Общество


Татьяна КОЗЛОВА, /

Как выяснили социологи, в Беларуси с каждым годом становится все больше людей, покупающих продукты на неделю-другую вперед. На сегодняшний день таковых около 80% от общего числа потребителей. Посетители огромных торговых залов, заходя туда с большой тележкой, не всегда могут избежать ненужных приобретений - в данном случае природа человека играет на руку ритейлеру.

В хозяйстве пригодится


На самом деле покупка продуктов питания впрок в ряде случаев, действительно, помогает сэкономить. Например, мешок морковки, купленный в сезон, обходится в 2-3 раза дешевле, чем в "голодную" на витамины весну. Другое дело, что такой товар не всегда удается сохранить в нужной "кондиции", а избавление от испорченного порой сводит всю экономию на нет. Тем не менее осенние ярмарки - целительный бальзам на душу людей, испытывающих страсть к рациональному расходованию семейного бюджета. Популярен нынче и способ экономии времен 90-х: скинуться и приобрести продукты в оптовом магазине, в частности, крупы, консервы, кофе и чай, растительное масло, мороженую рыбу, куриные окорочка. Но и здесь лучше сначала с калькулятором просчитать всю стоимость реализации проекта, возможно, гречка и макароны не так часто бывают в семейном меню, чтобы компенсировать, например, затраты на бензин. Другое дело мясная продукция, доля которой в расходах на питание весьма увесиста - в среднем около трети. В фирменном магазине мясокомбината и гипермаркете цена за килограмм свиного окорока может отличаться на несколько тысяч рублей, и путем простого умножения на количество потребляемого мяса в месяц можно выяснить прибыльность "оптового" проекта. А куриные окорочка можно подготовить к заморозке самостоятельно, разделав на своей кухне несколько бройлерных цыплят: по подсчетам, покупка целых тушек сэкономит 20-40% бюджета. Кроме того, мясной запас в морозильной камере убережет хозяйку от необходимости покупать что-нибудь к ужину в ближайшей кулинарии.

Не съем, так выброшу?

С другой стороны, надо понимать, что "культпоход" в гипермаркет в выходной день с целью заполнить холодильник - это скорее развлечение, нежели возможность сэкономить. Покупатель, настроенный всерьез потратиться, - легкая добыча для ритейлера. Не зря специалисты по личным финансам в первую очередь советуют посещать магазин с заранее подготовленным списком и стараться по возможности не отходить от него ни на пункт. Нелишним будет и хорошенько подкрепиться: подмечено, что сытый человек покупает значительно меньше продуктов. Кроме того, желательно не заниматься пополнением запасов сразу после зарплаты: за 2-3 дня, проведенные с чувством того, что деньги "жгут карман", можно привыкнуть к этому приятному состоянию.

Тем не менее в любом магазине заинтересованы не только в привлечении покупателей, но и в увеличении так называемого среднего чека.То есть каждый ритейлер в меру своих возможностей и способностей делает все, чтобы "заставить" покупателя потратить как можно больше. Специальные технологии придумывать не надо - они уже успешно разработаны и опробованы в других странах, где торговля достигла более высокого уровня развития. Например, пространство большого магазина может быть организовано по принципу постепенного насыщения: сначала посетитель попадает к полкам с базовыми продуктами, а затем, удовлетворенный видом заполненной доверху тележки, выходит на "десерт" или "что-нибудь вкусненькое". Это могут быть свежая выпечка, конфеты и шоколад, соки и пиво, а также товары импульсного спроса, расположенные в зоне касс. И небольшая очередь - лишь повод остановиться и пополнить свой большой запас несколькими "мелочами". Переполненный холодильник в некоторой степени провоцирует обжорство, поясняют специалисты, а если все равно пришлось что-то выбросить, значит, магазин, в котором делались покупки, на верном пути. По крайней мере, с точки зрения увеличения собственной прибыли. Один из способов не накупить лишнего - периодически посещать небольшие магазины "у дома": здесь и времени много не потратишь, а если и переплатишь за пачку риса, то столько же сэкономишь, избежав ненужных покупок. Кстати, для стран Западной Европы и США, откуда к нам пришла мода на активный шопинг, выброшенная еда уже давно стала настоящей проблемой. Например, в Великобритании ежегодно утилизируется продовольствия на 20 млрд. долларов, причем 60 % покупок потребители даже не распечатывают. Около 40% продуктов отправляет на свалку и средняя американская семья. Возможно, проводить подобные исследования вскоре придется и белорусским специалистам…

Комментарий по теме

Любовь Закревская, финансовый советник, партнер консалтинговой группы "Личный капитал":


- О рациональном расходовании средств можно говорить в том случае, когда занимаешься планированием личных финансов, независимо от того, как часто и в каких объемах совершать покупки. И спонтанные решения часто приводят к перераспределению средств между разными статьями семейного бюджета. Это значит, что денег может не хватить на что-то другое. Например, человек выделяет на продукты питания 500 тысяч рублей в месяц. Часть из них можно потратить сразу, но на весь месяц продуктов все равно сложно купить. Я не скажу, что есть большие плюсы в том, чтобы запасаться несколькими корзинами еды. Но в этом есть рациональное зерно, если ехать в оптовый магазин с более низкими ценами и покупать продукты, которые долго не портятся. При этом у человека должна быть уверенность, что они действительно нужны - исходя из опыта прошлых месяцев. Более того, необходимо не только планировать расходы, но и контролировать их, потому что всегда можно прикинуть, какой суммы на питание будет достаточно. А вообще планирование покупок очень благотворно сказывается на бюджете: если человек четко знает, сколько потратить и на что, он не будет приобретать ненужные товары, пусть даже и со скидками. Например, можно увидеть, что действует акция на маринованные огурцы, и накупить их. Но так ли они необходимы? Нередко продукты, купленные спонтанно, просто выбрасываются. Поэтому главное - это планирование.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-44%
-20%
-10%
-50%
-10%
-15%
-15%
-10%
-90%