КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса
Банки
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
реклама

Праздничный
Паритетбанк
15%
Проще простого под 15%
МТБанк
15%
Е-плюс
Евроторгинвестбанк
17%

Все кредиты

Капитальный
Банк Москва-Минск
19%
Цептер Соната
Цептер Банк
19%
Цептер Этюд
Цептер Банк
17%

Все вклады

Деньги и власть


Fitch Ratings в опубликованном сегодня специальном отчете отмечает, что уход от широко распространенной практики директивного кредитования является необходимым условием либерализации банковского сектора Беларуси и создания системы, которая бы лучше позволяла эффективно распределять ресурсы и поддерживать стабильный долгосрочный экономический рост.
 
В банковской системе страны продолжают доминировать госбанки. В частности, на долю Беларусбанка и Белагропромбанка приходилось около двух третей активов банковской системы и розничных депозитов на конец 2009 года. На фоне директивного кредитования, осуществляемого этими банками, сектор продолжил демонстрировать быстрый рост в 2009-м и 1-м квартале 2010 года (42% и 5% соответственно), что оказывало давление на ликвидность, капитализацию и качество активов. По оценкам Fitch, общий объем существующих кредитов, выданных в рамках государственных программ, увеличился почти на 50% в 2009 году, и на его долю приходилась приблизительно половина суммарного объема кредитов в секторе и свыше 60% всех кредитов у Беларусбанка и Белагропромбанка.
 
"Приватизация БПС-Банка в декабре 2009 года и потенциальная продажа Белинвестбанка указывают на готовность властей увеличивать иностранное участие в банковской системе, - отмечает директор в аналитической группе Fitch по финансовым организациям Светлана Петрищева. - В то же время сократить директивное кредитование у Беларусбанка и Белагропромбанка, вероятно, будет сложнее с учетом того, что оно по настоящее время является краеугольным камнем белорусской экономической системы. Кроме того, президентские выборы в феврале 2011 года делают существенные изменения экономической модели страны в 2010 году менее вероятными".
 
Агентство отмечает, что недавний и планируемый быстрый рост кредитования в сочетании с существенным директивным кредитованием обуславливает риск значительного ухудшения качества активов в будущем. Согласно отчетности, проблемные активы были умеренными на уровне 5% кредитов в секторе на конец 1-го квартала 2010 года, однако они могут заметно увеличиться, если государство сократит поддержку более широкой экономики.
 
Fitch отмечает и существенное повышение долларизации розничных депозитов в республике с 33% на конец 3-го квартала 2008 года до 54% на конец 1 квартала 2010 года, в основном в результате ожиданий девальвации в конце 2008-го - начале 2009 года. Однако в период глобального финансового кризиса в секторе не наблюдалось заметного оттока депозитов. Тем не менее, существенно усилилась зависимость банковской системы от поддержки ликвидностью со стороны государства, так как рост кредитования опережал рост клиентских депозитов. У Беларусбанка и Белагропромбанка имело место несоблюдение регулятивных показателей ликвидности до оказания им государственной поддержки в 4-м квартале 2009 года.
 
В 2009 году власти страны воздержались от своей обычной практики рекапитализации государственных банков в конце года, что отражало бюджетные ограничения. В настоящее время нет планов проведения новых взносов капитала в государственные банки на протяжении оставшейся части 2010 года. Fitch полагает, что с учетом амбициозных целей роста и возможного ухудшения качества активов показатели капитализации могут оказаться под существенным давлением в этом году.
 
Планы по созданию специального агентства развития и передаче ему функций директивного кредитования, а также ряда проблемных активов поддерживаются МВФ, но эти планы еще предстоит осуществить.
 
В настоящее время долгосрочные рейтинги дефолта эмитента белорусских банков ограничены уровнем "B-" и имеют "Негативный" прогноз, что отражает слабые моменты их самостоятельной кредитоспособности и государственных финансов. Fitch считает, что в случае необходимости белорусские власти, скорее всего, будут иметь высокую готовность оказать поддержку государственным банкам. Однако способность предоставить такую поддержку может сдерживаться, в частности, ввиду ограниченного уровня покрытия банковских валютных пассивов государственными валютными резервами.