Деньги и власть


Александр Заяц, /

Белорусское правительство надеется в 2010 году привлечь в основной капитал около 2,7 млрд долларов иностранных инвестиций. Задача вполне достижимая, считают эксперты, ведь страна обладает рядом преимуществ. Однако есть и ряд недостатков, которые фактически парализуют положительные моменты.

В конце апреля в Женеве в рамках заседания специальной сессии Комиссии ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) по инвестициям и предпринимательству прошла презентация Обзора инвестиционной политики Республики Беларусь. В частности, эксперты ЮНКТАД дали рекомендации по улучшению инвестиционного климата Беларуси.

Согласно их оценке, Беларусь может предложить инвесторам многое: довольно обширный внутренний рынок, привилегированное географическое положение, развитую транспортную инфраструктуру и квалифицированную рабочую силу. Предприниматели – местные и иностранные – согласились, что правительственные реформы за последние два года явно снизили законодательное и административное бремя, возлагаемое на бизнес. Процессы упрощения регулирования бизнеса, отмена института "золотой акции", упрощение налоговой системы для малых и средних предприятий, а также новые схемы поощрения для привлечения инвестиций в высокотехнологичные секторы и наименее развитые области страны иллюстрируют размах реформ. "Тем не менее частные инвестиции – как местные, так и иностранные – все еще малы по сравнению с большинством других стран СНГ", - отмечают эксперты ЮНКТАД.

Во-первых, следует изменить свое отношение к инвесторам и повысить их доверие к стране. Данное отставание может быть достигнуто "путем введения в Инвестиционный кодекс положений о защите инвесторов, касающихся честного и справедливого к ним отношения". Должны быть перечислены условия, при которых "менее благоприятное" отношение к иностранным инвесторам не применяется, а экспроприация ресурсов считается законной. Кроме того, инвесторам должен быть обеспечен доступ к местным и международным механизмам разрешения споров. Должны быть четко прописаны условия для отклонения инвестиционного проекта, чтобы "ограничить "гибкость" местных чиновников в оценке, в которой проект имеет ценность для страны в каждом конкретном случае".

Впрочем, кроме прозрачных условий и гарантий, эксперты высказали ряд конкретных замечаний, которые Беларуси следует устранить, чтобы улучшить инвестиционный климат.

Право собственности на землю

Одним из ключевых моментов при открытии своего дела в Беларуси для многих иностранных инвесторов является вопрос права собственности на землю. Однако до сих вопрос положительно не решен. Земля сегодня выдается в аренду. Исключения случаются, как это, к примеру, произошло с выделением "лакомой площадки" в центре Минска Государственному генеральному резервному фонду Омана. Но такие исключения скорее правило, и они принимаются, как правило, на усмотрение руководства страны.

Эксперты Конференции ООН по торговле и развитию рекомендует на начальном переходном этапе облегчить доступ к земле путем выделения участков для коммерческого или промышленного использования.

Равная конкуренция

В Беларуси в большинстве секторов экономики существует монополия государства. И именно государственные предприятия получают особые преференции (льготные кредиты, обязательные поставки продукции и т.д.), из-за которых частным компаниям довольно проблематично с ними конкурировать.

"Равные условия для различных хозяйствующих субъектов будут основным фактором обеспечения максимальной выгоды от прямых иностранных инвестиций для развития частного сектора и уменьшения возможных вытесняющих эффектов от прихода на рынок транснациональных корпораций", говорится в докладе. В частности, в данном отчете рекомендуется пересмотреть всевозможные примеры дискриминационной практики в отношении доступа к ресурсам, создать независимое, укомплектованное профессиональным персоналом и адекватно финансируемое Антимонопольное агентство и в целом привести законодательство в соответствие с международными стандартами.

Упрощение налогообложения

В рейтинге Doing Business Всемирного банка Беларусь в категории "налогообложение" занимает последнее, 183-е, место. По оценке экспертов этого банка, в Беларуси для уплаты налогов надо затратить в среднем 900 часов в год. По данным BISS, такая оценка - завышенная, но надо добиться выхода на 150 часов.

Эксперты ЮНКТАД также признают сложности, которые создают для бизнеса налоговая отчетность и уплата налогов. Поэтому они предлагают заменить сборы в "инновационные фонды" и другие специальные взносы на "платежи за предлагаемые услуги". Кроме того, ежемесячные выплаты налога на прибыль и некоторые другие налоги заменить тремя платежами в год.

Права персонала


Камнем преткновения для многих предпринимателей служит единая тарифная сетка, которая распространяется не только на предприятия государственной формы собственности, но и частные фирмы. Эксперты считают, что "текущая система определения заработной платы является слишком жесткой и не разрешает инвесторам привлекать и оплачивать труд руководителей и работников на основании их квалификации и производительности". Поэтому эксперты рекомендуют правительству пересмотреть систему классификации зарплаты таким образом, чтобы, с одной стороны, "защитить работников с минимальной оплатой труда путем введения различных минимальных уровней зарплаты", но вместе позволить предпринимателям "свободно устанавливать зарплату выше минимального".

Еще один довольно спорный момент – контрактная система, на которую почти вся страна массово перешла около 10 лет назад. И эта форма отношений работника и начальника вызвала тогда бурю возмущения. Ведь очень многое в контрактной системе зависело от руководства предприятия. Но сейчас контрактную систему все-таки решили смягчить.  Новый президентский указ № 164 от 31 марта позволяет нанимателю переводить "добросовестных работников" (например, тех, у кого нет выговоров), которые проработали больше 5 лет по контракту, на бессрочный договор. Эксперты также рекомендуют Беларуси "предоставить работникам возможность разрывать действующие контракты, заключенные на определенный срок, после направления уведомления за достаточный срок, в соответствии с международной практикой".

Эксперты высказали также обеспокоенность нарушениями прав профсоюзов, "поскольку это оказывает неблагоприятное влияние на защиту работников в стране, состояние производственных отношений и имидж страны перед лицом инвесторов".

Не лучше ситуация, по данным международных экспертов, и с занятостью иностранцев в Беларуси. "Процедура найма иностранных рабочих является излишне обременительной и непредсказуемой", говорится в обнародованном докладе. А ведь этот вопрос довольно важен в свете намерений привлечения ПИИ, что автоматически подразумевает и привлечение персонала из-за границы. "Поэтому режим приема иностранных работников следует упростить за счет введения "одного окна" в отношении процесса приема экспатриантов и замены процедуры тестирования рабочей силы на рынке предварительно определенным списком рабочих недостающей квалификации. Кроме того, разрешения на работу и проживание следует объединить, и срок действия разрешения на работу и проживание следует продлить в соответствии с практикой, принятой в мире", говорится в обзоре.

Вскоре в Беларуси планируется отменить лицензии на привлечение трудовых мигрантов. Правда, взамен лицензиям предусматривается введение разрешений двух типов: для нанимателей (на привлечение на работу иностранцев) и для трудящихся-иммигрантов (на право занятия трудовой деятельностью). Согласно положениям законопроекта о внешней трудовой миграции наниматель будет обязан получить разрешение в том случае, если использует труд более 10 иностранцев. Все иностранцы смогут официально работать в Беларуси только при условии заключения трудового договора и при наличии специального разрешения. В 2009 году в Беларусь для работы по контракту прибыли более 4,8 тыс. иностранцев, в том числе более 1,3 тыс. - из Украины, почти 1 тыс. - из Турции, немногим менее 800 - из Литвы, а также Китая, Вьетнама, Молдовы, Таджикистана, Армении, Азербайджана, Грузии.

Упрощение лицензирования

Требования лицензирования в Беларуси стали символом излишне бюрократизированного подхода к регулированию хозяйственной деятельности. Правда, либерализация в этой сфере была одним из плановых шагов белорусского правительства в 2009 году. Но проект указа президента "заблукал" по маршруту "Администрация президента – Совет министров". В своем послании белорусскому народу и Национальному собранию президент Лукашенко пообещал, что в ближайшее время будет издан новый Указ президента "О лицензировании отдельных видов деятельности", направленный на упрощение процедур. Количество лицензируемых видов предпринимательской деятельности планируется сократить с 53 до 37.

Международные эксперты приветствуют такой подход белорусских властей, напоминая лишь, что "лицензии необходимы только для тех видов деятельности, которые вызывают потенциальную обеспокоенность общественности по отношению к здоровью, безопасности или защите потребителя". Кроме того, "в данном процессе для органов власти важно обеспечить, чтобы отмененные лицензии не заменялись систематически столь же обременительными требованиями сертификации". На случай отзыва лицензии хорошо бы было "ввести соответствующие механизмы обжалования в административном и судебном порядке".
Нужные услуги в нужный момент