Банки
Курсы валют
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
Праздничный
Паритетбанк
15%
Е-плюс
Евроторгинвестбанк
15%
Жгучий кредит
Идея Банк
15%

Все кредиты

Деньги и власть


Алексей Вайткун, /

В Беларуси с 1 июля автовладельцы вместо обычной "автогражданки" смогут заключать комплексный договор внутреннего страхования и страховать не только ответственность водителя перед третьими лицами, но и свою машину.



Будет ли востребованным новый вид страхования? Станет ли он альтернативой "автокаско"? Сколько стоит комплексный договор и на какие случаи он распространяется? На вопросы читателей в студии TUT.BY ответили генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков Ирина Мерзлякова и заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Петр Сусеков.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать (83 Мб)

В мае вопросы страховой отрасли рассматривались в правительстве, и первый заместитель министра финансов Владимир Амарин анонсировал реализацию ряда предложений Минфина по развитию страхового рынка уже в этом году. Можно ли озвучить эти предложения, и каких изменений больше всего ожидают сами страховщики?

И.М.: Все предложения Минфина касались либерализации сферы страхования жизни, допуска иностранных страховщиков на рынок, а также равных прав для страховых организаций всех форм собственности. Минфин уже неоднократно выступал с этими предложениями, был подготовлен проект. Однако он проходил длительное согласование, было много замечаний, потому что на разных государственных уровнях пока можно отметить довольно сложное понимание прогрессивных моментов. Сами же страховщики ожидают либерализации рынка. Но нужно понимать, что либерализация – это качественный пересмотр подходов к регулированию и функционированию страхового рынка. На сегодняшний день частные компании не допущены ко многим сферам страхового бизнеса, на государственных страховщиков возложена непосильная ноша выполнения государственной программы и доведены прогнозные показатели, темпы роста. Фактически сегодня государственным страховщикам нужно отвечать за развитие всей отрасли. Частные страховые компании, которые готовы участвовать в этом процессе, способствовать достижению показателя 1,5 % ВВП, отрезаны от некоторых сегментов рынка. Конечно, рынку сегодня нужен новый глоток воздуха, новый качественный виток. Отход от традиционных принципов доведения планов, жесткое сосредоточение основных страховых ресурсов в руках государственных страховщиков, свою роль сыграл. Сегодня нужно от этого отойти и шагнуть вперед: нужно делать что-то, более соответствующее духу времени.

Что изменится в автостраховании с первого июля?

И.М.: С первого июля всех автовладельцев ждет ряд новшеств. Я бы акцентировала внимание на таких основных пунктах, как возможность оформления ДТП без вызова ГАИ, если ущерб не превышает 200 евро; возможность получения страхового возмещения в своей страховой компании; возможность приобрести полис комплексного страхования, в котором будет сочетаться обязательное страхование гражданской ответственности и риск защиты своего автомобиля в случае, если ты виновник ДТП. Также будут сокращены сроки выплат: если раньше этот срок составлял 50 рабочих дней, то сейчас будет 20. Будет возможно получить справку от органов Госавтоинспекции на месте ДТП, если на это согласны оба участника ДТП. Кроме того, изменится порядок получения выплат: если раньше при наличии полиса "автокаско" и полиса обязательного страхования гражданской ответственности автовладелец должен был сначала получить возмещение по обязательной страховке, теперь он может сначала обратиться за возмещением по "автокаско".

Хватает сегодня автовладельцам информации?

И.М.: Сегодня хватает информации: это обсуждают все масс-медиа, проинформированы все страховые компании, проведена большая работа со стороны белорусского бюро по транспортному страхованию. Человек, который идет покупать страховой полис, обратится к специалисту – и тот сможет проинформировать его по всем вопросам.

Приходят к нам вопросы: "Скажите, кто решает, что ущерб до 200 евро? Участники ДТП?"

И.М.: Думаю, Петр Германович поможет мне ответить на этот вопрос. Естественно, это участники ДТП.

П.С.: Да, это участники ДТП. Они оценивают все сами и принимают решение, вызывать ГАИ или нет.

Меняется ли что-то по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автомобилей?

И.М.: Там сокращаются сроки, порядок возмещения, возможность получения справки ГАИ на месте, но в целом ничего существенно не меняется.

П.С.: Можно было бы сказать о порядке обращения потерпевших в страховую организацию. Указом предоставлена возможность обращаться как в свою страховую организацию, так и в страховую организацию причинителя вреда. Но здесь есть отдельные существенные условия: если участники ДТП имеют два договора, заключенных до первого июля, они не имеют права решать вопрос без вызова сотрудников ГАИ: только при вызове ГАИ и оформлении ДТП потерпевший имеет право получение страхового возмещения. Если участники ДТП имеют договоры страхования, заключенные в период с первого июля. Тогда потерпевший имеет право обращаться как в свою страховую организацию, так и в страховую организацию виновника. Если у виновника имеется комплексный договор, он идет получать страховое возмещение только в свою страховую организацию. Если у одного из участников ДТП договор заключен в период с первого июля, а у другого до первого июля, потерпевший обращается только в свою страховую организацию, но они имеют право не вызывать ГАИ. Страховая организация потерпевшего будет возмещать ему вред по новым условиям. Если у виновника договор страхования с первого июля, а у потерпевшего "старый", потерпевший идет только в страховую организацию виновника, которая выплачивает ему возмещение. Этот порядок выполняется и в том случае, если участники ДТП вызывают ГАИ и оформляют ДТП.

На первый взгляд, очень сложно разобраться.

П.С.: Сложно, но этот порядок уже рассматривается.

В чем, на ваш взгляд, преимущества комплексных договоров страхования?

И.М.: Этот договор рассчитан на граждан, которые не могут себе позволить купить дорогой полис "автокаско", но в случае ДТП хотят защитить свой автомобиль. Такое решение было принято, чтобы у граждан был выбор: можно покупать либо "чистый" полис страхования гражданской ответственности, либо комплексный полис: покрывается риск, когда владелец этого полиса является виновником ДТП. С какой-то стороны эта мера направлена на граждан с низкой страховой культурой: покупают полис обязательного страхования, а попав в ДТП, очень сильно удивляются, почему им ничего не выплачивают за их машину.

Комплексный договор страхования по финансам будет доступнее?

И.М.: Цена комплексного полиса будет раза в три превышать тариф, который мы платим сегодня, покупая полис обязательного страхования гражданской ответственности. Учитывая, что многие граждане сейчас наработали скидки за безаварийную езду, это будет для них дешевле. А полис "автокаско" стоит сейчас порядка 4% от страховой суммы автомобиля.

Мы говорили о том, кто будет определять страховой ущерб касательно 200 евро, а достаточно ли дисциплинированны белорусские водители, чтобы решить вопрос компенсации даже незначительного ущерба без вызова ГАИ? Есть ли такая практика за рубежом?

П.С.: В данном случае будет приниматься решение, исходя только из знаний самих участников ДТП.

И.М.: В других странах подобная практика есть. Сегодня без вызова ГАИ работают почти все европейские страны, если не причинен вред жизни и здоровью. В России тоже пошли по этому пути, но они ограничили этот уровень 700-800 евро. Как говорят российские коллеги, этот механизм работает для 2% ДТП. В основном же стараются вызывать ГАИ.

Некоторые специалисты считают, что в результате таких нововведений могут появиться лазейки для недобросовестных автовладельцев. Не ожидаете ли вы всплеска числа страховых мошенничеств и готовы ли с ними бороться?

П.С.: Эта система вводилась для того, чтобы она правильно работала. Практика покажет.

И.М.: Недобросовестные люди есть в любой сфере. Естественно, это все будет отслеживаться.

Еще раз по срокам можете информацию уточнить? Сколько времени это занимает сегодня и что будет после первого июля?

И.М.: Раньше весь процесс выплаты страхового возмещения составлял 50 дней, теперь он будет ограничиваться 20.

П.С.: До пяти рабочих дней, если участники решили не вызывать ГАИ, оформили бланк извещения, и потерпевший обратился в свою страховую организацию.

Будет ли страховка покрывать противоправные действия третьих лиц? Например, ущерб от разбитого хулиганами стекла.

И.М.: Однозначно, нет.

В каких случаях нужно обращаться в Белорусское бюро по транспортному страхованию?

П.С.: В Белорусское бюро обращаются потерпевшие, если у виновника нет страховки – но у потерпевшего она должна быть обязательно. Также в Белорусское бюро обращаются потерпевшие, если машину угнали и этим автомобилем в ДТП повредили другое имущество, если виновник имеет "зеленую карту" и если вред причинен неустановленным транспортным средством – но только жизни или здоровью.

Если виновником ДТП стал велосипедист, получит ли потерпевший водитель страховку?

П.С.: Нет. Если виновники на мопедах, велосипедах или это пешеходы, страховка не выплачивается.

Каким, по вашей оценке будет количественное соотношение обычных договоров, "автокаско" и комплексных договоров внутреннего страхования.

И.М.: Такие прогнозы делать очень сложно.

П.С.: Только практика покажет.

Рано сейчас говорить о том, что договор комплексного страхования будет более востребован?

П.С.: Можно только предполагать. Но страхователь будет сам принимать решение, исходя из своих финансовых возможностей или других факторов. Но один из договоров – обязательного или комплексного страхования должен быть заключен.

После субботнего потопа многие озабочены состоянием своих авто. Как застраховать себя от непредвиденных расходов в случае таких катаклизмов? Был у нас и телефонный звонок: Олег Гарбуз, у которого машину просто затопило, ремонтировал ее за свой счет. До сих пор коллектор не построен и автолюбители страдают. Что вы можете им посоветовать?

И.М.: Нужно приобретать полис "автокаско". Очень много говорилось об этом еще прошлом году: когда было затопление, выступали страховые компании, объясняли, что полис "автогражданки" не покрывает такие случаи. Для этого нужно покупать "автокаско", чтобы оно покрывало и стихийные бедствия, и противоправные действия третьих лиц. В этом случае будут возмещены расходы на ремонт автомобиля. Если вы обращаетесь в страховую компанию, нужно смотреть условия. Каждый для себя должен проанализировать и решить сам: или он покупает "полное автокаско", или какие-то риски исключает. На сегодняшний день страховки – это финансовый продукт, и граждане, которые его покупают, должны где-то поинтересоваться – почитать в Интернете, обратиться в страховую компанию или к страховым посредникам – и что-то для себя выбрать. Мы постепенно приходим к тому, что гражданин должен сам оценивать свои риски и выбирать.

Если я правильно понимаю, главный совет – разобраться в предоставленной информации, оценить риски, "подбить" финансовый фактор и решить для себя, что вам нужно?

И.М.: Да.

Пользователи пишут, что уменьшили суммы страховых выплат. Это так? Компании начали экономить на выплатах?

И.М.: Я не знаю такой информации. Может быть, это какой-то отдельный случай. Я повторю, что наши люди часто не читают условия страхования, условия договора. Страховые компании обычно дают какие-то правила, памятки – найдите время и почитайте, чтобы потом не возникало вопросов и споров: может быть, вы страховались с учетом износа, и поэтому вам кажется, что получили меньше. Все зависит от цены.

Главный Ваш совет – разобраться в условиях договора страхования?

И.М.: Да.

Петр Германович, может быть, Вы что-то добавите?

П.С.: По обязательному страхованию порядок определения размеров вреда определен правилами, и всеми страховыми организациями и специалистами, которые занимаются определением размера вреда, используется единый подход.

TUT.BY – мы страхуем вас от недостатка информации