Авто


Алексей Вайткун, /

Ответ на этот вопрос в студии прямого эфира пытались найти гости TUT.BY: Артем Шарков, председатель оргкомитета общественного объединения "За авто", Сергей Чалый, независимый экономист, Федор Сухов, член оргкомитета "За авто", общественный защитник, а также Константин Михайлов, инициатор акций "Стоп-бензин" и "Анти-АЗС", которые в эти дни активно проходят в Беларуси. 



Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

- Давайте по акции поговорим: как все выросло в такую масштабную акцию?

Константин Михайлов: Произошло подорожание топлива, мы все об этом знаем. Соответственно, возникла такая инициатива – понять, почему дорожает топливо и почему нам об этом не говорят. Вернее, говорят, но как-то завуалировано. Поэтому решили организовать эту акцию. Конечно, вначале мы не думали, что это вызовет какой-то такой резонанс – это была моя личная инициатива, но уже через два дня я понял, что есть очень много людей, которые со мной по этому вопросу согласны и готовы поддерживать.

- У вас есть сайт этой акции, огромное количество материалов. То есть вы так хорошо готовились…

- Дело в том – буду говорить откровенно, – что никто не готовился. В обед эту новость опубликовали, в обед я начал писать на одном из форумов – это форум avtomalinovka.by, – начал выражать свое недовольство. Люди начали подключаться, и через два дня мы поняли, что все это довольно серьезно. Был сделан сайт. Он начал работать через три или четыре дня. Не все сразу, многое делалось по ходу. Мы поняли, что есть смысл провести акцию и, возможно, получить ответы на свои вопросы.

- То есть чтобы получить ответы, надо эти самые вопросы задать. Соответственно, начали оформлять.

- Да, вчера мы занесли в Администрацию президента Республики Беларусь наше письмо с просьбами разъяснить…

- Расскажите поподробнее.

- Мы в письме указываем, что происходит с начала года третье удорожание, которое за собой повело удорожание, в принципе, всех продуктов: молоко с мясом – 2-3%, маршрутка, вчера сахар – на 5%. Наверное, как следствие поднятия цен на топливо. Плюс вчера я разговаривал с перевозчиками. Они тоже поднимают цены на свои услуги. Мы это в письме указываем, но просим в первую очередь разъяснить, почему это происходит. Мы услышали официальный ответ с БЕЛТА, где они сказали, что Россия увеличила пошлины на 15-20%. Но мы знаем, что с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь поставляется 6,3 млн тонн нефти беспошлинно. То есть для потребления на внутреннем рынке, для нас, обычных, простых граждан, – а топливо дорожает. Мы на этом акцентировали внимание и попросили дать нам ответ.

- Вы попросили дать ответ вчера…

- Да, мы отнесли все это в Администрацию президента, нас там приняли, приняли наше письмо. Сказали, в течение месяца мы получим ответ.

- Присоединяйтесь к разговору: есть что сказать?

Сергей Чалый: Да! Я сразу скажу: я тут по приглашению ребят. Я не участник их инициативы и даже не автомобилист, поэтому я в какой-то степени, наверное, буду тут адвокатом дьявола, хотя в одном, самом главном вопросе, я с ними согласен: это отсутствие коммуникации наших властей с населением. Разъяснения, объяснения, почему этот бензин дорожал, действительно были очень смешные с экономической точки зрения. Я вообще восхищаюсь находчивостью пиарщиков из Белнефтехима: они объяснили это тем, что с февраля по апрель мировые цены на нефть – а это практически те цены, по которым мы получаем нефть из России, – выросли на 29%. Если посмотреть на график изменения цен на нефть, то, действительно, будет видно, что она сильно колеблется, и с февраля по апрель действительно был рост с локального минимума до локального максимума. Но когда смотришь, что произошло с ценами с начала года по настоящий момент, оказывается, что на самом деле они понизились. Люди очень сильно постарались, нашли кусок этого роста на графике и рассказали про него, не сказав главного: в действительности цены на нефть снижались! И после этого пришлось придумывать второе объяснение, суть которого состояла в том, что это пошлины на нефтепродукты, которые ввела Россия, которые мало отношения имеют к цене на бензин. Объяснять действиями России повышение цен на бензин очень сложно, потому что у нас для внутреннего потребления нефть беспошлинна. Поэтому там повышения, в общем-то, быть не должно. Мы примерно понимаем, почему произошло повышение цены на бензин…

- Объясните тем, кто этого не понимает.

- По сути своей ценообразование на бензин, на дизельное топливо практически во всех странах, кроме, может быть, Соединенных Штатов, включает в себя большое количество акцизов. Строго говоря, это не рыночный товар, который является суммой себестоимости и рентабельности. На самом деле там около 60% - акцизы. Фактически это инструмент пополнения бюджета. И экономический смысл того, что произошло, - это увеличение налога. Причем налог адресный – на автолюбителей – прямой, легко собираемый, пропорциональный пользованию. Он, строго говоря, был бы нормален – вся Европа так к ценообразованию подходит. Другое дело, что об этом не было сказано, и придумывались такие смешные оправдания в стиле Советского Союза, когда объясняли повышение цен на хлеб требованиями трудящихся.

- Конечно, повышение само по себе злит…

- Понимаете, вместо того, чтобы просто сказать правду… Ведь это не что иное, как фискальная мера, как способ пополнения бюджета… Но если это адресный налог, должен был быть разговор с обществом, согласны ли те же автомобилисты и оставшиеся участники общества с тем, что именно с них имеет смысл сейчас эти деньги собирать.

- То есть открытую дискуссию…

- Именно! Вот вокруг чего стоило бы вести разговор. Понятно, что то, что происходит, в действительности – отражение того, как устроена наша экономика: ростом внутренних цен просто компенсируется падение рентабельности на внешних рынках. Связано это с тем, что у нас после нефтяных соглашений января в области нефтепереработки для экспорта существенно упала рентабельность, происходит такая вот компенсация. Ничего нового в этом нет, наша экономика давно так работала – такой вот межбюджетный переток, - но, опять же, вместо того, чтобы сказать: "Да, это так устроено!", - выдумываются абсолютно не имеющие отношения к реальности вещи, причем проверяющиеся за пять минут: просто открываем график нефти – и видим, что нам не соврали, конечно, но всей правды, не сказали.

- Это и разозлило, да?

- Да. В данном случае мы просто пытаемся достичь какого-то диалога с властями, чтобы с нами хотя бы общались и говорили то, что есть. Тогда, может, никакая акция бы не возникла. А тут что-то происходит, но тебе говорят совершенно другое – и народ бунтует.

- У нас в Беларуси самый большой процент по бывшему СССР людей, имеющих высшее образование, и такие сказки из телевизора вызывают негативную реакцию людей.

- А насколько существенны эти подорожания для бюджета и для автолюбителя? Вы ощутили это на своем кошельке?

- Я могу сказать, что стал ездить намного меньше. Если сравнить с 2007, 2008 гг., когда я каждые выходные ездил на рыбалку за 200 километров, то сейчас для меня максимальная поездка – это раз в месяц к тестю съездить.

- Бензин – это очень своеобразный товар. Как говорят экономисты, он обладает разной эластичностью в краткосрочный и долгосрочный периоды. Человек не может сразу перестроиться, если повышают цены на бензин, – поездки сократить и машину поменять на более экономичную. Но в долгосрочной перспективе оказывается, что цены на бензин весьма эластичны: достаточно длительный период дорогого бензина приводит к тому, что люди начинают существенно меньше пользоваться, либо менять свой автопарк на более экономичный, либо отказываются от него совсем.

- Согласен, не сразу чувствуется, как цены поднимаются. Первое время ездишь как ни в чем не бывало, а в конце месяца обнаруживаешь, что дырка – не только в государственном бюджете, но и в семейном. Например, за эти два месяца я только один раз съездил к тестю за 200 километров, хотя раньше ездил регулярно.

- Нам приходят сообщения: большое спасибо активистам за высказанную позицию на стеклах авто. Под лежачий камень, как говорится, и вода не течет. Ведь победили мракобесие. Но нужны радикальные меры. Какие радикальные меры вы имеете в виду?

- Никаких радикальных мер мы принимать не будем. Все автомобилисты, как правило, состоявшиеся люди – серьезные, понимающие, умеющие считать, контролировать и следить за своими действиями. И то, что пишут на всех форумах: надо брать палки в руки, идти на площадь, перекрывать заправки, - я думаю, не принесет никакого результата. Это провокации. Мы будем действовать только в правовом поле, без каких-либо нарушений. Причем это очень принципиальная позиция. Активисты эту позицию поддерживают по всей стране. Подключилось много городов – Гродно, Брест, Могилев.

- А когда вы письмо отнесли – вы сказали, что с вами поговорили так хорошо, - понимают, почему вы пришли и какие ответы хотите получить?

- Да, нас, наверное, даже ждали, потому что сказали, что "мы форумы тоже читаем, и пока ваша акция протекает в рамках закона".

- Значит, вас предупредили. Потому что есть вопрос: оказывалось ли какое-либо давление со стороны на организаторов?

- Я на себе такого давления не испытываю.

- Мы действуем в рамках правового поля, не нарушая законодательства, и собираемся в дальнейшем действовать исключительно в рамках закона, не нарушая общественный порядок. Наклейка на машину не нарушает никакого порядка, она просто доводит до людей информацию, что в стране происходят такие вещи: повышаются цены на бензин и, соответственно, повышаются цены на другие товары. Мы только распространяем информацию, но никаких противоправных действий не производим.

- Действенна эта мера, на ваш взгляд?

- Письмо с вопросами, отнесенное в Администрацию президента, - несомненно, действенная мера. Любой способ привлечения внимания общественности – вполне действенная мера. Другое дело, что у меня есть сомнения в отношении такой акции, как бойкот заправок, потому что моментально возникает вопрос, не проплачена ли эта акция конкурентами Белнефтехима.

- Первое, что мы рекомендовали, – наклеить наклеечки, привязать белые ленточки – символ солидарности, призвали 1-4 июня бойкотировать заправки Белнефтехима либо заезжать туда для заправки двух литров бензина. На форумах пишут, что это детский сад, лепет. Может, это и так, но цель этого – просто привлечь к себе внимание. Потому что заправщица – в субботу семь машин заехали, каждый по два литра начал заливать – через две минуты начала кричать: "Ребята, вам в Белый дом, это не я подняла цены на топливо". Соответственно, она сказала, что доложит руководству, что такая акция у нее на заправке была. Цель выполнена: мы ничего не нарушили. Я после этого попросил у нее прощения, но нам ведь надо как-то донести свою позицию!

- По поводу действенности: как только возникает бойкот какого-то товаропроизводителя, сразу возникает вопрос, а нет ли тут интересов конкурирующих организаций.

- Но Белнефтехим - монополист, он продает нефтепродукты и устанавливает цены на всех других заправках в нашей стране, так что он здесь все равно ничего не теряет. Нужно привлечь их к диалогу, чтобы они рассказали механизм формирования цены.

- Любое привлечение внимания оказывается вполне действенным. Обратите внимание: если власть не отвечает, она все равно учитывает эти интересы. Эти же ребята занимались в свое время и пошлинами на авто для физических лиц. При том, что прямого ответа не последовало, очевидно, что на переговорах, которые велись в Москве, нашей делегацией было сказано, что "общественное мнение в нашей стране такое-то, этим мы поступиться не можем даже в таможенном союзе". Поэтому несомненно, что эти вещи влияют.

- Мнение нашего зрителя: госмонополию не победить, пока не придут независимые трейдеры из России, пока розничные цены на заправку не перестанут регулироваться государством. Это будет другая история, другая страна. А так совет: обращаться к президенту, покупать более экономичные авто.

- Правильно, за исключением слова "Россия" - просто независимые трейдеры. Неважно, чьи они будут. Проблема нашего ценообразования в том, что у нас постоянно создаются монополии для обеспечения какого-то сверхрыночного дохода в одном месте. Затем у этой монополии деньги изымаются для поддержки других отраслей. У нас получается так: с одной стороны, монополии – это плохо, это не рыночное ценообразование, но в этой ситуации государству все равно приходится исполнять несвойственную ему функцию – перераспределять эти сверхприбыли, которые были до этих нефтяных соглашений у Белнефтехима. Через программы господдержки они вкладывались в другие отрасли. Сейчас произошло обратное: из-за соглашений с Россией, когда она ввела частично пошлину на нефть, сейчас у Белнефтехима возникают проблемы – и мы из бюджета закрываем эти проблемы.

- В коллективном обращении граждан мы тоже попросили лишить государственный концерн "Белнефтехим" исключительного права на естественную монополию, применить к нему Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. "Противодействие монополистической деятельности и развитие конкуренции", что в итоге даст развитие нефтяной индустрии страны, приведет в итоге к уменьшению стоимости бензина.

- Предложение действенное?

- Оно было бы недейственным год назад, когда концерн "Белнефтехим" был кормильцем всего бюджета. Наша экономика была выстроена как: от России по внутренним ценам мы получали нефть и использовали валютную выручку от продажи нефтепродуктов по мировым ценам. Сейчас фактически эта возможность закрыта. Поэтому, понимая, что такой способ функционирования экономики уходит в прошлое, имеет смысл заниматься демонополизацией такого концерна.

- Вы можете, как эксперт, порассуждать, какие могут быть варианты ответа властей на эту акцию?

- С моей точки зрения, замораживания цен или отмены повышения не будет. Еще раз подчеркиваю, это фискальная мера - мера наполнения бюджета. Самым правильным будет попросить объяснить ситуацию, как она есть на самом деле: послекризисная ситуация действует, а автомобилисты - люди состоятельные, с кого еще брать? Не так давно было повышение услуг ЖКХ для владельцев особняков. В сущности, это меры, лежащие в одном и том же ключе: где найти тех, с кого не так больно можно взять деньги?

- Согласитесь, за последние полтора года зарплата в реальном секторе экономики не повысилась, а повышать цены на топливо в таких условиях, причем неоднократно, - это, по меньшей мере, асоциально. А наше государство является социально ориентированным.

- Оно уже называет себя экспортно ориентированным. Тут вопрос перспективы. Если смотреть за последний год – увидишь одно, если за пять лет - совсем по-другому: во-первых, рост зарплат опережал рост производительности труда, а во-вторых, опережал рост бюджетных доходов и расходов. Поэтому то, что произошло в прошлом году, – антикризисные меры по замораживанию доходов в бюджетном секторе и по сокращению их роста во всех остальных – это следствие того фестиваля, который у нас был в предыдущие годы.

- Но если государство у нас допустило такой фестиваль, пусть исправляет его за счет собственных средств.

- Дело в том, что у государства нет никаких собственных средств. Его средства – это наши средства.

- Есть концерн "Белнефтехим", который является государственным. Его можно реструктуризировать, продать, приватизировать – даже для внутренних бизнесменов.

- Сомневаюсь.

- Это проблема власть имущих и государства, владельца данного концерна. Мы же хотим, чтобы цены были соответственные нашим доходам, чтобы мы платили за нефтепродукты столько, сколько мы можем за них платить, а не так, чтобы мы ездили на рыбалку раз в месяц или реже, потому что на это нет денег.

- Скажите, а то, что есть прецедент такой быстрой организации акции, - это же наверняка хорошо?

- Ну, конечно, это хорошо. Речь идет о чем? Что такое демократия? Это управление посредством обсуждения. Как раз обсуждение и необходимо для того, чтобы решения были качественными. Но любую государственную систему характеризует не качество принимаемых решений и не количество ошибок – все ошибаются, а реакция на ошибку. Поэтому такие вещи, которые происходят, и есть такая обратная связь. В конечном счете, такая частная мера – это лишь верхушка айсберга. Ведь, в сущности, то, с чем мы столкнулись, - это вопрос функционирования всей нашей модели экономики, которая выстроена во многом как экономика советского типа, где отсутствует экономическое равновесие. Строго говоря, цены могут быть любые. Главное, чтобы бюджет балансировался. Поэтому у нас периодически за счет одного сектора спонсируется другой и так далее. Эта система за долгие годы стала такой запутанной и сложной, что в конечном итоге так или иначе станет вопрос либерализации экономики, потому что государству просто станет тяжело выполнять постоянно функции этой настройки цен в разных секторах и уровнях. Раздражение вызывает, скорее, даже не величина повышения, а то, что она четвертая с ноября. И власти понимают, что это вызывает волнение. Нет бы сделать это один раз в полгода – сразу на 20%! В психологическом плане было бы гораздо комфортнее.

- А при следующем подорожании топлива будет проходить снова такая акция?

- Наверное, это будет зависеть от результатов нашего обращения и результатов круглого стола, на который будет приглашен и Белнефтехим, и представители других министерств и ведомств. Мы 15 июня хотим провести круглый стол на тему "Нефтянка, топливо и цены". Хотим пригласить туда людей, которые могут эту тему обсуждать, принимать решения.

- Приглашения вы выслали?

- Приглашения мы начали со вчерашнего дня рассылать. Одно вам оставлю.

- Вы можете пригласить через наш портал кого-то…

- Воспользуемся возможностью: приглашаем на наш круглый стол, который состоится 15 июня, представителей концерна "Белнефтехим", представителей Министерства промышленности Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета, владельцев и директоров автозаправочных станций, не только государственных, как Белнефтехим, но и Лукойл, СлавНефть и других - все-таки они покупают топливо на Белнефтехиме и дальше реализуют его в собственной сети. Также приглашаем представителей гражданского общества, которые непосредственно заинтересованы в налаживании диалога с властью по вопросам энергетики, топлива, предпринимательской деятельности. Данное повышение цен на топливо также коснулось и перевозчиков – грузовых и пассажирских: они вынуждены повышать свои цены как компенсацию собственных издержек. Мы хотим, чтобы они высказали свою позицию органам государственной власти и управления и получили ответы, чтобы в дальнейшем мы могли более динамично выстраивать наш диалог.

- Тут, по-моему, не хватает одной позиции – Министерства экономики, потому что они фактически ответственны у нас сейчас за либерализацию экономики и только они могут эту проблему в конечном счете решить. У нас там сейчас молодой и динамичный министр, который пытается налаживать диалог с деловыми кругами – в какой-то степени даже успешно. Поэтому имеет смыл пригласить именно Министерство экономики.

- Я хотел бы, чтобы вы еще раз рассказали: акция 4-го числа?

- Да. Что мы вообще советуем сделать: оставить свои автомобили на стоянках, воспользоваться общественным транспортом – сделаем чуть чище экологию в городе. Возможно, мы проведем показательную акцию на одной из заправок Минска и на заправках других городов: они готовы подключиться.

- Я хотел бы добавить по поводу акции и вообще акцизов. Акцизный налог на топливо действительно такой действенный: много людей, много автомобилей – почти три миллиона. Когда такая акция затевается, понятно, что равнодушных к ней практически нет, а учитывая, что у нас почти в каждой семье есть автомобиль, она касается всех. Притом к таким акциям власть прислушивается.

- То есть сейчас самое главное – из правового поля не выпасть?

- Да.

- Тем более что постоянно их пытаются спровоцировать: берите палки в руки. Зачем? Речь идет о налаживании диалога с властями.

- При этом нас уже пытаются приравнивать – не хотел бы эту тему задевать – к оппозиции. Мы к этому не имеем никакого отношения. Есть я, обычный человек, который все это инициировал. Я понимаю, что мы одной ногой в политике, но основная цель – чтобы власть начала с нами общаться, считала полноценными участниками диалога, а не устанавливала свои правила игры в одностороннем порядке.

- Также призываем всех автовладельцев привязать на свои автомобили белые ленточки в знак солидарности с автомобильным движением. Ленточка не несет в себе никакого негативного содержания, а призывает к единению.

- Позиция ваша ясна. Хотите еще что-то добавить?

- Пожелаем ребятам удачи!

- У вас очень активный сайт, он активно работает, все ссылки есть в интернете, они будут и на нашем портале.

TUT.BY – расставим точки над "i"
Нужные услуги в нужный момент
-15%
-25%
-10%
-30%
-40%
-50%
-40%
-15%
-18%