Авто


Андрей Кожемякин, /

Акция автолюбителей "Стоп-бензин" против произошедшего с начала года роста цен на бензин более чем на 15% будет продолжена. Об этом 15 июня в Минске на заседании круглого стола, посвященном проблеме роста цен на нефтепродукты, сообщил один из инициаторов проведения акции Константин Михайлов.

"Акция получила широкий резонанс в обществе и будет продолжаться, естественно, в рамках закона", - отметил Михайлов. Организаторы акции, по его словам, продолжат распространять протестную символику (наклейки) и ждать ответа на свое обращение от Администрации президента.

Как сообщалось ранее, 1 июня автолюбители направили в Администрацию президента коллективное обращение с требованием пересмотреть порядок формирования отпускных цен концерна "Белнефтехим" на нефтепродукты. "От ответа на наше обращение будет зависеть дальнейшее развитие событий", - подчеркнул Михайлов.

Он не исключил возможность проведения еще нескольких показательных акций протеста, наподобие той, что прошла в Минске 4 июня. По словам Михайлова, это обязательно произойдет, если власти будут и дальше игнорировать автолюбителей.

"В частности, в рамках круглого стола мы планировали обсудить с представителями концерна "Белнефтехим" вопросы ценообразования на нефтепродукты. Ведь главная цель акции - получить четкий ответ на вопрос об истинных причинах повышения цен на нефтепродукты. Однако никто из "Белнефтехима" не откликнулся на наше приглашение", - подчеркнул активист.

Вместо этого организаторы круглого стола получили письменный отказ из концерна "Белнефтехим". Как отметил председатель оргкомитета по созданию общественного объединения "За авто" Артем Шарков, в письме указано, что деятельность концерна проводится в рамках законодательства и вся исчерпывающая информация о причинах изменения цен на нефтепродукты оперативно размещается на сайте "Белнефтехима".

"Это весь ответ. На открытый диалог с нами представители концерна идти не захотели, так же, как и объяснять общественности причины своих действий, которые, как мы видим, не соответствуют социально-экономическим реалиям в стране", - подчеркнул Шарков.

Чалый: Инициаторами повышения цен на бензин могли быть частные АЗС

Инициаторами повышения цен на бензин могли быть владельцы частных автозаправочных станций. Такое мнение высказал экономист Сергей Чалый 15 июня в Минске во время заседания круглого стола по вопросу роста цен на нефтепродукты с начала года на 15%.

"На мой взгляд, повышение цен на бензин произошло либо в результате соответствующего поручения "Белнефтехиму" сверху, либо благодаря лоббистским усилиям частных ритейлеров", - подчеркнул Чалый.

Эксперт также отметил, что особенность белорусского рынка нефтепродуктов заключается в возможности неочевидного и негласного сговора игроков о повышении цен. Связано это прежде всего с отсутствием конкуренции. "Когда на рынке всего несколько игроков, то, как только один из них повышает цены, остальные просто за ним следуют. Это хорошо видно по рынку сотовой связи", - сказал Чалый.

Он также подчеркнул, что в отличие от Беларуси на Западе легко просчитать образование цены на рынке нефтепродуктов, так как оно прозрачное. "В Мичигане прибыль оператора нефтезаправки составляет всего 0,2%. В большинстве случаев прибыль либо нулевая, либо даже отрицательная", - заявил экономист.

Основную прибыль, по его словам, приносит инфраструктура - кафе, магазины, рестораны. "Это пример того, как при рыночном ценообразовании получают доход с оказания побочных услуг", - отметил Чалый.

Прибыль АЗС в Беларуси, по мнению эксперта, составляет около 20%.

Вместе с тем Чалый также подчеркнул, что в Беларуси существует массовое перекрестное субсидирование одних отраслей другими. В связи с введением экспортной пошлины на нефтепродукты упала рентабельность поставок нефтепродуктов на внешний рынок. "Это повод компенсировать потери ростом цены на внутреннем рынке. Так устроена экономика", - отметил эксперт.

Чалый считает, что предпринимается попытка за счет увеличения рублевой цены увеличить долларовую выручку. "Это означает, что у нас курс рубля экономически неоправдан. Но в ситуации, когда вторая девальвация невозможна, нет другого выхода", - сказал он.

Экономист убежден, что повышение цен на бензин, увеличение стоимости услуг ЖКХ для владельцев элитного жилья и ожидаемый рост ставок акциза на алкоголь - звенья одной цепи. По его словам, таким образом власти пытаются наполнять бюджет, так как нефтепереработка не приносит прежнего экономического эффекта.

"Думаю, такие точечные удары будут продолжаться", - сказал Чалый.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-10%
-20%
-10%
-20%
-20%
-20%
-30%
-20%
0058415