Деньги и власть


Ирина ОРЛОВА, /

Многотриллионная программа возрождения села не обогатила страну увеличением количества рабочих мест и не смогла довести заработную плату в сельском хозяйстве до намеченных рубежей. Так стоило ли именно сельское хозяйство делать основным приоритетом пятилетки, выясняет "Завтра твоей страны".

Программа возрождения села, которая заканчивается в этом году, стала самым масштабным проектом пятилетки - в нее планировалось вложить почти 70 триллионов рублей в ценах 2005 года. Все это должно было привести к увеличению объемов производства, чтобы произведенные тонны и литры в свою очередь материализовались в более высокую заработную плату в сельском хозяйстве.

В соответствии с программой возрождения села, средняя зарплата в сельском хозяйстве на конец 2010 года должна была достичь 320-360 долларов в эквиваленте, то есть по сегодняшнему курсу быть где-то на уровне 1 000 000 рублей. В мае текущего года заработная плата сельчан составляла 799 845 рублей. Получается, для выполнения намеченных показателей до конца года она должна совершить скачок на 25%.

Несмотря на все попытки закрепления кадров на селе строительством агрогородков и переселение городских безработных в сельскую местность, количество занятых в сельском хозяйстве уменьшилось. По данным статистики, в 2009 году их численность составила 438,4 тыс. человек. По сравнению с 2004 годом количество занятых в сельском хозяйстве снизилось на 25 тысяч.

Возможно, больше работников и не надо, просто труд их должен быть более эффективным. При том, что в сельском хозяйстве сегодня работает более 9% всего занятого населения Беларуси, удельный вес сельхозпроизводства в ВВП по сравнению с 2004 годом, снизился с 8,3% до 7,8%.

Но именно в эту отрасль сегодня уходит 18,2% всех инвестиций в основной капитал. Для сравнения: в объединенную отрасль "транспорт и связь" направляется вдвое меньше - лишь 8,6% от общего объема инвестиций.

Между тем такая отрасль, как транспорт и связь, занимает в ВВП почти 9%. Хотя трудится в ней 7,6% от всех занятых в экономике. При этом услуги связи и транспорта в структуре оказываемых услуг населению превосходят по своей стоимости услуги ЖКХ, а транспортная отрасль является самой экспортоориентированной из всех сфер услуг. Объем экспорта транспортных услуг сопоставим с объемом экспорта продовольствия.

Интересно, как жила бы сегодня деревня, если бы пять лет тому назад было решено вложить деньги не в сельское хозяйство (или хотя бы не в таком объеме), а в инфраструктуру транспорта и связи? Может, тогда и возрождать село не понадобилось бы: деревня была бы занята придорожным сервисом и вовсю торговала бы своими продуктами через интернет? 
Нужные услуги в нужный момент
-25%
-18%
-30%
-30%
-20%
-35%
-50%
-10%
-25%
-10%
0058774