Общество


Валентина Мохор, /

Помню, обсуждали мы с друзьями-товарищами пути и методы скорейшего обогащения. Рассуждали здраво: что человеку всегда будет нужно, от чего он никогда не сможет отказаться? Ясное дело: еда! Физиология непобедима. Зарабатывать на естественных нуждах человека - беспроигрышный способ в кратчайшие сроки обеспечить себе сытую жизнь и беспечную старость.

Олигархом из нас так никто и не стал. Финансовые мечты оказались направлены не совсем в ту сторону: экономить на своих каждодневных потребностях человек научился (или всегда умел, что более точно) при помощи дачных участков и придорожных кустиков. Зато еще ни разу ни одному даже самому прижимистому прагматику не удалось сэкономить на детях. Но кто о них думает в 17 лет!

Золотая молодежь

Экономисты Швеции подсчитали: воспитание одного ребенка от рождения до 19 лет обходится родителям примерно в 100 тысяч евро. Причем за основу была взята обычная семья, а в смету включалось только самое необходимое: одежда, обувь, питание, предметы гигиены, лекарства, траты на обучение и творческое развитие дитяти... Никаких там излишеств и спонтанных приобретений. Вот уж где поистине золотая жила!

У нас, белорусов, менталитет иной. Может, и интересно, в какую копеечку влетает любимое чадо, да считать не принято: дети - это дар, самая большая ценность и приобретение. "У него будет все только самое лучшее!" Прагматичные западные буржуи такими громкими заявлениями не бросаются. Зато мы со свойственной нам широтой души готовы дать своим чадам не только все самое лучшее, но вообще все. Потому бизнес "на детях" цветет и пахнет. И львиную долю его "аромата", то бишь прибыли, составляет то содержимое родительских кошельков, которое потрачено на покупки, никак не влияющие ни на развитие ребенка, ни на его воспитание...

Тятя, тятя, где тут сети?

Пробежимся с ветерком (что в июльский зной весьма кстати) по тем местам, где чуть ли не каждый день, желая доставить удовольствие малышу, пускаем на ветер (уж простите за тавтологию) свои кровные.

Первая точка на карте, безусловно, магазины. Не детских товаров, а обыкновенные продмаги и универсамы. Заглянув туда с ребенком на минуточку за хлебушком, редкий родитель сумеет выбраться, не совершив при этом траты, намного превышающей стоимость буханки. Кому не знакомо горькое чувство разочарования, когда дома, выкладывая из пакета бесчисленные жвачки, шоколадные батончики, леденцы на палочке, пару–тройку пестрых журналов, коэффициент полезности которых равен нулю, приходится констатировать: а поесть–то опять ничего не купили?!

У одной моей подруги огромный продовольственный магазин — в двух шагах от дома. Но уже несколько месяцев за продуктами она едет несколько остановок на троллейбусе.

— Мне страшно вспомнить, сколько денег я оставила в том универсаме! — до сих пор не может успокоиться Наташа. — Рядовой поход за молоком и хлебом в прямом смысле стоил не менее 50 тысяч. Все потому, что заходила с ребенком (детский сад возле работы, дома его оставить не с кем — муж работает допоздна). Единственный путь к кассам — через отдел игрушек. А это неминуемо стенания и хныканья: купи то, хочу это... Просто издевательство какое–то!

"Издевательство", впрочем, имеет вполне цивилизованное название — мерчендайзинг. Искусство торговли и выкладки товаров. Еще недавно слово пугало своей мудреностью. А сегодня это обязательная дисциплина в учебной программе по подготовке будущих работников торговли. Заполучить талантливого специалиста мечтают все без исключения директора торговых точек.

— Чем искуснее мерчендайзер расставит свои сети, тем больше денег незаметно для самого себя потратит покупатель, тем выше будет прибыль магазина, — откровенничает Юлия Курилик, специалист по выкладке товара одного из центральных универсамов Минска. — Все самое вкусное, с точки зрения детей, и самое ненужное, с точки зрения родителей, располагается у касс. Яркие игрушки выставлены так, чтобы до них мог дотянуться любой карапуз. Запрятанные в самых дальних уголках магазина товары повседневного спроса, на пути к которым море рекламных акций и соблазнов, — это все наших рук дело.

На родительскую между тем финансовую погибель. Прошлогодний мониторинг, проведенный среди покупателей, призналась Юлия, показал, что почти 90 (!) процентов покупателей при походе в магазин не ограничиваются списком запланированных покупок.

Легкоусвояемый магнит

Теперь от общего перейдем к частному. Вы, хочу спросить, какие своему ребенку кукурузные палочки покупаете: с игрушкой или без? А шоколад? Плитку или яйцо с сюрпризом? Или, скажем, речь о йогурте: какой возьмете — просто баночку или с каким–нибудь приятным дополнением в виде магнита? То–то и оно. Все дело в "довеске". Пусть это будет совершенно ненужный, недолговечный и абсолютно бесполезный предмет, но тут в кои–то веки родители окажутся солидарны с детьми: лучше с ним, чем без него.

— Как ни странно, в этом случае папами и мамами движет стремление... сэкономить, — считает кандидат психологических наук Ольга Магер. — Пусть неосознанно, но они получают моральное удовлетворение от того, что за одну цену приобрели сразу два товара: лакомство и игрушку. И неважно, что ребенок быстрее научится читать и писать, чем соберет всю коллекцию магнитов с азбукой, а крошечные игрушки из яиц теряются раньше, чем малыш успевает доесть шоколад. Осознание приходит потом. Но после драки кулаками не машут. Тогда родитель начинает себя успокаивать: подумаешь, на 100 рублей переплатил, разве это деньги. Так и получается: 100 рублей — на одном, 500 — на другом... В чеках сумма вырисовывается уже совсем немизерная. И до зарплаты, как водится, еле хватает денег.

А лично в моей семье составлен "черный список" магазинов, где установлены автоматы с игрушками. Мы в них — ни ногой. Потому что пройти спокойно мимо искушения достать за символическую плату оригинальную мягкую игрушку ни один ребенок младше 12 лет не в состоянии. Об этих агрегатах по вымыванию денег из родительских карманов написано и сказано много. А желающих испытать удачу по настоятельному требованию отпрысков меньше не становится. Только владельцы автоматов тоже не лыком шиты: не в их интересах раздавать направо и налево презенты, так и разориться можно. Потому щупальца, захватывающие мягкий сюрприз, настроены так, что в последний момент добыча в прямом смысле выскальзывает из них. Либо игрушка оказывается набита... оберточной бумагой, то есть сознательно утяжелена. Щупальца просто скользят по ней, а сюрприз — ни с места.

Всем детям нравятся воздушные шары. Шары, надутые гелием, — вдвойне. Они и "живут" намного дольше обычных, и буквально парят в воздухе на ниточке, а разнообразие их конфигураций способно поразить любое воображение. Как и "ценник", кстати. Резиновый шарик средних размеров потянет на 6 — 8 тысяч, сделанный из мягкой фольги в виде разнообразных мультяшных героев — и того дороже: 15 — 25 тысяч. Недешевое удовольствие, зато прибыльный бизнес. Если учесть, что сам по себе шарик стоит 250 рублей (из фольги — около 5 тысяч), прибыль вырисовывается баснословная.

Плата за воздух

По законам жанра надо бы написать: мир с содроганием следит за развитием событий после того, как московское общество защиты прав потребителей подало иск на центральный парк культуры и отдыха имени Горького. Там–де взимают с посетителей плату за вход при том, что все аттракционы отданы на откуп частным бизнесменам. Сам же парк никаких услуг не оказывает, соответственно, берет плату буквально за воздух. Но мир не содрогается: плату за воздух берут везде, только каждый маскирует навязанные платные услуги так, как фантазия позволит.

У нас, например, другой феномен — детские развлекательные центры. Время пребывания, как правило, не ограничено, но за вход во многих придется платить. За детский билет — до 20 тысяч, за взрослый — 5. За эти деньги ребенок может "купаться" в сухом бассейне, дурачиться на батуте, лазить по конструкциям вверх–вниз. Взрослый не может ничего. Даже чашку кофе выпить. То есть тоже платит за воздух. Хотя нет. "Вы же приходите, чтобы присмотреть за своим ребенком, разве не так?" — ответили мне в крупном развлекательном центре и от дальнейших комментариев отказались.

Между тем в Белорусском обществе защиты потребителей не смогли припомнить случая, чтобы кто–то обратился с жалобой на навязанную ему платную услугу. Видимо, дать своему ребенку все, что он пожелает, не заморачиваясь на каких–то там деньгах, — это действительно по–нашему.

— Дети — наше все, это правда, — смеется в ответ на мои предположения Ольга Магер. — Ребенок при любой возможности будет просить купить ему очередную ерунду. Но и с ним договориться можно. При одном условии: делать это надо до "выхода в свет" или похода по магазинам. Важно, чтобы сами родители четко осознавали, на что готовы потратить деньги. Допустим, если в выходной день запланирован семейный поход в ресторан быстрого питания, то явная цель — весело отобедать, а не спустить деньги. Соответственно и покупать нужно то, что хочется съесть: картошку, мороженое, сок. А не поддавшись искушению, брать сразу комплекс, потому что туда входит игрушка. Ведь за нее, кстати, тоже придется платить...
 
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-10%
-15%
-20%
-25%
-20%
-10%
-40%
-20%
-15%
0058043