Верное решение
Белорусский народный банк
10.2%
Рублю, Ergo Sum
Белорусский народный банк
10%
Вклад в будущее
Белорусский народный банк
9.2%

Все вклады

Деньги и власть


Ольга Лойко, /

Мировая экономика в плену рейтингов. Компании и страны жаждут высокой оценки от Standard&Poor's и Moody's, крупнейший бизнес ищет себя и конкурентов в списках Forbes. Для Беларуси мерилом прогресса стал рейтинг Doing Business Всемирного банка. Ужаснувшись занятому в 2006 году 106-му месту (из 183 участников), Беларусь бросила все силы на исправление ситуации. Прогресс отметили и президент, и мировое сообщество. Добравшись до 58-го места, Беларусь намерена продолжить взбираться по ступеням рейтинга. Это оказалось не так сложно, как представлялось сначала.
 
В своем апрельском Послании парламенту и народу Александр Лукашенко возвращался к рейтинговой теме неоднократно. "По итогам рейтинга Всемирного банка "Ведение бизнеса" мы поднялись с 82-го на 58-е место. Если сохраним набранную динамику, то сможем уже в недалеком будущем достичь поставленной цели", - заявил президент.
 
При этом он вновь обратил внимание на белорусскую ахиллесову пяту - налогообложение. "Несмотря на предпринимаемые шаги, в авторитетных международных рейтингах, касающихся простоты и понятности налоговой системы, Беларусь располагается очень далеко от высоких позиций. Скажем, в соответствующем рейтинге Всемирного банка мы заняли последнее, 183-е, место. По оценке экспертов этого банка, в Беларуси для уплаты налогов надо затратить в среднем 900 часов в год, а, например, в Объединенных Арабских Эмиратах всего 12 часов", - отметил президент, добавив, что предприниматели буквально стонут от высоких ставок налогов и штрафов и усложненного документооборота.
 
"Меня заверяли, что введенная в действие с 1 января нынешнего года Особенная часть Налогового кодекса установит более совершенный, приближенный к мировым стандартам, порядок применения каждого из налогов. Но, как оказывается, этого далеко недостаточно, чтобы правила ведения бизнеса по условиям налогообложения были просты и понятны. Поэтому уже к осени жду от правительства решений по кардинальному упрощению налоговой системы. К этой работе нужно активно привлекать специалистов-практиков и представителей бизнес-сообщества. Без них вы ничего не сделаете", - убежден президент.
 
Мы пойдем простым путем
 
Рекомендации экспертов не заставили себя ждать. В тот же день Белорусский институт стратегических исследований (BISS) представил рекомендации по тому, как Беларуси попасть в тридцатку, а то и двадцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса.
 
"Когда было заявлено, что мы будем врываться в тридцатку, в обществе возникли ожидания системных реформ, с трансформацией собственности. Оказалось, что это не совсем соответствует действительности. В тридцатку стран с наилучшими условиями ведения бизнеса по версии рейтинга Doing Business можно попасть и без этих реформ, путем косметических изменений по некоторым позициям. И наше правительство начинает методично "бомбить" эти направления, добиваясь улучшения позиции в рейтинге", - отметил директор BISS Виталий Силицкий.
 
"Думали, что тридцатка малореальна, но оказалось, что мы и в двадцатку вполне можем попасть", - добавил он, оптимистично подчеркнув, что даже половинчатая либерализация для Беларуси лучше, чем ее отсутствие.
 
Эксперт BISS Алексей Пикулик отметил, что Беларусь смогла улучшить рейтинг почти на 50 мест благодаря "легким" реформам, которые были осуществлены правительством в сотрудничестве с Всемирным банком и МФК. Эти "легкие" реформы состояли в либерализации условий для открытия бизнеса, но не коснулись условий собственно ведения бизнеса.
 
"В результате наша аналитическая записка сводится к советам, как улучшить бизнес-климат, не проводя серьезных реформ. Вместе с тем мы считаем, что даже половинчатые реформы, предпринятые, скорее, в имиджевых целях, могут иметь положительный эффект для страны и поддержать позитивную динамику эволюции как экономической политики, так и мышления правящей элиты страны, а также способствовать ослаблению антирыночных стереотипов в белорусском обществе", - отметил он.
 
При этом Алексей Пикулик обратил внимание на целесообразность коррекции методологии Всемирного банка по оценке бизнес-климата. "Ведь если страна, оставаясь, по сути, страной с социалистической, смешанной экономикой может попасть в тридцатку и даже двадцатку стран по легкости ведения бизнеса, то, наверное, методология может быть улучшена", - сказал эксперт.
 
Точки реформ
 
По оценке экспертов BISS, для дальнейшего прогресса в рейтинге Doing Business следует сосредоточиться на "слабых звеньях" - вопросах, в которых Беларусь демонстрирует наихудшие показатели рейтинга. Из таблицы видно, что это налогообложение, международная торговля, защита инвесторов и кредитование.
 
Простота в …
Ведение бизнеса
2010 (рейтинг)
 
Ведение бизнеса
2009 (рейтинг)
 
Изменение
рейтинга
 
Бизнес (общий
рейтинг)
 
58
82
+ 24
 
Регистрация предприятий
 
 
7
98
+ 91
 
Получение
разрешений на
строительство
44
63
+ 19
 
Наём рабочей силы
32
40
+ 8
 
Регистрация
собственности
 
10
13
+ 3
 
Кредитование
113
109
 – 4
 
Защита инвесторов
109
105
 – 4
Налогообложение
 
183
183
0
 
Международная
торговля
 
129
134
+ 5
 
Обеспечение исполнения контрактов
 
12
14
+ 2
 
Ликвидация предприятий
 
74
74
0
 
 
Институт стратегических исследований предлагает следующее:
 
Налогообложение
 
1. Перейти на поквартальную уплату всех налогов, за исключением уплачиваемых раз в год - транспортного сбора, налога на недвижимость, земельного налога и экологического налога.
 
2. Упростить формулы расчета налога на прибыль (правила о затратах, относимых на себестоимость) с целью минимизации времени по расчету налога. Даже президент обратил внимание, что для Беларуси это - 900 часов. По данным BISS такая оценка - завышенная, но надо добиться выхода на 150 часов
Партнер рубрики - Международная Академия Биржевой Торговли 'Форекс Клуб'
Партнер рубрики -
Международная академия
биржевой торговли
"Форекс Клуб"
 
3. Расчет сделан исходя из текущих ставок налогов, однако позиция в рейтинге может быть улучшена в случае уменьшения размера отчислений в фонд соцзащиты населения (сейчас 34 + 1% значительно ухудшает позицию).
 
Международная торговля
 
1. Сократить перечень истребуемых документов при экспорте/импорте до 5/6 соответственно.
 
2. Минимизировать расходы по доставке грузов до ближайшего порта (в том числе с помощью логистических центров, специальных поездов и других транспортных средств и т.п.)
 
3. Активно внедрять упрощенные процедуры таможенного декларирования для сокращения процедуры экспорта/импорта до 5/6 дней соответственно.
 
Защита инвесторов
 
1. Внести изменения в Закон о хозяйственных обществах (проект с похожими изменениями уже находится на рассмотрении в парламенте). Предлагаемые изменения: дополнить ст. 56, 57 Закона "О хозяйственных обществах" двумя пунктами, предусматривающими право на иск к другому участнику хозяйственного общества при совершении сделок с аффилированными лицами, право на информацию, сообщение сведений в государственные органы о сделках с аффилированными лицами и т.п.
 
2. В случае отрицательного решения по "спорным" вопросам в рейтинге 2011 года - более детально их обозначить в законодательстве, чтобы не было разночтений у экспертов, составляющих рейтинг.
 
Кредитование
 
1. Создание частного регистра кредитных историй или частного информационного агентства.
 
2. Формирование данных в отношении субъектов хозяйствования не только по полученным кредитам, но и по иным обстоятельствам ведения хозяйственной деятельности.
 
3. Увеличение "покрытия" бюро кредитных историй. Для расчета использованы прогнозные показатели покрытия - 30-40% для государственного бюро, 10% - для частного бюро.
 
4. Получить максимальное количество баллов в рейтинге Legal rights (8 вместо 5) не представляется возможным: улучшения возможны только в случае предоставления абсолютного права залогодержателей на имущество, находящееся в залоге (т.е. приоритет их прав), однако это ухудшит права других кредиторов (например, работников) и может способствовать злоупотреблениям.
 
Рейтинг решает не всё
 
Постоянный представитель Всемирного банка в Беларуси Иван Велев пояснил, что для частных инвесторов такие индексы, как Doing Business, очень важны. "Преимущество рейтинга Всемирного банка в том, что он ориентирован на измерение физически ощутимых параметров. Все рейтинги не совершенны. Многие страны идут по такому пути - меняют то, что можно улучшить без глубоких структурных реформ. Вопросы к методологии тоже есть. К примеру, Международная организация труда видела проблему в том, что методология имеет перекос в сторону предпринимательства", - рассказал Иван Велев, отметив при этом, что позиция страны в рейтинге не влияет на распределение ресурсов Всемирного банка и финансирование им отдельных программ.
Иван Велев. Фото: www.bpc.by
Иван Велев. Фото: www.bpc.by
 
"Даже в случае вхождения в десятку напрямую это не будет влиять на инвесторов, обеспечивая, что на каждые 10 позиций улучшения в рейтинге будет "капать" дополнительно по миллиарду или 10 миллиардов инвестиций. Оценивать надо в совокупности других факторов", - сказал представитель Всемирного банка.
 
Он обратил внимание, что в случае с Беларусью, даже при существенном улучшении ее позиции в рейтинге, останется актуальным вопрос, как частные инвесторы будут конкурировать на белорусском рынке с государственными. "Программа реформ необходима", - резюмировал он.
 
Велева поддержала и эксперт Института предпринимательства и менеджмента Елена Ракова. "Рейтинг - это хорошо, но мы сейчас проводим очередной опрос бизнеса, и одна из основных выявленных проблем - неравное отношение к частным компаниям. Вот это надо изменить. И ведь это проявляется в разных нюансах, к примеру, сейчас жалуются, что задерживают выплаты частным компаниям, строительным, полиграфическим. Идет перекос в сторону иностранного инвестора, забывается, что есть отечественные частные компании. Бизнесмены говорят об уменьшении негатива, но никто еще не говорит, что чиновники и номенклатура глобально меняют отношение к частному сектору", - отметила она.
 
Эксперт Сергей Чалый при этом обратил внимание на то, что в рейтинге оценивается, к примеру, защита прав миноритариев по отношению к злоупотреблению директоров. "А есть совершенно другие вещи - защита прав мажоритарных акционеров от действий государства, а вовсе не от директорского корпуса", - подчеркнул он.
 
Председатель постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Сергей Семашко рассказал, что по поводу защиты инвесторов есть прямое поручение подготовить соответствующие изменения законодательства.
 
"У депутатов нет поклонения рейтингу. Да, Министерство экономики и Совет министров, конечно же, решают вопросы улучшения рейтинга. Но у нас идет нормальный законотворческий процесс", - заверил он.
 
Сергей Семашко, в частности, обратил внимание на законопроект о хозяйственных обществах, отметив, что там есть положения, касающиеся рейтинга. "Но не так гладко они проходят и не всё, что было предложено по улучшению рейтинга, будет включено в итоговую редакцию", - пояснил он.
 
В послании президента упоминался еще один законопроект - о поддержке малого и среднего предпринимательства. "Наболевший, с бородой, законопроект. И сторонников, и противников у него очень много. И один из моментов - решение о допуске малого и среднего бизнеса к государственным закупкам. В продолжение этого в правительстве готовится законопроект о госзакупках", - рассказал Семашко, заверив, что все вопросы, касающиеся обеспечения равных прав, должны быть решены.
 
Экономист Александр Лученок, в свою очередь, обратил внимание на то, что "улучшение показателей в рейтинге в сознании чиновников преломляется в реформирование экономики". "То есть вместо серьезной реформы экономики начинают улучшать рейтинг. А проблема в процентных ставках, доступности кредитов для частного бизнеса… Для чего мы попадаем в тридцатку? Такими манипуляциями улучшить оценку можно, но серьезные инвесторы серьезно подходят и к инвестированию, учитывая далеко не только место в рейтинге", - отметил он.
Нужные услуги в нужный момент