Банки
Курсы валют
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
МТБелки безотзывные
МТБанк
11%
Верное решение
Белорусский народный банк
10.2%
Рублю, Ergo Sum
Белорусский народный банк
10%

Все вклады

Деньги и власть


Ольга ПРУДНИКОВА, /

Директор департамента по туризму Минспорта Виктор Янковенко считает, что туризм в Беларуси процветает и множится. По его словам, за прошлый год в этой отрасли было "переварено" целых 369 млрд рублей.

"Белорусские новости" решили обратиться непосредственно к самой туротрасли, чтобы узнать, так ли все радужно, как кажется из министерских кабинетов.

"Золотые времена белорусского туризма давно прошли и неизвестно, когда вернутся, - честно призналась заместитель директора турфирмы "Смолянка" Наталья Михайлова. - Прошлый сезон был просто жутким для всех фирм: сокращалось количество чартеров, делались бешеные скидки и немыслимые предложения - но ничего не помогало. Обычно зимой хотя бы горнолыжный отдых остается востребованным, но в прошедшем сезоне мы продали всего четыре тура в Австрию и Болгарию "на лыжи". Нам пришлось ужаться даже с основным направлением - Черногорией - и оставить всего один борт, да и тот не всегда заполнялся.

И заметьте - нам еще повезло. Ведь этот кошмар начался осенью, когда сезон уже заканчивался, и уже были какие-то финансы, чтобы пережить осень и зиму".

Примечательно, что первыми "пали" как раз самые дешевые туры.

"Видимо, кризис ударил в первую очередь по среднему классу, который покупает эти путевки, - полагает Н.Михайлова. - Так, не брали даже Румынию за всего лишь 280 евро. Люди не хотели ехать даже в популярные обычно экзотические страны, которые продавались с 50-процентной скидкой! Например, в Малайзию можно было отправиться всего за 800 долларов. А за 1000 уже можно было получить тур с перелетом и проживанием в хорошем отеле. Зато, как ни странно, туры за 1000 евро в Европу пользовались успехом…"

Однако сейчас наблюдается некоторый подъем - во всяком случае, по сравнению с прошлым сезоном.

"Этот сезон еще только-только начинается, поэтому рано говорить, что нас ждет - итоги подведем осенью, - рассказала Н.Михайлова. - Но одно могу сказать: интерес уже сейчас выше, чем в прошлом сезоне. Сейчас с заказами к нам обращаются даже раньше, чем в обычные времена - редко бывает такой наплыв клиентов в апреле. Думаю, людям уже надоело сидеть безвылазно, и кто-то, восстановившись после кризиса, кто-то просто поднакопив денег, хочет куда-нибудь уехать".

По мнению Н.Михайловой, какие бы тяжелые времена ни были, туризм никогда не умрет.

"Народ ведь все равно хочет отдыхать, - объяснила она. - В нашем понимании закрепилась мысль: как это так хоть раз в году куда-нибудь не съездить - желательно, за границу. Нужно же и детей на море вывезти и самим на экскурсии попасть…

Так что выездной туризм поднимается и будет развиваться. А вот с въездным у нас действительно плохо. Потому что, по сути, для его развития ничего и никем не предпринимается. У нас же все санатории заполнены россиянами. Кого и куда еще завозить?.."

Кстати, несмотря на нелучшие времена для турбизнеса, Минспорта отмечает, что число турфирм в Беларуси растет.

"Число туристических фирм в Беларуси, получивших лицензию Министерства спорта и туризма, по состоянию на 1 апреля достигло 1013, - сообщил Виктор Янковенко. - Только за последние три месяца лицензии на осуществление туристической деятельности получили 144 субъекта".

Появление новых конкурентов для "старичков" турбизнеса роли не сыграет, и демпинговать последних не заставит, считает Наталья Михайлова: "Новички нам не мешают. Не думаю, что они могут как-то серьезно повлиять на турбизнес в целом. Ведь практически весь туристический рынок Беларуси уже поделен. Есть крупные компании, которые занимаются всем и сразу - и до них еще попробуй дотянись. Есть фирмы, работающие по конкретным направлениям. Например, Испания - это однозначно "Турлюкс", Турция - "АБС", Черногорией занимается наша "Смолянка". И народ, собираясь в какую-либо из этих стран, пойдет к ним в первую очередь… Потому тут возникают скорее сложности для самих "свежих" фирм - как пробиться, привлечь клиентов, да и вообще выжить".

К тому же, как призналась Н.Михайлова, в этом деле появляется много дилетантов, которые долго на рынке не держатся.

"Все возможно при наличии денег - открыть свою турфирму, в том числе, - рассказала она. - Но вот чтобы она заработала, нужно еще и умение вести такой бизнес, и опыт. Честно говоря, к нам, бывало, приходили владельцы недавно открывшихся фирм и просили им в двух словах объяснить особенности работы. Что тут скажешь?

Многие думают, что у нас все так просто и можно деньги лопатой грести. Не скрою, в сезон с финансами действительно проблем нет. Но вы же не забывайте, что сезон длится с апреля по октябрь, а выживать нужно и все остальные месяцы в году: разрабатывать новые направления, элементарно содержать офис и платить сотрудникам. Так что без понимания всей специфики тут нечего делать".