Общество


Мария Подцероб, /

Деньги приносят счастье, если зарплата не превышает $75 000 в год ($6250 в месяц). К такому выводу пришли экономист из Принстона Ангус Дитон и израильский психолог, лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман в исследовании, опубликованном в сентябре этого года в The Wall Street Journal. Ученые проанализировали данные опроса 450 000 американцев, проведенного в 2008-2009 гг. исследовательской компанией Gallup. Выяснилось, что люди с заработком ниже магической цифры радуются каждому повышению зарплаты, и это делает их счастливее. Для тех, кто зарабатывает больше, деньги перестают быть источником повседневного счастья.

Нигде не больше

Опрос, проведенный осенью исследовательским центром портала Superjob.ru, показал, что для счастья среднему россиянину достаточно 100 000 руб. в месяц. И 84% работников недовольны окладами.

Деньгами можно мотивировать человека на короткий срок, считает Александр Малис, президент компании "Евросеть". Павел Ромашин, директор по корпоративной культуре "Евросети", утверждает: "У нас зарплаты продавцов в Москве варьируются в диапазоне 70 000 - 100 000 руб., а в регионах — 30 000 - 50 000 руб.". При этом рядовой сотрудник офиса компании жалуется: "Уровень зарплаты меня беспокоит. У нас она средняя по рынку, и больших карьерных перспектив в компании я для себя не вижу, а значит, много не заработаю".

Раньше легко можно было перейти из одной компании в другую со значительным повышением зарплаты, сейчас заработки стали более ровными. Кроме того, сегодня сложнее уйти с одного места работы на другое с резким повышением в должности, говорит Юрий Вировец, президент компании интернет-рекрутмента HeadHunter. "Из-за отсутствия перспектив люди ощущают бессмысленность труда, что не прибавляет им счастья, — говорит он. — У нас вообще агрессивное общество и агрессивная бизнес-среда, где мало людей выглядят счастливыми".

Несчастливых не брать

"Я не беру на работу неблагополучных людей", — заявляет Мария Кичеева, совладелица ателье гастрономических подарков "Хэппипак". На собеседовании она отсеивает кандидатов со сложной биографией, да и собственных сотрудников просит не приходить на работу в подавленном настроении. "Если девушка утром рассталась с возлюбленным, пусть лучше возьмет отпуск", — говорит Кичеева.

Как можно увлекаться работой и чувствовать радость жизни, если твой начальник часто повышает голос и никогда тебя не хвалит, недоумевает Ольга Подлесная, бывший PR-директор компании, производящей водку "Казенка". "На последнем месте работы мое общение с руководством строилось по принципу "я начальник, ты дурак", задачи менялись каждый день, денег на развитие не давали и даже проекты с бюджетом в 40 000 - 50 000 утверждали с трудом", — вспоминает она. Через полгода она ушла из компании.

Юна Скобликова, гендиректор хедхантинговой компании Green Street, говорит, что только 50% российских работодателей заботятся о поощрении сотрудника. Другая половина считает персонал расходным материалом, который можно использовать и выбросить. Кроме того, в нашем бизнесе действует репрессивная система мотивации, продолжает она. Хорошо, если тебя не ругают, а похвалы и вовсе не дождешься. Скобликова вспоминает одного знакомого, которого неожиданно похвалил начальник: "Человек был настолько ошарашен, что два часа пребывал в эйфории и не мог заниматься работой".

Измеряется премией

Наши работодатели не могут платить сотрудникам высокие зарплаты, но поощрить и показать, что ты в человека веришь, можно всегда, говорит Татьяна Готлиб, психолог и старший консультант консалтинговой компании Formatta. "Важно создать дружественную атмосферу", — думает Елена Селиванова, вице-президент по кадровой политике компании "Мечел".

По наблюдениям Натальи Федрушковой, владелицы тимбилдинговой компании Smartberry Event Solutions, в условиях экономического кризиса многие компании отдают предпочтение маленьким мотивационным мероприятиям.Так, недавно одна производственная компания пригласила в конце рабочего дня двух гадалок. К ним тут же выстроилась очередь сотрудников. "На предприятии работают женщины среднего возраста. Руководству захотелось сделать им приятное", — объясняет Федрушкова. Большим успехом пользуются фотосессии в офисе. Женщинам нравится, когда приглашают еще и визажиста и стилиста, рассказывает она.

"Работодатели устраивают людям увеселительные мероприятия, вместо того чтобы решать их реальные проблемы", — ворчит Алексей Волков, бывший директор по маркетингу компании Tervolina. "Я бы лучше пустил деньги на соцпакет", — вторит Алексей Ананьин, руководитель Института системного мониторинга экономических процессов.

"Даже успешные топ-менеджеры, переходя работать в другие отрасли, обязательно упоминают в резюме премии, которые они получали", — рассказывает Скобликова из Green Street. Ведь премии говорят не только об их финансовых успехах, но и о том, как ценили их прежние работодатели и насколько успешны они были на предыдущей работе.
Нужные услуги в нужный момент
-41%
-10%
-20%
-20%
-14%
-10%
-50%
-50%
-50%
-10%