Банки
Курсы валют
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
Праздничный
Паритетбанк
15%
Е-плюс
Евроторгинвестбанк
15%
Жгучий кредит
Идея Банк
15%

Все кредиты

Деньги и власть


Геннадий КОСАРЕВ, Владислав ПРОТАСКИН, /

Экс-председатель Нацбанка Беларуси, член Общественно-консультативного совета при Администрации президента Станислав Богданкевич сообщил "Завтра твоей страны" о том, что в первой половине июня на заседании совета будут обсуждаться вопросы либерализации экономических условий хозяйствования. Эксперты "Завтра твоей страны" подготовили шпаргалку для совета, чтобы не остались "за кадром" важные для бизнеса вопросы.

О либерализации экономики и ограничении административного вмешательства государства в бизнес в последнее время говорится немало. Но эксперты характеризуют этот процесс так: шаг вперед – два назад. И это сдерживает приток капитала. Свежий пример -- подписание 1 июня статусного соглашения об условиях присутствия Северного инвестиционного банка в нашей стране, о котором сообщил журналистам посол Швеции в Беларуси Стефан Эриксон.

Экс-председатель Нацбанка Станислав Богданкевич положительно оценивает уже сам факт появления такого солидного инвестиционного банка на территории Беларуси.

- Северный инвестиционный банк финансирует эффективные проекты. К тому же, всякий приход инвестиционного банка – это дополнительные инвестиции, источники капитальных вложений и финансирования, – отмечает эксперт "Завтра твоей страны".

По словам Станислава Богданкевича, финансовый и инвестиционный потенциал северных государств является довольно значительным, там очень высок национальный продукт на душу населения, применяются высокие технологии и хороший менеджмент.

Однако, как заявил Стефан Эриксон, пока Северный инвестиционный банк намерен финансировать экологические проекты, в которых есть заинтересованность, как Беларуси, так и скандинавских и балтийских государств.

По мнению Станислава Богданкевича, от участия в более масштабных проектах в Беларуси как СИБ, так и другие банки, отталкивает отсутствие в стране рыночных условий хозяйствования.

- Экономика управляется ручными методами. У нас неправовое, нерыночное государство, не созданы условия для конкуренции, -- считает экс-глава белорусского Нацбанка.

Эксперты "Завтра твоей страны" констатируют: после того, как в Беларуси был принят декрет о регистрации субъектов хозяйствования, никаких существенных либерализационных изменений не произошло. Теперь бизнес можно открыть всего за полчаса, но работать все равно приходится по старым правилам.

1. Лицензирование

Принять нормативный акт, который существенно сокращает перечень лицензируемых видов деятельности, государство обещает уже больше года.

- К сожалению, этот перечень остается достаточно широким. И самое печальное, что лицензируется наиболее распространенный вид деятельности – розничная торговля. Такого лицензирования нет больше нигде в мире, кроме нашей страны, - подчеркнул на круглом столе по проблемам бизнеса и права руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.

В Министерстве экономики обещают, что вот-вот будет отменено лицензирование около 20 видов деятельности. Министр экономики Николай Снопков подсчитал также, что с 2003 года их количество уменьшилось в три раза: со 150 до 50.

2. Тарифная сетка и ценообразование

В сентябре прошлого года вступила в силу новая инструкция о порядке применения тарифной сетки. Некоторые положительные сдвиги в этом направлении имеются: устанавливать зарплату на частных предприятиях стало проще, но все равно государственное регулирование осталось.

- Устанавливать зарплаты по государственным межразрядным коэффициентам весьма обременительно, поскольку тарифно-квалификационные справочники часто меняются, стоят они дорого и для того, чтобы в них разбираться, приходится держать отдельного специалиста, -- говорит Сергей Балыкин.

На государственных предприятиях есть отдел труда и зарплаты, который занимается только тем, что пересчитывает штатное расписание. На частных предприятиях такой возможности нет.

Та же ситуация и с либерализацией ценообразования. Цены регистрировать не надо, но в любом случае необходимо составлять калькуляцию, обоснование цен, хранить их -- за нарушение этого требования установлены достаточно высокие штрафы.

3. Ставки единого налога

- Вся эта либерализация свелась к тому, что предпринимателям пришлось платить больше, - констатирует глава Ассоциации малого и среднего предпринимательства.

Например, указ № 143 от 9 марта 2010 года, который вступил в силу 1 января 2010 года, установил ставки единого налога для ИП в белорусских рублях. Но по некоторым позициям, они оказались выше предыдущих, в среднем на 5-10%.

Более того, для некоторых видов деятельности, например, для интернет-торговли местные власти установили максимально высокие ставки единого налога.

4. Аренда

Примерно такая же ситуация и с указом № 518 о некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом. Он тоже вступил в силу с 1 января. После привязки ставок аренды к белорусскому рублю произошло ее реальное увеличение. Больше всего проблем возникает с тем, что установлен максимальный коэффициент 3 для помещений, которые занимают руководители, бухгалтера, кадровики, юристы.

- Почему за кабинет директора или юриста необходимо платить в три раза больше, нежели за помещение, где сидит, допустим, специалист по сбыту? Неужели директор – ненужный элемент в бизнесе? – вопрошает Сергей Балыкин.

Чиновникам, по его мнению, хорошо – они сидят в государственных кабинетах и могут решать проблему бесконечно. А предприниматели все это время платят аренду по повышенным ставкам из собственного кошелька.

5. Электронное декларирование

Как отмечает директор частного унитарного предприятия из Молодечно Владимир Макей, под видом электронного декларирования в стране неофициально проводится очередная кампания по "вытягиванию денег из бизнеса"

Предпринимателям, по сути, навязывают приобретение ключа и программы электронного декларирования у Информационно-издательского центра Министерства по налогам и сборам. Стоит это примерно 300 тыс. рублей. Платить надо каждый год.

- Очень настойчиво просят приобрести эту программу и установить и даже прибегают к дезинформации, рассказывая о том, что через некоторое время подавать документы иначе как в электронном виде будет нельзя, хотя в самом министерстве отрицают, что подача декларирования в бумажном виде в скором времени будет запрещена, - рассказывает Сергей Балыкин.
 
6. Указ № 60 о регулировании интернета

- Целились в оппозицию, а попали в бизнес, - говорит об этом указе Сергей Балыкин. - И еще создали громоздкую бюрократическую процедуру, которую необходимо выполнить в месячный срок под угрозой отключения от интернета.

По прогнозам экспертов "Завтра твоей страны", выполнение положений указа приведет к тому, что интеренет-предприниматели и хостеры существенно сократят свою деятельность, а интернет-сегмент вместо того, чтобы развиваться, как во всем мире, наоборот, деградирует.

7. Отсутствие стратегии и нестабильность законодательства

- Самая опасная вещь - нестабильность белорусского законодательства, когда мы имеем законы и акты президента равные по силе, а иногда акты президента, превосходящие законы, - считает советник Международной финансовой корпорации Валерий Фадеев.

Это создает возможность протаскивания ведомственных интересов. Большая проблема еще и в том, что нет определенной стратегии либерализации, согласованности действий

P.S. Бизнес также ждет от властей получения права защищать свою собственность, отстаивать свои интересы перед контролирующими органами, изъятия из Гражданского кодекса принципа приоритета общественных интересов и принципа социальной направленности регулирования общественных отношений, исключения практики навязывания субъектам предпринимательства, относящимся к частной собственности, показателей их деятельности. Все это дает основание для вмешательства государства в экономические отношения частных предприятий и оправдывает административное регулирование экономических отношений.

- Оставить бизнес в покое и не мешать ему работать – вот это была бы либерализация, - резюмирует все вышесказанное Сергей Балыкин.