Общество


Тихон Клишевич, /

"Ежедневник" и деловой журнал "Бизнес-ревю" провели специальное исследование того, какие непрофильные бизнес-направления привлекают белорусских бизнесменов.

Вкусно поесть и выбросить адреналин, болея за свою команду на спортивных площадках, – главные увлечения белорусских предпринимателей вне основного бизнеса. Многим из них приходится уделять какую-то часть своего времени "выращиванию" яиц и дойке коров, но это, так сказать, неотъемлемое побочное бизнес-ответвление в рамках социальной нагрузки. А по зову души нашим предпринимателям интересно еще и открывать брендовые бутики, продюсировать начинающих белорусских звезд, редактировать газеты, разводить элитных собак и развозить VIP-пассажиров на собственных вертолетах.

"Овсянка, сэр…"

Белорусы не отстали от своих коллег, по крайней мере в СНГ, которые хотят иметь ресторан или рестораны для себя любимого и для своих друзей. Обычно это имиджевые проекты. Но не исключено, что увеличение интереса и денежных вливаний в них приведут к тому, что из представительского проекта вырастет самодостаточный, развивающийся и, главное, прибыльный бизнес.

В отношении белорусских бизнесменов можно сказать, что этот переход получился или получается у трех человек – Юрия Чижа, нефтяника Анатолия Тернавского и владельца сети АЗС и офисных центров Александра Центера.

Юрий Чиж, как и некоторые из его коллег – белорусских олигархов, мог ограничиться одним представительским рестораном. Претенциозный "Ракаўскi бровар", открытый в 1997 году, вполне мог сгодиться для этой цели. Однако Юрий Чиж как-то втянулся в этот рынок и сегодня продолжает с разной степенью успешности выстраивать свою ресторанную империю.

Центральным звеном ресторанного бизнеса Ю. Чижа является "Ракаўскi бровар". При всей критике в адрес этого заведения следует признать, что другого такого ресторана, который на протяжении уже более 10 лет без серьезного ребрендинга и рестайлинга выдерживает определенный уровень, в Беларуси пока не было.

Бизнесмену также принадлежат элитный ресторан La Crete d’or ("Золотой гребешок"), две кондитерские "Салодкi фальварак", кафе "Овертайм" в одноименном клубе и приобретенный относительно недавно ресторан "У Францыска". За пределами МКАД Ю. Чиж имеет ресторан "Гасцінны маёнтак" в горнолыжном курорте "Силичи" и заведение на базе отдыха "Сябры" под Семково. Оставлять это направление бизнесмен не собирается, более того, у него в планах открытие еще нескольких заведений.

Анатолий Тернавский, представляющий в Беларуси международную нефтяно-девелоперскую группу "Юнивест", в этом году "развел" два своих проекта в сфере общественного питания. По одну сторону у него оказалась компания, которая управляет элитным и представительским минским рестораном Bella Rosa, по другую – бизнес, в задачу которого входит развитие сети демократичных пиццерий Limoncello.

У Александра Центера, владельца группы компаний "А-100", рестораторский интерес также лежит в демократичном сегменте. Ему принадлежит сеть заведений Sun Café, расположенных в Минске и его окрестностях.

В окрестностях белорусской столицы, на своем достаточно приличном земельном "пятачке", выстраданном все-таки у властей, "непрофильный" бизнес держит и владелец Торгового дома "Ждановичи" Евгений Шигалов. В активе у него есть все, чтобы релаксировать на месте, без выезда в "центр" – мини-пивзавод, ресторан "Градский паб", клуб "Орион", бильярдная "Шпиль" и детский центр "Космо".

Впрочем, те бизнесмены, которых по разным причинам не устраивают заведения Прокопьева, держат свои рестораны преимущественно и именно в центре белорусской столицы.

В их числе, например, Юссеф Недал Амин, совладелец девелоперской компании "Кравира". Сирийцу по происхождению, постоянно проживающему в Минске со времен распада Советского Союза, принадлежит ресторан "Мирский замок".

Александр Артюхович из компании VDS, занимающейся производством рекламного оборудования, в прошлом году на городском аукционе выкупил знаменитое с советских времен кафе "Бульбяная". Заведение после рестайлинга вновь принимает клиентов.

Уже достаточно давно инвестирует в свой ресторан Boulevard Дмитрий Неверкевич из компании "Европкар", которая под этим известным брендом занимается сдачей в прокат автомобилей.

Доли в ресторанах имеют известные белорусские туристические аксакалы Алексей Стрельченко и Иван Чур. Относительно недавно своим местом для встреч обзавелся один из совладельцев "Белтехэкспорта" Александр Садовой. В районе площади Победы находится ID-бар, который связывают с его именем.

И это далеко не полный перечень бизнесменов, которые вложились в кухни народов мира и в известной степени – в свой имидж.

Релаксаторы

Услуги по активному и просто отдыху – это еще одно достаточно популярное направление непрофильных вложений ряда бизнесменов.

В нем также преуспел Юрий Чиж. У бизнесмена и горнолыжный комплекс под Логойском, и база "Сябры" в Семково, и ночной клуб "Овертайм" в Минске. Родной брат бизнесмена управляет охотничьим хозяйством в родном Березовском районе.

Известный банкир, а ныне еще и не менее известный застройщик сел и весей нашей латиноамериканской союзницы Венесуэлы Виктор Шевцов в свое время выкупил у бизнесмена Евгения Будинаса музей народных промыслов "Дудутки". Объект весьма популярен, но, несмотря на это, вряд ли это увлечение бизнесмена приносит ему больше, чем тратится на его содержание.

Совмещение спорта и отдыха вкупе с клубным форматом также пользуется спросом в Беларуси. Любителей пострелять объединяет Sporting Club, принадлежащий главному белорусскому дистрибутору косметических товаров и средств бытовой химии Андрею Геращенко. А любителей большого тенниса под свое крыло взял не менее известный клубный проект WIMS Ивана Тимашкова, у которого основные бизнес-интересы сосредоточены в производстве теплообменного оборудования.

"Команда, без которой не прожить"

В целом спорт – достаточно популярное увлечение среди белорусских бизнесменов. А в одном случае это увлечение даже переросло в достаточно интересный бизнес.

Речь, конечно же, идет об Анатолии Капском, владельце борисовского футбольного клуба БАТЭ. Его проект теперь исправно приносит ему деньги в виде комиссионных за выход в различные стадии европейских турниров и с трансферов футболистов. Трудно сказать даже, где сейчас он больше зарабатывает – на футболе или на доле в ОАО "БАТЭ", производящем комплектацию для автомобиле- и тракторостроительной отраслей.

Таких высот, как Капскому, в монетизации спорта в Беларуси еще никому не удавалось достичь. Хотя пытались многие. В том числе и Юрий Чиж, который с 1999 года пытается сделать суперклуб из минского "Динамо". До него на этом же бренде пытался заработать еще один бизнесмен – Евгений Хвастович.

У Хвастовича совсем не получилось, а у Чижа пока получается удивлять общественность лишь рекордной частотой смены тренеров.

Попытки других бизнесменов инвестировать в футбол были еще менее удачными. Вышел в итоге из этой сферы владелец "Дариды" Владимир Делендик, распустивший клуб, а стадион продавший тому же Чижу. Еще меньшим оказался срок инвестиций в футбольный проект у крупного регионального дистрибутора фруктов и овощей Виталия Ниса. Хотя его клуб – могилевский "Савит" – все же провел один год в высшей лиге белорусского чемпионата.

А вот в хоккее с этого года полная монополия государства: солигорский "Шахтер" содержится на средства калийного объединения, акционером участника Континентальной хоккейной лиги минского "Динамо" является Городейский сахарный комбинат и т.д. Единственная команда, созданная с негосударственным участием, на деньги акционеров "Керамина", в 2010 году самоликвидировалась без внятного объяснения причин. В свое время такая же участь была уготована не менее яркой хоккейной дружине "Тивали", которую содержал бизнесмен Игорь Макаед.

В баскетболе схожая ситуация. Директор рыбной компании "Виталюр" Александр Яцук был вынужден поставить крест на одноименном участнике чемпионата страны, в котором он четырежды становился первым.

В белорусский спорт инвестируют с разной степенью успеха и иностранные бизнесмены. Самые известные проекты с их участием – в гандболе и футболе.

Достаточно серьезные инвестиции в Брестский гандбольный клуб имени Мешкова сделали россияне Александр и Сергей Мешковы. Братья – сами очень серьезные бизнесмены, особенно Александр, который является советником председателя правления ОАО "Газпром" и членом совета директоров Белгазпромбанка.

А вот с футболом связана менее успешная попытка иностранного инвестора. Литовский банкир Владимир Романов, владелец шотландского "Хартса" и литовского "Каунаса", несколько лет назад приобрел вместе с правом застройки стадиона "Трактор" и команду, базировавшуюся на этом объекте. Но с началом кризиса у бизнесмена, похоже, возникли проблемы (как пример: в 2010 году он впервые не попал в топ-40 самых богатых литовских предпринимателей), и МТЗ-РИПО, превратившись недавно в "Партизан", в итоге покинул высшую лигу.

Отметим также, что в свое время интерес к вложениям в белорусский футбол проявлял выходец из Беларуси, владелец сети продовольственных магазинов "Виктория" и "Алми" Александр Зарибко. Сам близкий к футболу (он окончил СДЮШОР в родном Пинске), бизнесмен планировал создать футбольную академию. Но потом передумал.

Взялись за яйца…

А вот бывшие колхозы и совхозы, которые висят на балансе многих частных бизнесов, – это в большинстве случаев "увлечение", идущее не от души, а от необходимости.

У большинства бизнесменов этот непрофильный актив появился приблизительно в одно и то же время – в 2005–2006 годах. Напомним, что годом ранее, в 2004 году, Александр Лукашенко издал указ о необходимости оздоровления убыточных сельскохозяйственных предприятий путем привлечения к этому делу частников. И местные власти кинулись наделять наиболее успешные структуры этими активами.

Только в Минской области в 2005–2006 годах состоялась передача бизнесменам около двух десятков убыточных колхозов и совхозов.

В Борисовском районе Алексею Ваганову из "Лада ОМС Холдинг" досталась "Гвардия", Юрию Аверьянову из "Ростэма" передали хозяйство в Вилейском районе, Юрию Чижу – СПК "Вераги" на Логойщине.

Павел Топузидис, владелец "Табак-Инвеста", получил шефство над хозяйством "Бояновичи" на Любанщине, на самой южной окраине Минской области. В этом плане Евгению Шигалову повезло больше: ему достался в Минском районе совхоз имени Ульянова.

Частным акционерам "Амкодора" во главе с Александром Шакутиным и Упендрой Махатой предлагали тогда убыточные хозяйства в нескольких местах. Но они сами постарались, чтобы им досталось хозяйство на родине президента – нынешнее "Амкодор-Шклов" в Шкловском районе. Крупнейший производитель парфюмерии и косметики в Беларуси Виктор Терещенко ("Белита"/"Вітэкс") тогда стал собственником СПК "Теплень" в Узденском районе. В этом же районе хозяйство с многозначительным названием СПК "Малиновый" предлагалось Юрию Данькову.

Наверное, Шигалов наиболее успешно внедрил полученный таким образом актив в свою бизнес-империю. Для большинства частников сельское хозяйство – это лишний довесок к их бизнесам, причем на который еще и приходится тратить довольно приличные деньги без главного – без личного удовлетворения.

Но отказаться от этого "довеска" крайне сложно. Это оказалось не под силу даже стратегическим иностранным инвесторам, которые позже покупали компании с навешенными на них колхозами. И в итоге сейчас в собственности российского Банка ВТБ в Беларуси помимо купленного Славнефтебанка находится и бывшее хозяйство "Калачи" в Логойском районе. Сбербанк России, в прошлом году купив БПС-Банк, вместе с ним приобрел и СПК "Нарочанская нива" в Мядельском районе. Даже финны из Kesko вынуждены сейчас считаться с тем, что у них в Беларуси есть свой колхоз – бывший СПК "Приречье" в Березинском районе. Он достался им вместе с частной сетью DIY – магазинов "ОМА".

Впрочем, некоторым все же повезло. Избавились от своей сельскохозяйственной нагрузки в Стародорожском районе акционеры ЗАО "Банк реконструкции и развития", продал свою "гвардейскую" птицефабрику и Алексей Ваганов.

Бутики, газеты, вертолеты

Во что еще вкладывает белорусский бизнес для души и имиджа? Перечень достаточно обширный, выделим только наиболее популярные сферы.

Это те же бутики. Юрий Чиж, например, представляет в Беларуси бренд Corneliani. Владельцу компаний "Автобизнес" и "Вуатюр де Франс", занимающихся строительством и продажами автомобилей, Дмитрию Розуму принадлежит бутик "Дипломат" (бренд Emmanuele Khanh).

У того же Розума достаточно большой актив в издательском деле – он издает журналы "Автосалон", TAXI, имеет лицензию Autobild. Хотя, наверное, это направление все-таки можно отнести к одному из его основных бизнесов. А вот газета "Обозреватель", которую редактирует владелец компании по производству нижнего белья Сергей Атрощенко, все-таки, скорее, его непрофильный актив.

Некоторые бизнесмены нашли свое призвание в продюсерской деятельности. Самый известный из них – совладелец парфюмерно-косметической компании "Модум – Наша косметика" Виктор Лобкович. На протяжении нескольких лет он был генпродюсером проектов Comedy Club Minsk Style и "Наша Белараша".

Свой продюсерский центр ("Спамаш") имеется у акционера "Амкодора" Александра Шакутина.

Реализация пивного проекта обувного короля Беларуси Николая Мартынова "Двинский бровар" изначально предполагала появление на белорусском пивном рынке крупного игрока. Но сейчас, после прихода в Беларусь мировых компаний, он тоже непрофильный актив.

У уже упоминавшегося Павла Топузидиса, продающего, кроме всего прочего, небольшие вертолеты, организована доставка VIP-персон в различные регионы страны. Для этого в Национальном аэропорту работают два вертолета с командой из братьев-близнецов.

Наконец, хотелось бы упомянуть про любителей животных.

Владимиру Япринцеву, совладельцу "Трайпла" и члену Национального олимпийского комитета, принадлежит питомник среднеазиатских овчарок. Еще одним известным среди белорусских бизнесменов собаководом является один из руководителей клиники "Новое зрение" Олег Ковригин. В своем питомнике он разводит такую породу, как американская акита. 

Нужные услуги в нужный момент
-25%
-30%
-15%
-20%
-20%
-50%
-10%