КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса
Банки
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
реклама

Праздничный
Паритетбанк
15%
Проще простого под 15%
МТБанк
15%
Е-плюс
Евроторгинвестбанк
19%

Все кредиты

Цептер Этюд
Цептер Банк
20%
Капитальный
Банк Москва-Минск
20%
Цептер Соната
Цептер Банк
20%

Все вклады

Деньги и власть


Алексей Вайткун, /

Что изменилось с открытием в городах гипермаркетов? Почему цены в них остаются на достаточно высоком уровне? Что препятствует развитию в Беларуси торговых сетей? Менялись ли предпочтения наших сограждан в кризисное время? Каковы перспективы развития ретейлинга в нашей стране? Наступит ли время настоящих скидок? Ответы на эти и многие другие вопросы мы надеемся получить у Филиппа Артёменко, операционного директора по рознице сети дискаунтеров, партнера консалтинговой компании Pro Retail.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (140 Мб)

В последнее время в Минске и во всех регионах Беларуси открываются большие торговые комплексы. Вы уже имеете опыт работы в этой сфере. Могли бы вы проанализировать состояние и перспективы этого рынка?

Перспективы этого рынка очень большие. Практически все торговые сети республики имеют традиционно белорусское лицо. Представителей большинства всемирно известных торговых марок у нас нет по разным причинам. Во-первых, рынок Беларуси не так велик, как кажется. Во-вторых, для некоторых крупных европейских торговых сетей существуют определенные сложности выхода на белорусский рынок. Долгое строительство объектов для них не имеет интереса. В большинстве случаев компании европейских стран попросту выкупают ту или иную сеть. В нашей республике пока еще нет четко сформированных сетей. В основном они разноформатные.

У каждой торговой сети есть особенности, которые становятся залогом успешного развития, встраивания "магазина у дома". Строительство новых зданий под конкретную розницу по республике на сегодняшний день не планировалось. Соответственно, для этого не отводились и площадки в крупных микрорайонах городов Беларуси. Все те строения, которые уже есть, – это нечто, уже построенное ранее, куда вписываются разные магазины. С такой розницей очень сложно работать, потому что они имеют одинаковую торговую площадь, но внутри – совершенно разные. И если говорить о развитии рынка, то наши внутренние сети это развитие только-только начинают. У них разные корни, разные инвестиционные пакеты. Но, прежде всего, наши торговые сети – это наше, белорусское лицо.

Я люблю свою страну и, имея экономическое образование, четко понимаю, что деньги должны оставаться в стране. А если мы будем продавать только импортное и не будем развивать бизнес внутри страны, не будем оставлять деньги в стране, соответственно, мы попросту сделаем своих покупателей потенциально беднее.

Также причиной можно назвать и разноментальность славянского народа. Наш покупатель сильно отличается от покупателя европейского. В первую очередь – приоритетами, которые побуждают его что-то покупать. Думаю, в рознице Беларуси пока еще нет той накопленной истории, и истории продаж в том числе, чтобы четко выстроить и оценить причины того, что толкает покупателя на покупку товара в том или ином магазине.

Года три-четыре назад спрос покупателя имел ярко выраженный хаотичный характер, так как народ был совершенно не избалован и с ним можно было делать все, что угодно. То есть что давали на продажу - то и брали.

Сейчас хаотичный спрос затухает. Люди уже привыкли ходить по магазинам, сравнивать, выбирать. К хорошему привыкаешь быстро. И, соответственно, чем больше хорошего им предлагается, тем больше хорошего народ требует.

Поэтому подведу итоги ответа на ваш вопрос: розничная торговля Беларуси имеет свои белорусские характер и лицо. И сегодня прав будет тот, кто, уже имея опыт в рознице, будет делать максимальные выводы из того, что у него происходило, шлифовать свои навыки и более качественно предлагать то, что он предлагал ранее.

Какие плюсы и минусы торговых сетей Беларуси вы могли бы перечислить?

Есть четкое понятие профилей магазинов – гипермаркет, дискаунтер, магазины с кулинарным направлением и так далее. И здесь я могу заметить, что большинство сетей в Беларуси практически одинаковы и не имеют четкой направленности как на ценовую, так и на ассортиментную сегментацию. Также нет и четкой работы с покупателем.

Следующая причина – отсутствие возможности форматирования здания или помещения так, как нужно. Для этого используются ранее построенные здания, в которых пытаются выстроить магазины, встроить торговую мебель. Это все откладывает свои отпечатки на то, что в дальнейшем из всего этого получится: не очень удобный вход, неудобная парковка, неудобный подъезд – и магазин уже не может быть премиальным.

Но когда население города составляет более пятидесяти тысяч человек, то супермаркет площадью пятьсот-семьсот метров для сетевых магазинов на сегодняшний день - лакомый кусочек. Ведь это невысокая оплата как труда работников, так и стоимости аренды. А так как покупатель там менее избалован, то и продажи там происходят более активно.

На сегодняшний день существует две торговые сети, которые четко следуют своему формату, благодаря чему они смогли выделиться из всех оставшихся.

Можем немного отойти в сторону и взять для примера работу торговых сетей Литвы. Наверное все, кто так или иначе касался розницы, наслышаны о торговых сетях "Remi" и "Maxima". Это два изначально полярных конкурента. "Maxima" - крупная торговая сеть, у которой есть и крупноформатная розница, и удобные для розницы супермаркеты. Но при всем этом они выдерживали ценовой сегмент "средний минус". А "Remi" всегда была настроена на премиальный класс. Что произошло с ними на сегодняшний день? Бедный покупатель более рачителен, но это не означает, что он готов покупать товар в сарае. Никогда не стоит забывать о том, что каждый человек желает жить комфортно. Соответственно, дискаунтеры претерпевают очень сильные изменения.

Богатые люди обеспечены не потому, что много зарабатывают, а потому, что рассчитывают доходы и расходы и так же, как и все остальные, хотят получать благо подешевле. Сколько богатых людей имеют дисконтные карточки? Ведь это же определенный сервис и определенное отношение к покупателю.

Существует генерация основного потока спроса покупателей – средний класс. Это люди, которые стремятся к чему-то большему, которые могут позволить себе покупать товар в магазинах премиум-класса, но при этом они рачительны, у них есть другие ценности и цели в жизни – расширение жилплощади, составление бизнеса, выход бизнеса на новый рынок, обучение и так далее. Они хотят покупать комфортно и получать и какие-то скидки.

Фактически получается – сверху давит ценовое ограничение, снизу подталкивается сервис. И где-нибудь они обязательно встретятся. Они никогда не будут одинаковыми, каждый все равно сохранит свое лицо, но при этом у "Remi" на акции будет стоять дорогой товар. Со скидкой, но все-таки дорогой. А у "Maxima" будет стоять средний ценовой сегмент, тоже на акции, но при этом сервис будет максимально равен, близок и высок.

Это ждет и нас.

Люди интересуются: когда в Беларуси настанет время тех самых скидок, которые есть в Европе, когда одежду можно будет купить за пять, десять, двадцать евро?

Здесь очень много ограничений. Вроде как и наценки опустили, и лояльность присутствует. Отмена ограничений торговых надбавок отразилась на стоимости товара, но не так, как этого все боялись. Продукт имеет свой срок реализации, и его надо продать.

Другая проблема - в Беларуси не так уж и много торговых сетей, но они проводят постоянный мониторинг, конкурируют. Наш внутренний мониторинг и мониторинг наших конкурентов показывает, что для покупателя коллапса не случилось. Все это компенсировалось другими товарами. И если и прирастили среднюю наценку на полтора-два процента, то это как раз то, чего не хватало рознице, так как бизнес этот не столь доходен, как кажется. Развивается он в основном на кредитных деньгах, товарно-кредитных отношениях. И могу сказать, что для многих магазинов эти полтора-два процента стали просто палочкой-выручалочкой. А скидки есть и будут.
А теперь - о хороших товарах с большими скидками.

На сегодняшний день магазины одежды вполне активно проводят крупные сезонные распродажи прошлогодних коллекций. Я сам покупаю многие вещи на таких распродажах. Так как, в принципе, я довольно-таки сдержан в таких вещах и не гонюсь за модой. Но при этом я четко вижу, что цена действительно разнится. А поскольку, работая в бизнесе, я слежу за ценами, и в том числе - промышленных товаров, то могу сказать, что скидки, касательные одежды, существенные – 50-70 процентов.

Что же касается продуктов, то там все сложнее. Во-первых, сложность обоснования скидок со стороны бухгалтерского учета. Там масса всевозможных вопросов и нюансов, которые просто не позволяют делать это гибко и так шумно, как это делается в Европе. Также существует масса ограничений. Есть сложности и у производителей. Что такое розница? Если отфильтровать наличие продавцов, касс, зданий, то, по сути, это некий промежуток между производителем и покупателем, который вместо аренды берет наценку. Кто-то делится только своей наценкой, а кто-то добивается еще и дополнительной скидки от поставщика, что более правильно.
Что же касается распродаж продуктов в Европе со скидками до семидесяти процентов – таких скидок наша розница предоставить не может, потому что нет таких надбавок. А продавать товар по пятьдесят рублей, за который ты заплатил сто рублей, – практически не реально. Возможны единичные случаи, когда что-то случилось с товаром. Но в большинстве случаев производители к этому еще не готовы и не имеют на сегодня необходимых инструментов для проведения такого рода распродаж.

Существует масса швейных предприятий, которые сжаты до сих пор. Им дали право делать скидки, но обосновать продажу товара прошлогодней коллекции за полцены – все равно, что гарантировать себе календарь проверок от момента распродажи до конца календарного года. А что такое, по своей сути, склад производителя швейных изделий? Когда-то я начинал свою карьеру на одном довольно-таки популярном в Беларуси предприятии. Вся готовая продукция этого предприятия находилась в залоге. То есть товар лежит на складе, на него есть обоснования, калькуляция. Он стоит денег. Но лежит на складе мертвым грузом. Кредиты получены – зачем его распродавать? Лучше еще раз оценить и получить кредит.

Ощущается ли конкуренция между действующими гипермаркетами?

Конкуренция имеет местный характер. Все происходит без жесткой конкуренции. Есть своего рода шалуны, которые при открытии магазина где-то рядышком могут повесить свой рекламный борд. При этом оказывается, что этот борд с предыдущего места работы, либо то, что рекламируется, находится в десяти километрах от гипермаркета хозяина этого борда. Очень трудно представить, что люди увидят в этом какую-то выгоду. Зачем этот пафос? Не совсем понятно. Хочется заявить о себе? Можно попробовать эффективность кросс-рекламы.

Гипермаркеты в европейских странах и в некоторых наших городах превратились в торгово-развлекательные центры. Там и кинотеатр, и боулинг, и кафе. Но, по сути, гипермаркеты в Беларуси - это "магазины у дома". Почему так? Или белорусы еще не готовы к этому?

Проблема здесь не в белорусах, а в площадках. На сегодняшний день есть некие задатки создания литовского торгово-развлекательного центра "Ашан". Они уже есть в Минске. Если говорить о том, сколько у нас ледовых дворцов построено, то на этих больших площадках гипотетически можно было бы построить хороший торгово-развлекательный центр.

На сегодня в Беларуси есть несколько проектов, находящихся в стадии разработки. Они появятся. И там будут и кинотеатры, и большие фуд-корты, и большая линия бутиков, бытовой техники и других разноплановых магазинов. При этом якорными всегда будут супермаркеты разных форматов – от трех до семи тысяч метров торговой площади.

Нельзя сказать, что гипермаркеты - это "магазины у дома". Первая разница здесь – ассортимент. То есть предоставляются те категории товаров, которые традиционно не могут быть представлены в магазине площадью до двух тысяч метров.

Гипермаркет – не "магазин у дома". Если в Европе человек проводит день с семьей в торгово-развлекательном центре, где есть гипермаркет, и там кто-то катается на катке, кто-то смотрит кино, кто-то играет в боулинг, а кто-то идет по бутикам, то у нас в гипермаркете планируется покупка, тратится полтора-два часа только на покупку товаров для дома. Вот это и есть основное отличие.
А проблема заключается в отсутствии больших площадок. Плюс ко всему – отсутствие опыта строительства подобных торговых центров.

Для создания развлекательного центра необходимо, как минимум, двенадцать направлений бизнеса. А на сегодняшний день еще нет такого игрока, который имел бы столько в одной руке и являлся бы хозяином всех этих видов бизнеса. Естественно, один создать его не сможет. Но с хорошим партнером, который еще на стадии застройки может заняться, к примеру, фуд-кортом и организовать работу общепита в трех-четырех этажах торгово-развлекательного центра – вполне. На самом деле, таких партнеров очень сложно найти – их очень мало.

Что мешает развитию торговых сетей в Беларуси, насколько ускорился или, может, замедлился этот процесс в условиях кризиса?

В сложный период для страны проблемой было замедление, связанное в основном с прекращением выдачи банками кредитов на ресурсы. На сегодняшний день розничная торговля развивается в основном за счет товарных кредитов, а это, в свою очередь, зависит от того, получают ли поставщики кредиты под свои товары. Но когда банки свернули эту деятельность – тяжело стало всем. Поставщики начали выкупать свои деньги, начали сокращать отсрочки скидок. Что касательно прямого инвестирования в розницу, то здесь могут возникнут сложности в оценке для банков. Довольно сложно оценивается ликвидность товара. У розницы очень много сложных помещений, находящихся в частичной аренде. В период кризиса все перечисленное затормозило естественный процесс. Так как не было за что строить и за что покупать.

Сейчас ситуация налаживается. Банки начали давать быстрые деньги, и, соответственно, строительство возобновилось.

Сдерживают ли приход потенциальных инвесторов имеющиеся ограничения на продажу импортной продукции?

Жесткое управление страной одной рукой, с одной стороны, хорошо. Однако для бизнеса это всегда риск. У нас нет постоянного законодательства. Оно постоянно меняется и не успевает отжить необходимый срок. То есть невозможно рассчитать, когда тебя выгонят из этой страны. Большинство марок, которые на сегодняшний день не присутствуют в Беларуси, но широко известны, попросту не пустят в страну, потому что из-за этого закроется половина наших фабрик. А их принцип выхода на рынок – покупка зданий и участков в собственность. Это гарантия их развития в стране.

С одной стороны, нежелание страны импортировать товар вроде как и оправдано, но также тормозит развитие рынка.

Большинство сетей в Европе имеют очень весомую долю в продаже собственных брендов, которые производятся на мировых предприятиях. Соответственно, придя в новую страну, они привозят продукцию с собой. Этот товар нужен не для того, чтобы пропихнуть импорт в Беларусь. Это определяет их лицо перед конкурентом, говорит об их ценовой политике и их привлекательности. И, соответственно, если не давать им этого делать, то данный рынок становится для них неинтересен.

Во время кризиса менялись ли предпочтения белорусов?

В целом, покупательский спрос на тот момент упал. Просто стали немного меньше тратить и, естественно, меньше тратили за счет промышленных товаров. Спрос подстегивался по-разному. Многие сети развивались и получали прирост в товарообороте по разным причинам: кто-то достраивал магазины, капитализировал метры и получал с этого товарооборот, а кто-то перестраивал внутреннюю, ценовую, ассортиментную политику и зарабатывал на этом.

Вопрос от наших пользователей: "Когда запретили киоски на остановках, много говорилось о том, что появится много магазинов шаговой доступности. Процесс так и не сдвинулся с места. В спальных районах, на мой взгляд, иногда действительно ощущается дефицит таких заведений, потому что за бутылкой минералки или буханкой хлеба надо бежать в супермаркет. Вопрос: почему процесс создания магазинов пошаговой доступности так и не сдвинулся с мертвой точки?"

На сегодняшний день просто нет места, куда можно встроить такой магазин.

Получается, надо выселить кого-то из однокомнатной квартиры, желательно – из трех однокомнатных квартир, находящихся рядом, все там переделать, сделать перепрофилирование данного жилья и вывести его из жилого фонда в коммерческий, затем перепрофилировать назначение помещения, получить разрешение на розничную торговлю продуктами питания. Дай бог уложиться со всем этим в 8-10 месяцев!

Каким вам видится развитие розничной торговли в перспективе? Есть ли будущее у обычных универсамов, которые находятся в коммунальной собственности?

Если государство правильно поступит и отдаст универсамы торговым сетям, то ничего страшного здесь не случится. А почему не отдают? Видимо боятся потерять управление. Боятся, что меньше начнут продавать товара белорусского производства. Хотя мне не понятна такая боязнь.

Начнем с того, что сегодня не магазин определяет, что нужно покупателю. От этого уже надо уходить. В универсамах нет генерирования потока. Часть из них уже убыточна либо на грани этого. Эти магазины скоро сами по себе отомрут.

Вероятно, что вскоре у каждого из нас в кармане будет находиться пять-шесть карточек от разных торговых сетей. И когда торговая площадь будет иметь три-четыре сети в радиусе пяти километров супермаркета, я думаю, что человеку на автомобиле, который основные деньги вносит в розницу и делает им оборот, больше двух минут соображать не будет. В лучшем случае – из тех карточек, которые у него есть, определит, какой магазин ему ближе и поедет туда.

Что может предложить "магазин у дома"-одиночка? Какие скидки от поставщика он получит? Чем заинтересует поставщиков? Даже если данный магазин поменяет ассортимент, поставщик перестанет в скором времени с ним работать. Поставит условия, например, предоплаты за товар. Потому что ему не интересно думать – оплатят ему товар или не оплатят, или вернут в виде брака. Я считаю, что будущее таких магазинов недолгое.

По поводу перспектив развития торговой сети в Беларуси могу сказать следующее. Из пяти наиболее выраженных торговых сетей с разными капиталами четко отформатируются три. Думаю, что у этих оставшихся трех следующее будущее: они будут проданы конкретному мировому розничному бизнесу. А это будет уже совершенно иная стоимость метра. И это станет интересным для инвестора, потому что он сможет выйти на рынок в целом и сразу, занять этот рынок и работать. Но я думаю, что раньше трех-пяти лет мировых игроков такого плана мы здесь не дождемся. Да и не стоит их особо и ждать. Я, если честно, не особый сторонник этого. А за эти же три-пять лет уже четко отформатируются те три основных конкурента, которые сейчас только вырисовываются.