Общество


Андрей Коровайко, /

В Байнете запущен новый партнерский проект белорусского портала TUT.BY и лидера российского рынка интернет-рекрутмента HeadHunter – сайт по поиску работы и персонала в Беларуси RABOTA.TUT.BY. Сайт Jobs.tut.by был запущен порталом TUT.BY в 2001 году.

За 9 лет он стал крупнейшим джоб-сайтом Беларуси с месячной посещаемостью 28 500 уникальных посетителей в сутки (380 000 уникальных посетителей в месяц). Сегодня он интегрируется с сайтом hh.by и получает синонимичное имя и URL: RABOTA.TUT.BY.

Что это принесет белорусскому ресурсу? Как будет строиться стратегия его дальнейшей работы? Как развитие ресурса повлияет на рынок рабочей силы в Беларуси? На эти вопросы в эфире TUT.BY ответил Юрий Вировец, президент группы компаний HeadHunter (hh.ru).

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Расскажите о сотрудничестве с нашим ресурсом RABOTA.TUT.BY. В чем оно заключается?

Сотрудничество заключается в двух аспектах. Первый – это технологическая часть: мы ставим на раздел "Работа" на портале TUT.BY свою технологическую платформу, которую разрабатывали, совершенствовали в течение последних десяти лет. Раздел уже работает и будет работать на нашей технологической платформе, которая, мы считаем, находится на уровне мировых стандартов. Мы много общаемся с коллегами из других стран, видим, кто и что делает, и понимаем, что это, действительно, очень современная и отвечающая всем необходимым требованиям технологическая база.

Второй аспект сотрудничества – это работа с пользователями и клиентами. У сайта RABOTA.TUT.BY есть две категории пользователей – работодатели, которые ищут сотрудников, и соискатели, которые ищут работу. И с теми, и с другими нужно проводить работу.

Обычно бизнес job-сайта строится следующим образом. Есть персональные менеджеры, менеджеры по работе с клиентами, которые занимаются работодателями, теми, кто платит деньги и размещает вакансии, ищет сотрудников. Отдельный блок работы ведется с теми, кто ищет работу: их нужно убедить в том, что сюда нужно прийти, разместить свое резюме, объяснить, почему это поможет им найти лучшую работу. Это относится к работе службы маркетинга, и это тоже аспект нашей работы с TUT.BY – маркетингом занимается портал, а обслуживание клиентов полностью на нас. Этим мы начали заниматься в России много лет назад, этим мы занимаемся в Украине, в Казахстане, в трех прибалтийских странах – то есть накоплен достаточно большой опыт по тому, как работать с клиентами, как заниматься обслуживанием работодателей, чтобы им было удобно, приятно, комфортно. Если хорошо на сайте работодателям, то обязательно будет хорошо и соискателям, потому что работодатели будут размещать интересные и качественные вакансии, что и является главной целью любого job-сайта.

В чем конкретно уже изменился ресурс с переносом его на новую платформу?

Изменился внешний вид ресурса, хотя мы постарались сохранить общий стиль, присущий порталу TUT.BY. Основные изменения касаются модели взаимоотношений между работодателем и соискателем, и это вызывает наибольшие вопросы пользователей. Когда человек размещает свое резюме, то, во-первых, его просят заполнить гораздо больше полей, чем раньше, и, во-вторых, все резюме проверяются и далеко не все сразу публикуются.

Когда работодатель, рекрутер, менеджер по персоналу, кадровик просматривает огромное количество резюме, которые к нему приходят в ответ на вакансию, то для того, чтобы принять решение, кого пригласить на интервью, он руководствуется только той информацией, которая есть в резюме. Представьте себе картину: работодатель разместил вакансию, на нее пришло сто откликов, при этом физически он может пригласить максимум десять человек. Ему нужно из десяти выбрать одно, и единственный критерий, по которому он может принимать решение, - это то, что есть в резюме. Если в резюме написано очень мало или просто недостаточно, или по каким-то причинам из резюме нельзя понять, что собой представляет человек, то это создает очень большие трудности в работе нанимателя. Он вынужден либо руководствоваться каким-то случайным признаком – тыкать пальцем, кому повезет, а кому нет, - либо встречаться с теми, кто первый прислал резюме.

Мы же руководствуемся совершенно другой идеей: нужно дать работодателю возможность выбирать из максимально полного объема информации. Чем больше человек о себе написал, тем больше у него шансов быть замеченным работодателем и быть приглашенным на интервью. Мы требуем эту информацию не потому, что мы такие плохие и злые, а потому что это в их же интересах. Совершенно точно, что если человек пишет хорошее резюме, из которого понятно, где он работал, чем занимался, то это резко повышает его шансы найти хорошую работу. Я подробно останавливаюсь на этом, потому что это вызывает очень много вопросов.

Есть еще один важный момент, который тоже многие заметили и который вызывает недоумение: теперь мы очень часто во многих вакансиях не публикуем контактную информацию работодателя. Когда раньше человек видел вакансию и е-мейл работодателя или телефон, он мог ему напрямую позвонить. Сейчас есть только кнопка "Откликнуться ", размещенная внизу вакансии, он может ее нажать и резюме отправится работодателю. Мы считаем это очень важным, хотя, казалось бы, противоречащим логике пользователя.

Я уже говорил о необходимости того, чтобы сайт был удобен для работодателя. Если работодатель оставляет свой телефон на сайте, то этот телефон очень быстро раскаляется, и человек его отключает, е-мейл перестает читать, а резюме отправляются в корзину за исключением первых, которые попали вовремя. Таким образом, качество обработки откликов существенно понижается. Когда у работодателя есть ясная картина, какое количество откликов пришло на его вакансию, то качество обработки возрастает. Соответственно, улучшается качество работы с кандидатами, и от этого выигрывают все: работодатель получает лучших сотрудников, а у людей появляется шанс найти работу не потому, что они первые увидели вакансию, а потому что они лучше всех подходят на эту работу.

Что еще будет меняться? Как вы будете выстраивать работу ресурса?

Наша стратегия очень проста. Мы хотим сделать так, чтобы было удобно работать тем, кто нанимает. Это наши основные клиенты, и наш основной фокус – сделать инструмент, удобный и полезный для работодателей. Мы верим в то, что если будет удобно работодателю, то он будет этим пользоваться, и значит, будет появляться большее количество вакансий, большее количество людей будет находить работу через интернет, и в итоге от этого выиграют все.

Интересы тех, кто ищет работу, мы тоже учитываем, поэтому стараемся сделать так, чтобы им было достаточно удобно и понятно, как заполнять резюме. Но от них тоже требуется некоторое усилие для того, чтобы эти резюме заполнить.

Кстати, есть еще один очень важный момент: сайт теперь позволяет регулировать конфиденциальность размещения резюме. Можно составить резюме – мы требуем, чтобы там было достаточно много информации, включая имя, контакты, - но теперь оно не вешается на всеобщее обозрение: вы можете указать, какие компании могут видеть ваше резюме. Мы руководствуемся принципом, что через сайт люди должны давать и получать информацию всю, но не для всех.

В чем состоит сделка группы компаний HeadHunter с порталом TUT.BY? Уже поползли слухи, что Юрий Зиссер продал ресурс.

Нет, это не так. Есть совместное предприятие, которое на 50% принадлежит группе компаний HeadHunter и на 50% - УП "Надежные программы". Это совместный бизнес, речь не идет о продаже. Мы этот бизнес делаем вместе как партнеры, где каждый отвечает за свою часть: HeadHunter отвечает за технологии и работает с клиентами, а TUT.BY отвечает за маркетинг и привлечение кандидатов.

Кто выступил с инициативой? Почему вас заинтересовал именно наш ресурс?

Выступили с инициативой мы, и эта инициатива имеет довольно давнюю историю. Еще с 2007 года мы общались с представителями портала TUT.BY и обсуждали возможность совместной работы. Какие-то реальные очертания это приобрело в начале 2010 года. Это тоже часть нашей стратегии – мы хотим наши сервисы распространять на русскоязычный интернет, в каких бы странах он ни был. Бывший Советский Союз – это сфера наших интересов. Мы понимаем, как здесь устроены процессы подбора персонала, и считаем, что можем принести пользу тем людям, которые в них вовлечены.

Почему именно мы?

Мы стараемся сотрудничать с лидирующими площадками, а TUT.BY – безусловный лидер на рынке Беларуси. Других вариантов не было.

Какой, в принципе, у вас интерес в Беларуси? Злые языки поговаривают, что вы составляете базу данных белорусских соискателей, что вызовет отток белорусской рабочей силы в Российскую Федерацию, так как вы – российская компания. Вы пришли сюда заниматься хэд-хантингом или создавать новый белорусский ресурс?

Несмотря на название, мы хэд-хантингом не занимаемся. Мы только предоставляем технологическую интернет-площадку для общения кандидатов и работодателей. Если говорить о базе данных, то мы работаем в соответствии с законом о защите персональных данных: все данные, которые люди оставляют у нас, не могут быть куда-то переданы, за исключением тех компаний, куда люди отправляют свое резюме или открывают его определенным компаниям. Эти данные не могут быть использованы для других целей, кроме как в предложении работы.

Утечка мозгов и рабочих рук в другие страны на самом деле - процесс взаимный. Очень много кандидатов из России ищет работу в Беларуси, точно так же кандидаты из Беларуси ищут работу в России, в Украине, Прибалтике, Польше. Я не склонен драматизировать этот процесс, это нормальная миграция людей из одной страны в другую. Не нужно думать, что за нами стоит Кремль, который дал задание увести все мозги из Беларуси.

Есть ли какие-то отличительные черты у рынка труда в Беларуси по сравнению с Россией? С чем-то специфическим вы уже столкнулись?

Рынок Беларуси значительно более консервативен, чем рынок России или Украины. Работодатель гораздо более склонен нанимать сотрудников, прежде всего, по знакомству, по личным связям, и это нормально. Согласно мировым исследованиям, 80% всех наймов на работу происходит по знакомству, несмотря на развитие интернета и появление технологических новинок. Мы работаем в подборе персонала уже много лет, лично я – не человек интернета, я рекрутер, и не одну сотню людей я нашел сам и нанял. Мы видим, как развивалась технология управления персоналом, и в частности подбор персонала, по мере развития экономики в разных странах. Мы видим, как постепенно проникали технологии управления персоналом, которые приняты во всём мире. Людей нанимают не по принципу, что он друг, брат или сват, а потому что он профессионал, подходит для этой работы лучше всех; людей ищут на открытом рынке, привлекают их тем, что в компании работать лучше всего; компания начинает открыто рекламировать себя как место, где интересно и привлекательно работать. Эти процессы идут, хотя не очень быстро, но мы пытаемся их ускорить, потому что считаем, что это правильно: люди должны находить лучшее место работы, их выбор должен быть осознанным и базироваться на максимально открытой и честной информации.

Вы назвали наш совместный ресурс лидером на белорусском рынке. Есть ли в белорусском интернет-пространстве серьезные конкуренты?

Конечно, есть – например, Praca.by, Rabota.by. Вообще, интернет в целом и job-сегмент в частности очень конкурентны. Мы готовы честно бороться, и это, кстати, хороший фактор для развития.

Вы думаете, что наше сотрудничество приведет к появлению серьезной конкуренции и развитию этого рынка?

Я думаю, что как только серьезные игроки рынка осознают, что на белорусском job-сегменте интернета можно зарабатывать деньги, то значительно возрастет количество инвестиций и конкурентов, а это значит, повысится качество услуг для потребителей. Понятно, что для тех, кто ищет работу, все ресурсы бесплатные, и от этой конкуренции они только выигрывают, так как сайты становятся лучше и качественнее.

Чем такие ресурсы отличаются от кадровых агентств?

Отличаются очень простой вещью. Если говорить в общем, то мы не приближаемся слишком близко к клиенту. Кадровое агентство работает по-другому: если возникает вакансия, консультант из агентства встречается с заказчиками, понимает, что это за вакансия, и начинает присылать ему людей. Он ищет людей, встречается с ними, интервьюирует, собирает рекомендации, присылает заказчику. Мы не работаем напрямую с кандидатами. Мы говорим работодателю: вот тебе логин и пароль, вот тебе база данных, вот тебе посещаемый интернет-сайт, размещай вакансии, ищи в базе. Но ты сам решаешь, кого приглашаешь, кому отказываешь, сам собираешь рекомендации – мы тебе даем только инструмент. Работа же кадрового агентства заключается в том, чтобы за клиента найти кандидата, проверить его, проинтервьюировать и представить лучшего.

Как изменились условия размещения информации для кадровых агентств, соискателей и работодателей?

Для соискателей все по-прежнему бесплатно. Для кадровых агентств и работодателей мы частично закрыли доступ к базе данных и берем за это деньги. Мы считаем, что база данных станет качественнее: мы тратим огромные ресурсы на то, чтобы ее проверять, отсеивать ненужную информацию, поощрять людей к тому, чтобы они оставляли более качественную информацию. Модератор не просто говорит, подходит или нет резюме – он дает некие рекомендации человеку, чтобы тот дописал или исправил какую-то информацию. Мы считаем, что те небольшие деньги, которые мы берем с работодателя за доступ к этой базе данных, позволяют сделать ее гораздо более качественной.

Традиционная модель любого job-сайта – это плата за вакансии, и здесь мало что изменилось. Они отчасти были платными и на старой платформе TUT.BY, они отчасти платные и сейчас. В этом отношении ничего не поменялось.

Кадровые агентства уже подняли шум, и этот шум будет только нарастать: мол, поиск специалистов на вакансии стал дороже, невозможно самим искать, не используя наш ресурс, долго. Ассоциация кадровиков даже собирается писать на вас жалобу. Что вы на это можете сказать?

Я готов встречаться с Ассоциацией кадровиков, объяснять, почему выгодно пользоваться нами. Всегда есть выбор, но мы считаем, что для кадровых агентств эти затраты абсолютно оправданны. Все экономические расчеты показывают, что если кадровое агентство приобретает годовой или полугодовой доступ к базе данных, то достаточно продать своему клиенту одного, в редких случаях двух человек, чтобы окупить затраты. Понятно, что за год любое нормальное кадровое агентство устраивает не одного-двух человек – оно устраивает десятки, а иногда даже сотни человек. Затраты на доступ к базе данных, во-первых, моментально окупаются, а во-вторых, что самое главное, они существенно экономят время работы кадрового агентства, так как мы берем на себя часть его работы – проверку резюме, поощрение людей к тому, чтобы они делали более качественное резюме. Мы выполняем часть работы, которую раньше делало агентство, и это выгодно агентствам, потому что вместо того, чтобы содержать трех человек, которые перелопачивают огромные массивы информации, им достаточно будет одного человека, который за счет более эффективной работы сможет делать то же самое. При внимательном рассмотрении оказывается, что кадровым агентствам это выгодно.

Лицензируется в нашей стране такая деятельность? Можно ли вас упрекнуть в том, что вы работаете нелегально?

Нет, нельзя. Если бы нужна была лицензия, мы бы ее приобрели, но поскольку законодательство этого не требует, то мы ее и не приобретаем.

Как развитие ресурса повлияет на сам рынок рабочей силы в нашей стране?

Я думаю, что повлияет в положительную сторону по причине того, что оно сделает его более открытым, современным и эффективным. Я верю в то, что количество людей, которые оказываются на той или иной работе случайно, просто потому, что так повезло или так сложилась жизнь, уменьшится, а количество людей, которые осознанно смогут выбрать работодателя, компании смогут осознанно выбрать сотрудников, возрастет, и от этого повысится производительность труда и вырастет экономика.