивать чистое кредитование в рамках госпрограмм до 0,8 трлн рублей в I квартале, и, учитывая шок, - до 2,25 трлн рублей к концу года". В результате удельный вес кредитования в рамках госпрограмм сократится до 43% совокупных требований банков к экономике к концу года. "Данный лимит может быть повышен, если Беларусь получит дополнительное внешнее финансирование, или если дополнительное кредитование будет соответствовать снижению его доли в общих требованиях к экономике до согласованного уровня", говорится в письме. С другой стороны, Совет министров издал рекомендацию не устанавливать какие-либо целевые показатели на 2010 год, например, целевые показатели в отношении объема производства и занятости, для предприятий, которые не получают государственную финансовую поддержку, и в которых у государства имеется миноритарный пакет акций.

Другой проблемный вопрос - приватизация. Эксперты МВФ, побывавшие с последней обзорной миссией, были недовольны тем, что "темпы приватизации стали ослабевать". Судя по всему, когда это раздражение почувствовали в Минске, было принято решение о продаже БПС-банка, Госкомимущество пригласило шесть консультантов для привлечения инвесторов в Беларусь, а также началась активная бумажная работа по формированию архитектуры фондового рынка Беларуси. В итоге в своем письме Прокопович и Сидорский взяли обязательство "активизировать процесс приватизации". Так, до конца апреля 2010 года планируется подписать указ президента о создании Национального агентства инвестиций и приватизации (НАИП). Его регистрация должна завершиться до 1 июня. Предполагается, что НАИП будет состоять из двух самостоятельных структурных подразделений, отвечающих за содействие инвестициям и приватизацию. Власти Беларуси уверены, что благодаря комментариям экспертов Всемирного агентства оно будет соответствовать передовым мировым стандартам.

Во всех этих обязательствах обращает на себя внимание другой нюанс. Казалось бы, проект Закона о приватизации должен быть принят раньше указанных для создания НАИП сроков. Однако дедлайн для проекта закона - 1 июля. К тому же до конца апреля планируется подготовить перечень из 20 предприятий, которые подлежат приватизации, а до конца июня президент должен дать согласие на приватизацию их контрольных пакетов акций.

Впрочем, оценивая "расторопность" белорусских властей в других смежных отраслях, можно предположить, что приватизационные обязательства будут осуществлены в лучшем случае лишь частично. К таким сомнениям приводят даже заверения из анализируемых документов. Правительство обещало, что до конца марта увидит свет указ президента о создании Специализированного финансового агентства (СФА), которое примет на себя функцию по финансированию госпрограмм, которую в настоящее время исполняют банки. Однако на дворе уже апрель, а указ до сих пор так и не появился.

МВФ также обязал Национальный банк Беларуси избавиться от непрофильных активов. Однако в начале года Петр Прокопович говорил о планах продать эти предприятия лишь через несколько лет, а в марте Нацбанк и вовсе обзавелся еще тремя подшефными сельхозпредприятиями, таким образом доведя их количество до 14. Судя по всему, под нажимом Фонда главный банк страны взял на себя более конкретные обязательства. "Мы осуществим отчуждение четверти этих дочерних компаний, выставив их на продажу в 2010 году, и продадим, по крайней мере, половину этих предприятий в 2011 году", говорится в письме.

Что в итоге?

В мае эксперты МВФ вновь прибудут в Минск для подведения итогов выполнения программы stand-by и проведут переговоры на предмет дальнейшего сотрудничества с Беларусью. Пока принципиальное решение по этому поводу не принято. Хотя после январских разногласий с Россией власти Беларуси захотели заключить с Фондом новое соглашение. Поэтому дальнейшее сотрудничество будет во многом зависеть, пройдет ли у Минска до мая "нефтяной шок".
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-10%
-20%
-30%
-10%
-12%
-20%
0057865