Деньги и власть


Алексей Урбан, /

Белорусская розница сегодня - это одна из наиболее развитых отраслей бизнеса в нашей стране. Это, пожалуй, самый денежный и активный рынок в стране. Годовые продажи продуктов питания в Беларуси в 2009 году достигли почти 10 млрд. долларов! Обороты торговой индустрии растут небывалыми темпами, активность главных игроков революционно меняет рынок, а ценовые войны за покупателя и, в конечном счете, за место под солнцем существенно меняют рынок в лучшую сторону. Более того, согласно исследованиям, деятельность сетевых операторов становится своего рода дефляционным фактором: в погоне за снижением цены они "давят" на поставщиков, централизуют собственные поставки, проводят акции.

Вышел серьезный документисследование Института экономики Национальной академии наук, предоставившее сенсационные данные о состоянии розничного рынка Беларуси, активности основных операторов, рейтинге лидеров и ценовых колебаниях. Исследование проводилось с марта по май 2010 года. Самый главный вывод, следующий из изученного нами документа, ошеломил даже бывалых: разница на некоторые группы товаров отличается в торговых сетях на 25-30%, то есть почти на треть! Согласитесь, потребители, которые в последние годы стремятся к экономии семейных бюджетов, пойдут именно в те магазины, где цена существенно ниже.

Следующий ниже мини-обзор ситуации на потребительском рынке пока лишь первый из серии материалов, который мы представляем на суд общественности. В дальнейшем мы планируем внимательно изучать и анализировать розничный рынок продуктов питания и представлять читателям очень интересную информацию.

Согласно исследованиям Института экономики Национальной академии наук, "динамика показателей потребительского рынка создает в Беларуси благоприятную ситуацию для развития торговых сетей". В рамках аналитической записки НАН РБ отмечается, что "выявлен ряд проблем, характерных для отечественного ритейла:

- медленный рост торговых сетей;
- административное регулирование цен;
- завышенные ожидания от гипермаркетов;
- низкая маркетинговая культура".

По версии российской консалтинговой компании "Комкон", "прибыльный ритейл = низкие цены + бренд + удобство". Белорусские ритейлеры на пути к успеху теряют то один, то сразу два элемента этой триады, заключается далее.

Пока же, если говорить о "разнице в белорусской рознице", можно с уверенностью утверждать, что на белорусском рынке присутствуют практически все форматы и типы розничной торговли. То есть, проще говоря, белорусские розничные объекты уже можно делить на магазины, гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры.

Как говорится, факты и статистика – вещи упрямые, и в нашем случае – объективно отражающие белорусскую действительность. Как характеризует в цифрах белорусскую розницу национальная статистика, согласно исследованиям Институт экономики Национальной академии наук? В 2009 году, по данным Министерства торговли, число магазинов розничной торговли составило 32,9 тыс. единиц, их торговая площадь – 3057,1 тыс. кв. метров, в среднем на один магазин приходилось 92,9 кв. метров.

В 2009 году общий объём розничного товарооборота, по данным Нацстата (Национального статистического комитета), составил 55913 млрд. рублей (18,6 млн. долларов США), что в сопоставимых ценах только на 3% больше, чем в 2008 году (в 2007 году по сравнению с 2006 годом рост составлял 14,8%, в 2008 году по сравнению с 2007 годом – 19,2%).

Теперь, обозначив статистическую составляющую, перейдем к оценке особенностей или разнице в белорусской рознице и к краткому анализу нынешних тенденций.

Эксперты Национальной академии наук, считают, что главной тенденцией розничного рынка сегодня является возрастающая ценовая активность основных операторов. Гипермаркеты снижают цены. Уже сегодня продукты питания выгоднее покупать в гипере, а не на рынке. Не отстают от гипермаркетов и магазины формата "у дома" - они также широко проводят дисконтные акции, привлекая покупателей аттрактивностью и внимательным отношением к покупателям. Еще более лояльное ценовое отношение к покупателям демонстрируют такие магазины как "ЕвроОпт" и "На недельку". Так, к примеру, эксперты Института экономики НАН РБ проанализировали ситуацию на рынке с целью выяснить в каких торговых сетях цены ниже.

Для сравнения были выбраны магазины под следующими торговыми марками: "Рублевский" (Минск), "Соседи" (Минск), "ЕвроОпт", Брестсервис "Космос" (Брест), супермаркет "Микс" (Брест), "Веста" (Витебск), "Витебские продукты" (Витебск), "Родная сторона" (Гомель), "Океан" (Гомель), "Ласточка" (Гомель), "Алмигипер" (Гродно), "Минипросторы" (Гродно), "Белмаркет" (Могилев), "Квартал" (Могилев).

Проведенное исследование показало, что самые низкие цены зафиксированы в магазинах сети "ЕвроОпт". В приведенной ниже таблице специалисты академии наук привели данные по стоимости выборки товаров или стоимости средней продуктовой корзины.

Город (магазин)
Объем выборки
Количество наименований товаров в выборке
Стоимость товаров, входящих в выборку, в сравниваемых магазинах, руб.
Выборка товаров, цены от 26-27.05.2010
Минск
"Рублевский"
129
770 030
"Соседи"
748 770
"ЕвроОпт"
631 090
Брест
Брестсервис "Космос"
184
1 093 190
Супермаркет "Микс"
1 066 570
"ЕвроОпт"
900 600
Витебск
"Веста"
199
1 197 600
"Витебские продукты"
1 222 570
"ЕвроОпт"
1 014 630
Гомель
"Родная сторона"
174
1 033 520
"ЕвроОпт"
840 940
"Ласточка"
1 049 170
Гродно
"ЕвроОпт"
182
933 650
"Алмигипер"
1 056 040
"Минипросторы"
1 053 710
Могилев
"Белмаркет"
179
1 098 610
"Квартал"
1 072 420
"ЕвроОпт"
904 760
Среднее значение по Беларуси
175
1 015 960

Источник: Институт экономики НАН РБ, 2010 г.

Результаты исследования показали, что по Минску цены "Рублевский", "Соседи" по сравнению с "Евроопт" выше в среднем на 20,27%. Схожая ситуация наблюдается по Бресту и Витебску: цены Брестсервис "Космос", "Микс", а также "Веста", "Витебские продукты" по сравнению с "Евроопт" выше в среднем на 19%. Что касается Гомеля, то здесь превышение над ценами в "Евроопт" еще более внушительное – 23,83% ("Родная сторона", "Ласточка"). Тенденция сохраняется и по Гродно: цены "Алмигипер", "Минипросторы" выше в среднем на 13%, и по Могилеву - цены "Белмаркет", "Квартал" выше в среднем на 19,98%, по сравнению с ценами в "Евроопт".

В первую очередь, исследование НАН РБ касается ценовых разниц: одними из самых недорогих магазинов в стране оказались такие магазины как "Минипросторы", "Белмаркет", "Квартал" и "Витебские продукты". Абсолютным чемпионом по рекордно низким ценам оказалась сеть "ЕвроОпт". Причем исследование выборок проводилось три раза в течение трех месяцев: итог всех наблюдений показал, что "ЕвроОпт" лидирует неизменно, несмотря на сезонные колебания цен.

Исследования также касались некоторых иных аспектов конкурентных преимуществ. Отмечена была удобная география "Соседей", уровень обслуживания и ширина ассортимента в "Короне".

Вернемся к особенностям белорусского ритейла в общем, так сказать к разнице в белорусской рознице. Самой важной особенностью и одновременно тенденцией белорусской розницы является медленное, но уверенное движение от мелкой и неорганизованной розницы к четкому структурированию и насыщению розничного рынка Беларуси сетевым ритейлом (к коему мы также относим магазины "Белкоопсоюза" и "Белбакалеи"). Это, безусловно, позволит сделать белорусскую розницу более доступной для населения (с четкими стандартами обслуживания). Приход сетей в регионы сделает розничный сервис в белорусской глубинке более цивилизованным, ассортимент более развитым, а цена на продукты более низкими. Как считает заместитель начальника отдела брендинга ИП "КАРАВАН" (крупнейшего экспортера чайно-кофейных групп) Валентина Гурина, "уже сегодня доля сетевых магазинов на белорусском рынке в столице составляет около 61%, в а регионах – около 49,5%". Оценивая ближайшие перспективы реформирования белорусской розницы, эксперт подчеркивает, что ближайшее будущее белорусской розницы будет находиться в руках гипермаркетов и сетевых операторов: их лидерство на розничном рынке уже неоспоримо.

Наиболее перспективную динамику развития в регионах на сегодня демонстрируют сетевые операторы, такие как "Алми" и "ЕвроОпт". Очевидно, в сетевом сегменте именно они смогут стать уверенными лидерами рынка в ближайшем будущем.

Белорусская розница также находится на пороге не только явной и ожесточенной конкуренции между крупными операторами сетевого ритейла, но и динамичной борьбы форматов. В конечном итоге, для потребителя обострение конкуренции, безусловно, положительный процесс: ведь в борьбе за покупателя "сетевики" снижают цены, проводят акции, улучшают сервис, ассортимент и автоматизацию. Сегодня, когда эра гипермаркетов еще не наступила, неплохую динамику демонстрируют магазины дисконтного типа, чей козырь – цены и ценовая политика – в настоящее время является самым убедительным аргументом за покупателя. Аналитики делают вывод, что ценовые войны приведут к стабилизации и снижению цен на рынке, что в конечном итоге также будет выгодно именно потребителям.
Нужные услуги в нужный момент
-15%
-15%
-30%
-50%
-15%
-11%
-20%
-10%
-50%
0058043