Деньги и власть


Александр Заяц, /

Вклад малого бизнеса в экономику страны не очень велик. Надо перенимать зарубежный опыт и больше доверять частникам. Данные утверждения в последнее время набили оскомину. Об этом все говорят, но мало кто предложит, как все это реализовать на практике.

Аналитики провели опросы среди руководителей малых и средних предприятий (МСП), выявив все болевые точки отечественных предпринимателей, и поделились зарубежным опытом.

Роль малого бизнеса


Степень влияния МСП на процессы в экономике в значительной степени зависит от уровня экономического развития страны и качества деловой среды в ней. Тем не менее это влияние никогда не опускается до уровня, когда игнорирование проблем МСП проходит безболезненно для национальной экономики, говорится в очередном аналитическом отчете, посвященном состоянию деловой среды в Беларуси, подготовленном экспертами Международной финансовой корпорации (IFC).

Конечно, правительство может сделать ставку на крупные предприятия, концерны либо финансово-промышленные группы. Но даже в этом случае общий успех будет во многом зависеть от динамичности сектора МСП. Причин для этого по меньшей мере две. Первая - наиболее жизнеспособные из сегодняшних малых предприятий – это завтрашние крупные компании. Вторая - успех крупных национальных производителей во многом определяется развитием производственной кооперации между ними и небольшими поставщиками комплектующих.

В этой связи опыт технологически развитых индустриальных стран с устоявшейся структурой отдельных отраслей (количеством фирм, их распределением по размеру, конкурентными практиками и т.п.) может представлять большой интерес. Так, на примере стран ЕС можно увидеть, что предприятия, имеющие до 249 сотрудников (МСП), играют ключевую роль во многих видах экономической деятельности. Вопреки распространенному мнению, МСП доминируют не только в предоставлении ряда нефинансовых услуг или строительстве. В таких отраслях, как текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи и обуви, производство мебели, готовых металлических изделий, обработка древесины и другие, на долю МСП приходится от половины до трех четвертей всей создаваемой отраслью добавленной стоимости (оставшаяся доля приходится на крупные предприятия).

Из сказанного выше можно заключить, что количество субъектов малого и среднего бизнеса, приходящееся на тысячу жителей, является важным макроэкономическим индикатором. Как выглядит Беларусь на фоне других стран?
Источник: IFC. Данные по странам ЕС за 2006 – EUROSTAT;  по Беларуси за 2008 – оценка на основании данных Национального статистического  комитета  Беларуси и результатов опроса IFC.
Источник: IFC.
Данные по странам ЕС за 2006 – EUROSTAT; по Беларуси за 2008 – оценка на основании данных Национального статистического комитета Беларуси и результатов опроса IFC.

В Беларуси на тысячу жителей приходится 6,1 малого предприятия (юрлица), средний уровень по странам ЕС – 39,1 предприятия. После добавления к числу малых предприятий индивидуальных предпринимателей (ИП), состоящих на учете в налоговых органах, разрыв несколько сокращается – 22,3 против 39,1. Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин считает, что сектор ИП за последние 3 года стал питательной средой, своего рода "подпочвой" для более чем 30 тысяч новых унитарных предприятий, ООО. То есть у индивидуального предпринимательства была особая роль в экономике.

По данным МНС, в Беларуси по состоянию на 1 апреля 2010 года на учете состояли 80 652 субъекта малого предпринимательства - юрлиц, что превышает уровень того же периода 2009-го на 14,5%. Численность же ИП на 1 апреля достигла 225 406 - рост на 3,9%.

Об относительно слабом развитии малого и среднего бизнеса свидетельствуют и другие данные. Так, удельный вес малых предприятий, имеющих более 10 сотрудников, в ВВП и общей занятости в Беларуси почти в два раза ниже, чем в среднем по ЕС.

Источник:  IFC. EUROSTAT  (данные  за  2006  год),  Национальный  статистический  комитет  Беларуси, Министерство по налогам и сборам (данные на начало 2009 г.)
Источник: IFC.
EUROSTAT (данные за 2006 год), Национальный статистический комитет Беларуси, Министерство по налогам и сборам (данные на начало 2009 г.)

Приведенные выше сравнения показывают, что в Беларуси потенциал для роста малого и среднего бизнеса остается значительным. Впрочем, тенденции последних лет однозначно свидетельствует о возрастании роли МСП в экономике. С другой стороны, имеющиеся сложности грозят так и оставить малый бизнес в роли вечно подающего надежды.

Неравная конкуренция

Несмотря на то что кризис серьезно поколебал позиции мелкого бизнеса (¾ всех субъектов малого и среднего предпринимательства успели почувствовать "существенное влияние мирового финансово-экономического кризиса"), МСП смогли быстрее, чем крупные государственные предприятия, адаптироваться к новым условиям. И это при том, что в новой экономической ситуации частники могли рассчитывать лишь на собственные силы. В отличие от госпредприятий, получавших и получающих государственную поддержку, обладающих определенными рычагами для лоббирования своих интересов.

Поэтому особое беспокойство у международных экспертов вызывает невыполнение на практике закрепленного в Конституции страны равенства форм собственности. Так, в проведенном опросе МФК в наибольшей степени отличаются оценки, даваемые контролируемыми государством предприятиями и предприятиями частного сектора. Наблюдаются также различия в оценках между МСП и ИП. Так, среди малых и средних предприятий доли тех, кто видит улучшение и ухудшение условий ведения бизнеса, равны. Индивидуальные предприниматели дают больше негативных оценок в сравнении с МСП, в то же время на фоне частных МСП контролируемые государством предприятия выглядят большими оптимистами.

Неравенство условий для ведения бизнеса косвенно подтверждается ответами на вопрос: "Учитывая личный опыт ведения бизнеса, решились бы Вы начать собственное дело сейчас?" Так, респонденты, представлявшие государственные МСП, отвечали утвердительно реже, нежели респонденты из частных МСП. В таких ответах сотрудников госпредприятий нет ничего удивительного. Ведь в ситуации неравенства условий хозяйствования начать собственное дело означало бы выйти из госсектора и тем самым поставить себя в менее выгодные условия хозяйствования.

Очевидно, во власти понимают имеющийся дисбаланс и, скорее всего, предпримут попытку его смикшировать. Так, для субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков, исполнителей, подрядчиков предлагается резервировать не менее 10% общих объемов заказов для государственных нужд, заявил недавно заместитель министра экономики Андрей Тур.

Лицензирование

Но если структурный дисбаланс моментально не решить по разным причинам, то снять некоторые барьеры для предпринимателей можно довольно быстро. Было бы желание.

Почти половина МСП считали, что в рамках объявленной правительством программы либерализации (так называемые "52 шага"), будет проведено сокращение списка видов лицензируемой деятельности. Правительство могло бы более эффективно использовать такой важный инструмент макроэкономической политики, как управление ожиданиями бизнес-сообщества, отмечают эксперты МФК. Однако до сих пор законопроект по лицензированию лишь барражирует из кабинета в кабинет. Хотя, казалось бы, ничего мудрить не стоит, достаточно перенять опыт соседей.

Согласно данным опроса, лицензированием охвачены 91% средних, 77% малых предприятий и 74% индивидуальных предпринимателей. Министерство экономики подсчитало, что общее число выданных лицензий составляет 230 тысяч, из них 72 тысячи выданы юридическим лицам, 155 тысяч - индивидуальным предпринимателям. Это весьма внушительное количество демонстрирует тенденцию к постоянному росту, вызываемому возрастанием числа предприятий и, соответственно, увеличением охвата существующих предприятий лицензированием.

Для совершенствования процедур лицензирования эксперты МФК предлагают принять единый нормативный акт, определяющий порядок лицензирования. По их мнению, в перечне должны остаться лишь те виды, которые могут оказывать отрицательное влияние на состояние национальной безопасности, общественного порядка, на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья населения, на охрану окружающей среды. Таким образом из 53 видов деятельности, подлежащих лицензированию, может быть сокращено не менее 20 видов, в том числе такие как издательская деятельность, оказание юридических услуг, аудиторская, адвокатская, распространение правовой информации, заготовка и переработка древесины, полиграфическая деятельность и др. Кроме того, предлагается сократить перечень документов, необходимых для получения лицензии, и сроки рассмотрения заявления о выдаче лицензии (до 15 дней). А аннулирование лицензий должно осуществляться только на основании судебного решения.

В качестве положительного примера эксперты МФК приводят опыт Польши, где лишь шесть направлений деятельности, включенных в сферу "исключительных общественных интересов", требуют получения официальной лицензии. Это разведка и добыча полезных ископаемых, производство и реализация продукции и технологий, имеющих военное или полицейское назначение, все, что связано с производством и торговлей горючим и энергией, защитой жизни и собственности, радио- и телевизионным вещанием и авиационным транспортом.

Прежняя система, предполагавшая выдачу лицензий регулятором, была заменена системой "регулируемых предприятий". Для того чтобы управлять таким предприятием, предпринимателю необходимо удовлетворить соответствующие требования закона, а также быть внесенным в реестр регулируемых предприятий. В этих случаях в получении лицензии нет необходимости. Данные о предпринимателе заносятся в реестр регулируемых предприятий после того, как он заполняет необходимое заявление, которое сопровождается заверением в том, что все необходимые требования закона удовлетворены.

Личные связи снимают барьеры

Другими барьерами для развития бизнеса сами предприниматели называют недостаточную защиту имущественных прав и интересов частного бизнеса, сложность налогового регулирования и высокие ставки налогов, бюрократические барьеры и ограничения, а также проверки и штрафы. Кроме того, мировой кризис усилил значимость экономических факторов: высокая конкуренция, арендные ставки, дорогие кредитные ресурсы.
Партнер рубрики - Международная Академия Биржевой Торговли 'Форекс Клуб'
Партнер рубрики -
FOREX CLUB

Несмотря на активно реализуемую госполитику по экономической либерализации, предприниматели не видят значимых улучшений условий ведения бизнеса. Так, по данным проведенного Исследовательским центром ИПМ опроса, почти половина опрошенных руководителей и топ-менеджеров не заметила существенных изменений ведения хозяйственной деятельности, треть заявили о том, что условия ведения бизнеса незначительно улучшились. По некоторым направлениям либерализации руководители частных компаний отмечают регресс, ухудшение ситуации. Наибольшее недовольство вызвала реформа арендных ставок. В то время как правительством ставилась задача снижения арендных ставок, она на практике выросла почти у половины опрошенных компаний, еще у 35% они остались на уровне прошлого года.

Недовольство руководителей МСП вызвала и реформа штрафов. Около 40% респондентов отметили, что штрафы не снизились, а повысились. Аналогичная ситуация и с уменьшением налоговой нагрузки, и с облегчением доступа к кредитам, снижением проверок или проведением внешнеторговых операций. "Да, ликвидировались какие-то налоги, но рост НДС на 2%, по мнению респондентов, с лихвой "компенсировал" заявленное снижение налоговой нагрузки. Да, упростился доступ к получению кредитов, но этот позитив перекрылся удорожанием их стоимости. Поэтому более 30% респондентов эти реформы оценили в той или иной степени отрицательно", - указывает экономист Елена Ракова.

За последние полтора-два года белорусским правительством были предприняты значительные шаги, направленные на улучшение условий ведения бизнеса. Так, особо стоит отметить упрощение условий регистрации новых компаний, мораторий на проведение проверок, сокращение количества уплачиваемых налогов и неналоговых платежей, отмену регулирования оптовых надбавок и др. Действительно, подавляющее количество респондентов согласны, что теперь легче регистрировать бизнес. Проблема лишь в том, что для действующих компаний это улучшение не имеет большого значения. То же самое касается упрощения и удешевления проведения аукционов или уменьшение отчислений в инновационные фонды. А улучшения в важных для бизнеса областях – получении разрешений, ценообразовании, расчете зарплаты и пр. – имеют достаточно незначительный характер.

…Эксперты выяснили, что при возникновении проблем белорусские предприниматели независимо от формы собственности действуют фактически одинаково. Самые же острые проблемы, по их словам, заключаются в произволе со стороны чиновников и излишней запутанности правил игры. "Очевидно, что эти проблемы связаны, ведь излишняя запутанность процедур не только создает видимость произвола, но и зачастую приводит к нему. Тот факт, что и частные, и государственные субъекты малого бизнеса считают самым эффективным способом урегулирования спорных ситуаций использование личных связей и знакомств, может служить дополнительным тому подтверждением", - заключают эксперты МФК.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-50%
-20%
-50%
-20%
-10%
-65%
-20%
-25%
0057865