Деньги и власть


Ольга Лойко, /

Депутаты Палаты представителей на внеочередной сессии во вторник приняли в первом чтении проект бюджета на 2011 год, а также дополнения и изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы.
 
Как передает корреспондент TUT.BY, документы представил министр финансов Беларуси Андрей Харковец.
 
При подготовке бюджет Минфин исходил из прогнозируемого прироста ВВП на 10%, инфляция заложена на уровне 8%, среднегодовой курс доллара - 3170 рублей.
 
При этом Андрей Харковец не уточнил, какая в бюджете заложена цена на природный газ. "Переговоры только начинаются, причем пока на информационном поле. Мы заложили ресурсы, чтобы при необходимости можно было среагировать на колебания цены. Прогнозировать пока сложно, но рост цен мы заложили достаточно высокий", - рассказал он, отвечая на вопрос депутата.
 
Доходам нужен рост экономики
 
Доходы консолидированного бюджета 2011 года прогнозируются в размере 54,530 трлн рублей, или 27,3% к ВВП (+18,1% к ожидаемому исполнению 2010 года).
 
Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются:
 
- налог на добавленную стоимость – 35,1% (план поступлений – 19,1 трлн рублей, но для этого запланированные высокие темпы роста экономики должны стать реальностью);
 
- налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 13,3% (7,3 трлн рублей, причем увеличение доходов от ввозных пошлин теперь будет зависеть от объемов импорта не только Беларуси, но и России с Казахстаном – в соответствии с соглашением о распределении ввозных пошлин в рамках Таможенного союза Беларусь будет получать 4,7% общих поступлений);
 
- налоги на доходы и прибыль субъектов хозяйствования – 12,8% (6,7 трлн рублей);
 
- подоходный налог – 10,1% (5,5 трлн),
 
- акцизы – 10,8% (доходы оставят 5,4 трлн рублей, основную долю акцизов формируют акцизы на автомобильное топливо – 59%, и алкоголь – 23%; индексация акцизов планируется на уровне инфляции – 8%).
 
При этом доходы республиканского бюджета в 2011 году ожидаются на уровне 33,611 трлн рублей (+16,9% к ожидаемому исполнению 2010 года).
 
Налоговый рывок
 
В целях снижения налоговой нагрузки и оптимизации состава налогов и сборов, применяемых в стране, в проекте бюджета на 2011 год учтены следующие меры:
 
- отмена местного налога на услуги (5% из выручки) и местного сбора на развитие территорий (3% из прибыли);
 
- отмена трех платежей в составе экологического налога (за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; за перемещение по территории Беларуси нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом транзитом; за производство или импорт товаров, содержащих 50% и более летучих органических соединений);
 
- исключение из состава налоговой системы двух самостоятельных платежей путем включение сбора при ввозе в Беларусь озоноразрушающих веществ в состав экологического налога, сбора за выдачу разрешений на проезд белорусских автотранспортных средств по территориям иностранных государств – в состав госпошлины.
 
В результате в 2011 году ожидается снижение налоговой нагрузки на 0,4% от ВВП, что позволит оставить в распоряжении предприятий 700 млрд рублей. Харковец подчеркнул, что это дополнительные инвестиции и оборотные средства.
 
Он добавил, что активное упрощение налоговой системы идет с 2006 года, и тогда налоговая нагрузка составляла 34% от ВВП, в нынешнем году она снизилась до 25%. В 2011 этот показатель будет доведен до 24,6% к ВВП.
 
Законопроектом предусмотрено снятие ограничений по основным налогам при применении инвестиционных льгот. Для этого предлагается освобождать от налога на прибыль предприятия сразу при осуществлении капитальных вложений за счет отмены требования первоочередного использования на эти цели амортизационного фонда. При этом действие льготы будет распространяться на займы, получаемые от нерезидентов, что должно создать благоприятные условия для притока иностранного капитала, который гарантировано будет использован на создание производственной базы.
 
Планируется предоставить плательщикам право принятия без ограничений к вычету входного НДС, уплаченного при осуществлении капитальных вложений. Это, по оценке Минфина, увеличит собственные источники инвестиций и снизит стоимость инвестиционных проектов. Планируемое расширение инвестиционных льгот по налогу на прибыль и НДС по экспертной оценке увеличит инвестиционные возможности предприятий за счет собственных источников на сумму около 1,5 трлн рублей.
 
Минфин также продолжает работу по улучшению налогового администрирования. "Здесь существенно снижается периодичность уплаты налогов и подачи налоговых деклараций. С 2011 года по налогу на прибыль налоговая декларация будет предоставляться один раз в год с уплатой этого налога раз в квартал и последующим перерасчетом уплаченных сумм налога исходя из фактических результатов работы плательщика", - рассказал Харковец.
 
Расширяются возможности применения налоговой льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит сейчас.
 
"Предлагается отменить авансовые платежи по НДС и акцизам. При этом сроки уплаты НДС – раз в месяц или раз в квартал – будут определять плательщиком самостоятельно, без привязки к объему выручки, как в настоящее время", - отметил он.
 
При этом министр сообщил, что для комплексного решения вопроса по упрощению налоговой системы правительство до конца года примет дополнительные меры по упрощению форм налоговых деклараций за счет исключения требования предоставления информации, не связанной с расчетом налогов, расширения электронного декларирования, сузить основания для применения штрафных санкций.
 
"Налоговая система Беларуси не будет отличаться от налоговых систем развитых стран. Ее основу, как и в большинстве европейских стран, будут составлять налоги на потребление (НДС и акцизы), налоги на прибыль и доходы, налоги на собственность (недвижимость и землю) экологические и социальные налоги. Из них обычный плательщик будет уплачивать только 5 налогов, причем преимущественно ежеквартально. До начала налоговой реформы это был 21 платеж, причем ежемесячно", - подчеркнул Андрей Харковец.
 
Он отметил, что предпринятые шаги позволяют рассчитывать на значительное продвижение страны в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.
 
"Изменения налогового законодательства направлены на сближение с международными стандартами финансовой отчетности, с законодательством стран Таможенного союза, защиту прав плательщика при проведении налоговых проверок", - добавил министр.
 
Законопроект предусматривает сохранение права местных Советов депутатов повышать или понижать, но не более, чем в два раза, ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.
 
Ряд изменений коснется и порядка уплаты отдельных налогов. Решено освободить от НДС дополнительные платные услуги, оказываемые нотариусами, запланирована также полная отмена нормирования представительских расходов для целей налогообложения. Полностью от уплаты налогов будут освобождаться доходы населения от выращивания сельхозпродукции на своих участках.
 
Бремя расходов
 
Расходы консолидированного бюджета на 2011 год прогнозируются в объеме 60,530 трлн рублей (30,3% к ВВП, +18,3% к ожидаемому исполнению 2010 года).
 
Расходы по проекту республиканского бюджета на 2011 год сформированы в сумме 39,611 трлн рублей (+23,3% к исполнению 2010 года).
 
Дорого обходится бюджету рост доходов бюджетников – средняя зарплата, стипендии и другие выплаты в 2011 году возрастут на 35% по сравнению с текущим годом. В том числе тарифные оклады молодых специалистов и низкооплачиваемых работников возрастают на 10%, работников культурно-просветительских учреждений – на 15%, педагогов и врачей - на 25%. Тарифная ставка первого разряда еще в нынешнем году увеличивается с 90 тысяч рублей до 118 тысяч.
 
"Средняя зарплата в бюджетном секторе наконец составит не менее 400 долларов в эквиваленте. В 2011 году правительство намерено сохранить этот уровень в реальном выражении", - заверил министр.
Он рассказал, что если в целом расходы бюджета возрастут на 18%, то расходы на здравоохранение, образование и социальный блок – на 40%. На здравоохранение будет направлено 7,8 трлн рублей, на образование - 11 трлн рублей.
 
"Бюджет обеспечит активную соцподдержку населения посредством субсидированиия услуг ЖКХ, транспорта, помощи в обеспечении жильем. Суммарно эти расходы возрастут на 45%", - отметил Харковец.
 
Министр заверил, что услуги ЖКХ по прежнему будут финансироваться за счет бюджета и собственных доходов коммунальщиков на 66%, доля населения составит 34%. Доля бюджетного субсидирования по пассаж перевозкам сохранится – 23%. Всего на субсидирование услуг ЖКХ и транспорта будет направлено 2,3 трлн бюджетных средств. На компенсацию банкам льготных ставок на жилищное кредитование из бюджета потребуется 1,9 трлн рублей.
 
Дефицит республиканского бюджета на 2011 год сформирован в размере 6 трлн рублей, или 3% к ВВП. Это соответствует международным стандартам финансовой безопасности. Финансирование дефицита предусматривается за счет остатков средств бюджета, накопленные за предыдущие годы, внутренние и внешние источники. Как и в последние годы привлекать для этого кредиты Нацбанка не планируется.
 
При этом Харковец обратил внимание на рост нагрузки по обслуживанию внешнего госдолга, накопленного в рамках антикризисных мер правительства.
 
Расходы на обслуживание внешнего госдолга составят 695 млн долларов. Речь идет о кредитах МВФ, МБРР, России, Китая и Венесуэлы, а также по гособлигациям. Харковец подчеркнул, что долговой портфель Беларуси характеризуется невысокой стоимостью – на 1 августа 2010 года средняя ставка равнялась 3,74% годовых, средний срок до погашения - 6,3 года. Причем несвязанные кредиты в портфеле составляют 85,4%. Наибольший удельный вес в портфеле у кредитов МВФ - 40,7%, РФ – 38,4%, Китая – 9%.
 
В 2011 году планируются заимствования на 2,2 млрд долларов.
 
"Темпы роста отдельных расходов выше доходов, что влечет изменение структуры бюджета. В краткосрочном периоде это может быть компенсировано увеличением дефицита бюджета, что в какой-то степени предложено в рамках этого проекта. Но само наличие таких тенденций требует активной работы по структурным преобразованиям в бюджетном секторе", - признал министр финансов. При этом он отметил, что дефицит бюджета надо снижать уже в ближайшие годы.
Нужные услуги в нужный момент