Авто


Лилия Крапивина, /

Почти половина услуг автосервиса в Беларуси находится в теневом обороте, в результате чего потери бюджета в 2009 году составили около Br60 млрд. Об этом сообщил председатель Комитета государственного контроля Зенон Ломать сегодня на коллегии ведомства, где обсуждались результаты проверки субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих населению услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и осуществляющих торговлю запасными частями к автомобилям, передает корреспондент БЕЛТА.

"Мы не случайно выносим этот вопрос на обсуждение, - сказал Зенон Ломать. - Тема, набившая оскомину: услугами автосервиса занимаются чуть ли не все подряд, а результаты очень слабые".

В Беларуси очень высок спрос на услуги автосервиса, поскольку в стране зарегистрировано около 3 млн. автотранспортных средств, принадлежащих индивидуальным владельцам. Услуги автосервиса обеспечивают более 3 тыс. станций техобслуживания. В 2009 году таких услуг через все каналы реализации оказано на Br525,6 млрд., что на 16,7% больше в сопоставимых ценах к 2008 году. По сравнению с 2006 годом объем услуг автосервиса в 2009 году возрос почти в два раза.

КГК рассмотрел ситуацию с автосервисом с точки зрения оценки руководителей государственных структур, которые обязаны обеспечивать постоянный контроль за осуществлением деятельности в этой сфере бизнеса. "Делается это в рамках упреждающего контроля, для обеспечения экономической безопасности государства", - отметил Зенон Ломать.

Автосервис в основном сосредоточен в руках частного бизнеса. "И это нормально", - подчеркнул руководитель КГК. Но проверки показывают, что в этой сфере имеются массовые нарушения действующего законодательства. И причина здесь кроется в том, что государственные структуры, которые обязаны контролировать, этого не делают. КГК установил факты, когда СТО годами существовала нелегально, и никто этого не видел. В данной связи Зенон Ломать адресовал критику в адрес МВД, Министерства по налогам и сборам, Госстандарта, Минторга, МЧС, Минтранса, Минздрава, Минтруда и соцзащиты, соответствующих служб рай- и горисполкомов.

В некоторых СТО нарушения приобрели массовый характер. Выявлен объект, где 27 дней не включали кассовый аппарат. Распространены нарушения, когда услуги оказываются без соответствующего сертификата. Заработные платы у работников автосервиса небольшие, не превышают Br300-400 тыс. в месяц.

По словам Зенона Ломатя, в этой сфере нет системы должного контроля в первую очередь местных исполнительных и распорядительных органов. "Их безучастность, равнодушие, бесконтрольность и приводит к таким результатам", - считает руководитель КГК.

Для наведения должного порядка в сфере оказания высокодоходных услуг автосервиса потребителям, включая услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, коллегия Комитета госконтроля рекомендовала правительству привлечь к ответственности должностных лиц ряда министерств и ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов за бесконтрольность и попустительство, за непринятие мер по наведению порядка в этой сфере. Зенон Ломать предложил создать межведомственную комиссию, чтобы объединить усилия госорганов по наведению порядка в сфере оказания этих высокодоходных услуг. "Мы должны проявить здесь настойчивость, чтобы получить результат, чтобы вывести этот вид бизнеса из теневой сферы", - подчеркнул председатель КГК.