Деньги и власть


Яна ПОЛОНСКАЯ, /

В то время как мировая модная индустрия только начинает оправляться от кризиса, эксперты заговорили о новой угрозе - "хлопковой лихорадке". Производителям одежды в прошлом году пришлось нелегко: около трети жителей планеты стали гораздо реже покупать себе обновки. Как снежный ком росло количество покупателей, уходящих в более низкие ценовые сегменты или приобретающих одежду на распродажах. Сегодня спрос начинает восстанавливаться, но далеко не везде.

В Беларуси продавцы вздохнули с некоторым облегчением: по данным статистики, в первом полугодии 2010-го реализация швейных изделий и верхнего трикотажа увеличилась почти на 20 % по сравнению с таким же периодом прошлого года. В России в этом году ожидается увеличение продаж одежды на 3-4 %, предполагают эксперты Fashion Consulting Group (по их данным, в прошлом году падение составило около 8 % к уровню 2008-го). На рынках США и Европы восстановления докризисного уровня ожидают едва ли не к 2011-2012 годам.

И тут "заштормило" на рынке самого популярного у текстильщиков сырья - хлопка. Первыми всполошились компании, которые стоят за популярными джинсовыми брендами: в результате неустойчивости на рынке они рискуют оказаться в ситуации, когда повышение цен на конечную продукцию станет неизбежным. Дело в том, что фабрики по производству ткани обычно устанавливали для производителей фиксированные цены в периоды между ежегодными сборами урожая хлопка. Но в этом году они начали играть на повышение еженедельно, а иногда даже ежедневно.

Причина - дефицит хлопка, поясняют аналитики. По данным "Росбалта", в 2007-2008 годах мировой урожай этого сырья снизился на 15,6 % - с 26,56 млн тонн до 22,4 млн тонн. Ситуацию усугубили обвинения против "плантаторов" в том, что они выращивают генно-модифицированные растения. В итоге регионы-экспортеры (Индия, США, Западная Африка и Центральная Азия) сократили внешние поставки. Если в 2008 году происходило падение биржевых цен на хлопок, то с весны 2009 года цены неуклонно поползли вверх. В марте они составляли $1133 за тонну, а к середине 2010-го котировки на базовое хлопковое волокно у трейдеров достигли $2450 за тонну. Уже пятый год подряд потребление превышает производство — запасы сырья на складах стремительно истощаются. По оценкам Министерства сельского хозяйства США, мировой спрос за год вырастет на 28 %.

Цены "подогревает" и растущий мировой спрос на одежду из натурального хлопка. По оценкам Organic Exchange, в 2009 году объем данного рынка составил около $4,3 млрд. (на 35 % больше, чем в 2008-м). По прогнозам аналитиков, в текущем году это будет уже $5,1 млрд, а в следующем - $6 млрд. Ожидается, что в ближайшие месяцы одежда из хлопка, в основном низкого и среднего ценовых сегментов, станет дорожать. Как сообщают российские оптовые компании, они уже получают первые партии продукции по цене, которая выше прежней на 30-40 %.

Хлопок культивируется более чем в 70 странах мира. Лидеры - США, Китай, Индия. Шестое место по производству хлопка и третье по экспорту занимает Узбекистан. Несколько лет назад американские фермеры стали сокращать посевы, чтобы больше земель отвести под кукурузу и сою - такова реакция на резкое увеличение выпуска в США биологических видов топлива. Ежегодно в мире производится около 25 млн тонн хлопка, однако после сбора урожая 2009-го рынок недосчитался 1,2 млн тонн. Не без участия китайцев: они отреагировали на снижение продаж одежды и сократили площадь хлопковых плантаций примерно на 10 %. "Хлопковая лихорадка" приводит к сбоям отлаженных процессов. Например, в Таджикистане из-за отсутствия сырья стали испытывать трудности предприятия-переработчики: с ростом цен на волокно на мировых биржах местные производители в массовом порядке начали отправлять свою продукцию за рубеж.

Хлопковый кризис вряд ли обойдет кого-то стороной. Сегодня около 70 % одежды массового спроса поставляется из Китая, там же пошиваются большинство западных "люксовых" брендов. Эксперты ожидают, что дефицита сырья не избежать, а это приведет к сокращению поставок и, соответственно, повышению цен. Возможно, покупатели могли бы заменить хлопковую одежду на сшитую из других материалов. Но, скорее всего, продавцы вслед за подорожанием изделий из хлопка поступят аналогичным образом и с другой продукцией. Ситуация плачевная: сырьевой рынок вынуждает повышать цены, но розничный покупатель и так не слишком активен, а после корректировки прайс-листов может и вовсе "обидеться". Производители модных джинсовых брендов пока не торопятся поднимать цены, но обещают: если рост цен на хлопчатобумажные ткани продолжится, то "вечные штаны" подорожают к концу этого года или началу 2011-го. Впрочем, и у потребителей есть резон подождать до лучших времен… Производители хлопка, наблюдая за растущими ценами на это сырье, начинают восстанавливать посевы. Так, по некоторым оценкам, в предстоящем сезоне площади хлопчатника увеличатся на 6 %. А это значит, что при хорошем урожае уже через год продавцам придется достать старые ценники.
 
Нужные услуги в нужный момент
-25%
-40%
-20%
-10%
-49%
-20%
-10%
-10%
-20%
-30%
-10%