КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса
Банки
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия

Деньги и власть


Дмитрий Заяц, /

Одно из самых авторитетных международных рейтинговых агентств Moody’s опубликовало отчет о состоянии банковской системы Беларуси. В своем отчете эксперты агентства привели данные, которые меняют представление о реальном положении дел в белорусских банках.

Банковская система Беларуси сегодня включает 31 действующий банк, в том числе четыре государственных. На долю госбанков приходится почти три четверти активов всей банковской системы (по состоянию на 1 октября — 73,4%).

Однако, несмотря на доминирование государства в банковском секторе, доходность в частных банках, отмечают в своем отчете эксперты Moody’s, выше, чем в государственных. Такое положение дел аналитики агентства объясняют разными условиями кредитования.

Частные банки выдают кредитные ресурсы на рыночных условиях. В то же время госбанки занимаются в рамках госпрограмм льготным кредитованием, что существенно снижает их доходность, отмечают авторы отчета.

Кроме этого, по данным Нацбанка Беларуси, обслуживание госпрограмм приводит к росту проблемных активов в банковском секторе. По информации Naviny.by, наибольший объем проблемных активов сосредоточен сегодня именно в государственных банках.

По данным официальной статистики, доля проблемных активов в банковской системе составляла на 1 октября 4%. Вместе с тем аналитики Moody's оценивают уровень проблемных активов в банковской системе Беларуси гораздо выше.

"Уровень проблемных активов в белорусских банках выше тех данных, которые отражены в их официальных отчетах, — сообщил Naviny.by младший вице-президент — аналитик Moody's Максим Богдашкин. — По нашим оценкам, 10-15% активов в банковской системе Беларуси являются проблемными".

Разницу в оценке проблемных активов Максим Богдашкин объясняет следующим образом.

"Многие крупные предприятия поддерживаются государством, благодаря чему они продолжают выполнять свои обязательства перед банками, — рассказывает Максим Богдашкин. — Однако государству становится все сложнее поддерживать неэффективные предприятия. Мы полагаем, что рано или поздно у таких предприятий возникнут сложности по обслуживанию своих финансовых обязательств перед банками".

По прогнозу Moody’s, часть проблемных активов белорусским банкам удастся улучшить.

"Общий уровень потерь будет ниже, чем размер проблемных активов, — говорит Максим Богдашкин. — По нашим прогнозам, из 15% "плохих" долгов 11% активов принесут банкам потери".

Высокий уровень потерь по отношению к проблемным активам аналитики Moody’s связывают с несколькими факторами.

"Сложности, связанные с реализацией залогового имущества, повышают риски потерь по проблемным активам, — отмечает Максим Богдашкин. — Во-первых, в Беларуси сложно наложить взыскание на имущество государственных компаний. Во-вторых, рынок залогового имущества отсутствует. Это увеличивает размер потерь, которые несут банки в случаях, когда активы становятся проблемными".

В отчете Moody’s установлен "негативный" прогноз развития банковской системы Беларуси.

"Прогноз развития банковской системы остается "негативным", так как операционная среда для работы финансовых институтов остается в Беларуси сложной, — подчеркивает Максим Богдашкин. — Мы видим серьезные риски в макроэкономической сфере и считаем, что они могут привести к ухудшению качества кредитных портфелей банков, снижению ликвидности банковского сектора".

По оценкам Moody’s, стабильность в банковской сфере очень сильно зависит от волатильных факторов в экономике.

"Ситуация в экономике страны будет определять состояние банковской сферы. Беларуси предстоит решить ряд серьезных проблем, связанных с покрытием дефицита бюджета, отрицательного сальдо торгового баланса, — говорит Максим Богдашкин. — От решения этих проблем будет зависеть способность государства оказывать ресурсную поддержку банкам".

По мнению эксперта, невозможность государства оказать ресурсную поддержку банкам может замедлить темпы кредитования в стране.

"В случае ухудшения ситуации в макроэкономике способность государства оказывать ресурсную поддержку банкам будет ограничена. Соответственно, это, с одной стороны, может привести к замедлению темпов кредитования, а с другой — к ухудшению ситуации в реальном секторе экономики", — резюмировал Максим Богдашкин.

Второе следствие является вполне закономерным, учитывая ту роль, которую играют белорусские банки в судьбе реального сектора экономики. По данным Нацбанка, банковский сектор в 2006-2010 годах оказывал нарастающую финансовую поддержку реальному сектору экономики. Требования банков к экономике за это время увеличились более чем в 6 раз.