Верное решение Безотзывный
Белорусский народный банк
9%
Рублю, Ergo Sum
Белорусский народный банк
8.5%
Вклад в будущее
Белорусский народный банк
7.6%

Все вклады

Деньги и власть


Геннадий КОСАРЕВ, /

Беларусь возобновила переговоры с китайской компанией Cherry о создании производства легковых автомобилей. Эксперты "Завтра твоей страны" оценивают перспективы этого проекта и сравнивают китайские автомобили с другими имеющимися вариантами.

О том, что белорусы и китайцы вновь договариваются о создании производства легковых автомобилей на пресс-конференции в Минске, сообщил начальник главного управления промышленности, транспорта и связи Минэкономики Владимир Дерновой.

Руководитель Аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико напоминает, что опыт сборки иностранных автомобилей в Беларуси уже имеется. В прошлом году ЗАО "Юнисон" совместно с иранской компанией Iran Khodro выпустили в Беларуси 244 автомобиля марки Samand и продали 281 машину этой марки. В 2010 году выпуск иранского "Саманда" решили увеличить в 4,5 раза – до 1,1 тысячи штук и расширить модельный ряд выпускаемой техники.

– Что касается китайских компаний, то это малоперспективный вариант, - считает Леонид Заико. - Даже пятая и седьмая модель российского ВАЗа по объему, эффективности, соотношению "цена – результативность" лучше, чем китайские машины.

Как отмечает эксперт, ВАЗ пятой и седьмой модели (с учетом сдачи старого автомобиля) можно купить за 2,5–4 тысячи долларов. Китайские автомобили, по подсчетам экономиста, будут дороже процентов на семьдесят.

- Так что это абсолютно бесперспективный вариант, - резюмирует эксперт "Завтра твоей страны". – А заниматься сборкой более престижных, чем китайские, автомобилей нам мешает неготовность белорусских и политиков, и специалистов создавать автоматизированное производство, принимать стратегические решения.

Экономист Леонид Злотников отмечает, что в России уже довольно много компаний производят свои автомобили. Там условия для бизнеса лучше, чем в Беларуси: и налоговое законодательство, и уровень налогообложения, что очень важно, и рынок открыт.

– Компании, которые возьмутся производить легковые автомобили в Беларуси, не могут ориентироваться только на белорусский рынок – им нужен рынок более емкий, - таково мнение Леонида Злотникова.

Что касается китайских компаний, то, по словам экономиста, они ставят перед собой задачу увеличить объем продажи своих автомобилей в Европе, и ожидается, что они своей ценой потеснят и европейцев, и американцев даже на европейских и американских рынках.

- Вполне может быть, что китайцы рассчитывают собирать здесь автомобили и иметь базу для продвижения в Европу и, возможно, в Россию, - отмечает Леонид Злотников. – Другое дело, насколько сами эти китайские автомобили будут конкурентоспособными, но они гораздо дешевле – в полтора-два раза, чем подобные по мощности и классу автомобили западного производства. Так что это, в общем, интересный проект.

Впрочем, рассчитывать, что при этом белорусские рабочие будут получать нормальную зарплату, не приходится.

- Если заработки будут значительно превышать заработки китайских рабочих на китайских заводах при сборке этих автомобилей, тогда выгоднее производить автомобили в своей стране, - поясняет Леонид Злотников. - Китайцы – предприниматели, из альтруистических соображений они ничего делать не будут. Их интересует прибыль. Если будет выгодней собирать автомобили там и возить их в Европу, китайцы так и будут делать.
Нужные услуги в нужный момент
-25%
-20%
-12%
-10%
-20%
-15%
-15%
-10%
20170626