Банки
Курсы валют
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
Верное решение
Белорусский народный банк
10.2%
Рублю, Ergo Sum
Белорусский народный банк
10%
Вклад в будущее
Белорусский народный банк
9.2%

Все вклады

Деньги и власть


В эфире TUT.BY руководитель налоговой и юридической практики "Эрнст энд Янг" в Беларуси, директор СООО "Эрнст энд Янг Юридические Услуги" Андрей Чумаков рассказал о том, как указ №450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" повлияет на работу тех, для кого с 1 января лицензирование будет отменено, и тех, кому и после вступления документа в силу потребуется получать лицензию.



Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Указ о лицензировании отдельных видов деятельности готовился и обсуждался очень долго. Он оправдал ваши ожидания?

Безусловно, это знаменательное и положительное событие, в особенности, если не смотреть на это, как на завершившуюся реформу по снижению административной нагрузки на бизнес. Действительно, это большой шаг – было сокращено заметное количество лицензируемых видов деятельности, также были сокращены и многие сроки. Мне как юристу особенно приятно видеть, что это не просто документ на десять страниц, а монументальный документ, практически, кодекс о лицензировании, в котором есть не только какие-то общие положения о лицензировании, но и специальные положения для всех лицензируемых видов деятельности. Это большой плюс, поскольку вводит некую систематизацию во все эти отношения.

Будем надеяться, что ничто другое, о чем сейчас так много говорят, - ни аккредитация, ни аттестация, не заменят лицензирование.

Первый шаг уже сделан. Частично вы уже сказали о том, что этим указом не только заметно сокращается перечень лицензируемых видов деятельности, но также меняются и сроки выдачи действия лицензии. На какие еще изменения стоит обратить внимание субъектам хозяйствования?

Раньше декрет о лицензировании составлял десять страниц с неубористым почерком. Теперь только общая часть составляет больше тридцати страниц. Естественно, многое изменилось. Очень много технических изменений.

Основными из нетехнических изменений являются сокращение видов деятельности и сокращение сроков. Важные изменения произошли и в том, что теперь можно получать лицензию на отдельные обособленные подразделения. Или если вы обратились, к примеру, за лицензией на все лицензируемые работы и услуги по определенному виду деятельности, но по какому-то пункту не соответствуете требованиям для определенной услуги, то вам, как раньше, уже не откажут, а выдадут лицензию на те виды работ и услуги, под которые вы подпадаете. Это очень большой плюс, поскольку не нужно каждый раз заново переподавать документы, если ты по какому-то конкретному пункту не подходишь.

В принципе, изменений достаточно много. Но особенно меня обрадовало изменение в лицензировании охранной деятельности. Раньше вневедомственная охрана подпадала под лицензирование охранной деятельности. То есть если у вас в организации сидит вахтер, который в случае срабатывания сигнализации нажимает на кнопку вызова вневедомственной охраны, то нужно было получать лицензию. Сегодня эта деятельность уже не лицензируется, что, без сомнения, облегчит жизнь многим белорусским компаниям.

А сложно вообще разобраться?

Это достаточно трудоемко, потому что каждый лицензируемый вид деятельности состоит из большого количества работ и услуг. Соответственно, нужно сесть и сопоставить то, что было раньше с тем, что есть сегодня. Во-вторых, уже в положении о том или ином конкретном лицензируемом виде деятельности содержатся дополнительные исключения из лицензируемых работ и услуг. Опять же, это требует анализа.

Когда мы делали свой внутренний обзор всего того, что произошло, то ушло достаточно много времени на то, чтобы изучить все подзаконные акты, все законы, которые об этом говорят, чтобы понять, что же все-таки произошло. К тому же во многих случаях изменились формулировки, ввелись какие-то новые термины, которые по существу ничего не меняют, а просто заменяют старые. И опять же, нужно понять, что произошло в реальности. Возможно, появилась новая работа или услуга, которая лицензируется, или же произошла обычная корректировка терминов.

Что бы вы посоветовали тем, кто хочет разобраться, но считает, что это сложно?

Было бы хорошо взять этот указ, все положения о лицензировании и особенную часть этого указа, сесть и внимательно прочитать. Но, как вариант, можно воспользоваться квалифицированной юридической помощью.

В указе оговорена необходимость для юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей до 1 марта 2011 года обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных настоящим указом. Сильно ли поменялись лицензионные требования?

Как я уже говорил, изменения прошли по всему спектру, поэтому трудно говорить про лицензионные требования по всему спектру видов деятельности и услуг. Но я могу сказать несколько слов о том, с чем мы уже столкнулись, работая по проектам наших клиентов.

Мы занимались опросом по поводу того, что произошло в розничной торговле. Кроме того, что отменили лицензирование (за исключением торговли табаком и алкоголем), изменились и многие внутренние положения. Например, раньше грубым нарушением условий лицензирования было невыполнение требований по ассортименту, по режиму работы, по установленному порядку формирования цен. Теперь все это уже не является грубым нарушением. И, соответственно, за однократное нарушение этих требований закона, лицензию у вас не отберут. Если вы нарушили один раз, то вам выпишут предписание об устранении этих нарушений. А вот если нарушение уже является грубым, то лицензию у вас могут забрать сразу же, без каких-либо дополнительных предписаний и предупреждений.

Следующий пример – игорный бизнес, в отношении лицензирования которого произошли довольно заметные, чувствительные изменения. Раньше этот вид деятельности лицензировался Министерством спорта и туризма, что странно, а теперь он лицензируется Министерством по налогам и сборам, что логично. Из минусов здесь можно назвать то, что если раньше директор работающей в этой сфере компании должен был иметь специальный стаж в размере трех лет, то теперь требуемый стаж увеличился до семи лет, что для многих создает проблему.

Также там есть и смягчение условий. Например, раньше надо было подавать копии сертификатов соответствия на игровое оборудование, а теперь делать это уже не надо. С другой стороны, необходимо согласовать место расположения игорного заведения с исполнительными органами.

Еще пример, юридические услуги, в которые я, естественно, заглянул сразу же, как открыл этот указ. Там также есть изменения. Например, однократное оказание юридических услуг без заключения договора раньше не являлось грубым нарушением. Теперь это грубое нарушение и потеря лицензии.

Есть там и ряд изменений в части требований к составу работников. Если раньше любая компания могла нанять двух аттестованных юристов на один час работы в месяц по совместительству и под этим соусом получить лицензию, то теперь она не сможет это сделать, так как для этих работников данная компания должна быть основным местом работы.

Я так понимаю, вам сложнее всего, поскольку если я занимаюсь каким-то конкретным видом деятельности, то я, соответственно, и читаю изменения относительно своего вида деятельности. Юристам же, по ходу дела, приходится разбираться во всем…

Естественно.

Придется ли субъекту хозяйствования, занимающемуся лицензируемым видом деятельности, получать новую лицензию? Или можно будет работать в соответствии с ранее выданной лицензией до истечения срока ее действия?

Здесь все зависит от того, что стало с тем или иным видом деятельности с 1 января. Если какие-то лицензионные требования изменились, то до 1 марта необходимо все привести в соответствие с новыми требованиями и соответствующим образом уведомить лицензирующий орган. Если же ничего не изменилось, то можно спокойно продолжать работу до истечения срока действия лицензии.

Частично вы уже ответили на мой следующий вопрос. Поменялись ли подходы к приостановлению, прекращению и аннулированию лицензии? Если я правильно понимаю, то каждый вид деятельности имеет какие-то свои особенности?

Если раньше этому вопросу было посвящено несколько пунктов, то сегодня это отдельный раздел указа, посвященный аннулированию, возобновлению, приостановлению или прекращению действия лицензии. И там, действительно, много как концептуальных изменений, так и технических. В моем понимании концептуальное изменение – это систематизация того, что является прекращением лицензии, а что является ее аннулированием. Если раньше, когда вы нарушили лицензионное требование, вам выписывали предписание об устранении данного нарушения, а вы не устраняли, и вашу лицензию аннулировали, то это было основанием для прекращения лицензии. Теперь два этих вида – прекращение и аннулирование лицензии - разведены. И сегодня аннулирование лицензии, если не вдаваться в детали, это все те случаи, когда лицензия была выдана изначально неправильно и поэтому она аннулируется с момента ее выдачи. Допустим, что решение о выдачи лицензии было незаконным или вы предоставляли недостоверные сведения, или же вы не пришли за лицензией в течение шести месяцев после ее выдачи. Во всех этих случаях лицензия аннулируется сразу же, с момента ее выдачи.

А прекращение является довольно длительной процедурой. Сначала вы что-то нарушаете, вам выдают требование об устранении нарушения. И если вы не устраняете нарушение, то вам прекращают лицензию. Возможно, для отдельных коммерческих организаций это и не столь принципиально, но на самом деле это очень важная вещь, поскольку она четко систематизирует – что является одним, а что является другим и снимает возможность бесчисленных толкований и раздумий над тем, что же все-таки там произошло.

Также очень интересное изменение произошло в части уточнения момента, с которого прекращается лицензия. Если раньше лицензирующий орган выносил решение и указывал дату прекращения, то сегодня это развернутый перечень ситуаций. И если вас признали недееспособным – то с такого-то периода, если вы реорганизовались – то с такого, а если ликвидировали – то с такого. Все это очень полезно, поскольку позволяет избежать всевозможных трактовок, толкований, да и произвола в лицензирующих органах.

Следующий пример. Когда вам выносят требование об устранении нарушения, вы должны были отчитаться, что вы эти изменения внесли и все нарушения устранили. Это требование было раньше, и оно есть и теперь. Но в указе четко прописано, что если вы не сообщили своевременно в лицензирующий орган о том, что вы устранили все нарушения, то это является основанием для прекращения лицензии.

Поскольку вы представляете как аудиторские, так и юридические услуги, то мы не могли не спросить – согласно указу лицензирование аудиторских услуг отменено, а юридических – нет. Какие последствия будет иметь отмена лицензирования аудиторских услуг?

Поскольку я юрист, а не аудитор, то мне трудно судить, что произойдет с аудиторским рынком, но мне кажется, что нового будет мало. Объясню почему. Для таких видов профессиональных услуг не столь принципиально получить лицензию, сколько найти квалифицированного и умного сотрудника, который кроме всех своих достоинств имеет также и все необходимые аттестаты. Это в равной степени применимо и к аудиту, и к юридическим услугам. И я не думаю, что после отмены лицензирования общего аудита произойдет резкий взрыв и на рынок хлынут бесчисленные орды аудиторских организаций, которые начнут всех давить и что-то радикально изменится. Этот рынок в значительной степени поделен и вряд ли там произойдет что-то, что этот расклад изменит.

Один из видов деятельности, на которые планировалось отменить лицензирование, но не получилось – юридический. Скажите, как юристы относятся к идее отмены лицензирования этого вида деятельности? На ваш взгляд, на пользу ли вашей сфере пошла бы отмена лицензирования?

Я сторонник лицензирования юридической деятельности. Что такое аудит? Это бесчисленное количество стандартов, утвержденных либо на международном, либо на белорусском уровне. Деятельность аудиторов очень четко регламентирована – существенность, материальность, выборка, что проверять, что не проверять и так далее. Поэтому отменить лицензирование аудита намного проще, поскольку аудиторы и так ограничены бесчисленным количеством нормативно-правовых актов, которые требуют, чтобы они делали аудит именно так.

Что же касается юридического рынка, то здесь такого нет. Нет каких-то единых общемировых стандартов, нет единых общемировых подходов. И получается что здесь – кто во что горазд. Лицензирование, конечно, не помогает решить эту проблему, но оно хотя бы обеспечивает необходимый минимальный уровень квалификации людей, которые будут оказывать юридические услуги. Поэтому лично я либо за лицензирование, либо, как минимум, за появление очень сильной саморегулируемой организации, которая будет детально мониторить то, что происходит с юристами.

То есть вас устраивает сохранение лицензий на юридическую деятельность?

Думаю, что на самом деле там не было такой потребности рынка в том, чтобы что-то изменилось. А раз нет потребности, то и не стали менять.

Сегодня юристов-хозяйственников беспокоит не этот вопрос. В настоящее время разрабатывается проект Закона об адвокатской деятельности, в рамках которого планируется как юристов-хозяйственников, так и адвокатов, объединить в рамках адвокатских образований. И это мало приветствуется именно юристами-хозяйственниками, потому что накладывает очень серьезные ограничения на их деятельность. Раньше предполагалось, что адвокатская деятельность будет не коммерческой и, соответственно, все юристы-хозяйственники по каким-то причинам предполагаются в качестве действующих на некоммерческой основе.

Сегодня идет очень активная дискуссия по поводу этого проекта Закона. В частности, для меня как представителя иностранной юридической фирмы там содержится ряд очень неприятных положений, которые могут существенно осложнить нашу работу. Поэтому мы активно работаем и с Минюстом, и с коллегами, чтобы попытаться изменить что-то в этом проекте, и чтобы всем было хорошо работать.

Так что вопрос лицензирования меня не очень беспокоит. Больше волнует, что произойдет после принятия Закона об адвокатской деятельности, и смогут ли иностранные юрфирмы продолжать работать в Беларуси.

Вы говорили, что у вас большое количество клиентов и интересно было бы узнать, какая реакция у ваших клиентов на изменение порядка лицензирования субъектов хозяйствования из сфер деятельности, которых коснулся указ? Казалось бы, что большинство будет радоваться этому шагу. А, например, турфирмы опасаются, что на смену лицензированию придут какие-то более неудобные формы контроля…

Приведу в пример нашего розничного клиента. Для того, чтобы открыть какой-то розничный магазин, например, вам, помимо лицензирования, надо будет пройти еще и семь кругов ада: пожарная служба, санэпиднадзор, милиция… Затем надо будет пойти в Мингорисполком, согласовать режим работы и ассортимент товара. На все это вы тратите просто немереное количество времени.

И на всем этом фоне отмена лицензии - не самое великое достижение. Да, лицензирование отменили, но ты все равно должен сделать еще двадцать пять административных действий, чтобы все-таки начать делать дело. И именно поэтому многие клиенты воспринимают эту новость именно так – отменили, ну и хорошо, отлично. Но хорошо было бы, если бы лицензирование не заменили чем-то другим, ведь сейчас идут очень серьезные дискуссии по поводу аттестации, сертификации…

Также необходимо будет снять и другие административные барьеры, потому что для нашего розничного клиента, которого я уже упоминал, есть и гораздо более важные проблемы, нежели лицензирование.

То есть они ждут еще какие-то изменения?

Конечно. Как я отметил в самом начале, отмена лицензирования - это очень хороший первый шаг с точки зрения снятия административных барьеров. Но это не значит, что на этом надо остановиться и закончить. Надо двигаться дальше в этом направлении, в той мере, в которой это приемлемо для государства.

Ваших клиентов не беспокоит то, что эти новые формы мониторинга, о которых вы частично упомянули, окажутся еще более сложными и забюрократизированными?

В последнее время на эту тему я слышу очень много опасений и страданий, но пока я еще не слышал представителей государства, которые говорили бы о том, что они это введут. Возможно, мы чрезмерно опасаемся этого и на самом деле все не так страшно. Взять тех же аудиторов… Было бы логично, если бы существовала какая-то единая саморегулируемая организация, которая обеспечивала бы надлежащий уровень каждого конкретного аудитора.

Или для строительных организаций, чья деятельность также не будет лицензироваться с 1 января 2011 года, также было бы логично, если существовал бы какой-то общественный инструмент – та же саморегулируемая организация, которая будет обеспечивать надлежащее качество работы членов этой организации.

Саморегулируемая организация – это нормальный, цивилизованный, европейский инструмент, который часто приходит на смену лицензированию.

Но пока еще трудно сказать, что произойдет. Пока же я слышу только опасения со стороны других юристов и коммерческих организаций.

Возможно мы зря опасаемся. Может быть, надо все-таки доверить государству и все произойдет именно так, как и было объявлено официально.

1 января 2011 года указ вступит в силу. Какие последствия это будет иметь в краткосрочной и среднесрочной перспективе и для новых игроков, и для тех, кто уже присутствует на рынке?

Безусловно, отмена лицензирования - положительный факт, и многие компании, которые только собираются выйти на рынок, учтут данные обстоятельства. Но очевидно также и то, что лицензирование не является тем системообразующим фактором, при наличии или отсутствии которого принимается решение о выходе либо не выходе на рынок. Компании учитывают большое количество факторов. А отсутствие лицензирования – дополнительный плюс, в том числе и для тех, кто хочет начать что-то делать в Беларуси.

Если же смотреть на все это в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то очевидно, что отмена и изменения в лицензировании станет своего рода сигналом бизнесу, мировому сообществу и инвесторам о том, что Беларусь открывается, снижая административную нагрузку на бизнес. Естественно, это будет воспринято позитивно. Не исключаю, что это как-то отразится на позиции Беларуси в рейтинге Всемирного банка Doing business, и благодаря этому мы поднимемся на несколько пунктов.

У меня складывается впечатление, что это в какой-то степени имиджевая вещь…

Безусловно. Фактор имиджа принимался во внимание. Было бы странно, если бы государство не думало об этом.

Пользователи интересуются: "До конца года еще есть время. Что делать, если срок лицензии уже истекает в ближайшее время? До конца текущего года придется получать новую лицензию?"

Если лицензирование интересующего вида деятельности со следующего года отменяется, то лицензию продлять не нужно. Можно доработать по этой лицензии, а дальше уже работать без нее.

TUT.BY – смотри, слушай, читай…