106 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  2. По обновленному КоАП судили айтишника из квартала «Пирс». На его балконе БЧБ-флаг держался с августа
  3. Украина опять внесла Беларусь в «зеленый список» по COVID-19. Можно ехать без ПЦР-теста и карантина
  4. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  5. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  6. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  7. Иск в суд, новые обвинения, уголовное дело. Что снова происходит с Гродненским детским хосписом
  8. Что сделать для сердца, если переболел коронавирусом? Кардиолог помогает разобраться
  9. «Дочка видела, как нас забирали. Всю ночь плакала». Минчанки хотели обратиться к депутату, а попали на Окрестина
  10. Погода в длинные выходные: мокрый снег, метели, гололедица и ночные морозы
  11. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  12. Служит в армии и копит на дом в деревне. В женском биатлоне — новая звезда (и она невероятно милая)
  13. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  14. Генпрокуратура направила в Литву запрос о выдаче Тихановской, а в суд — дело «о тайной вечере»
  15. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  16. Почти 60 тысяч рублей за китайский кроссовер. Изучаем возможности Chery Tiggo 7 Pro
  17. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  18. В Минск привезли первый экземпляр нового поколения Renault Duster
  19. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  20. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  21. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  22. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  23. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  24. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  25. «Надо по-хозяйски подойти к этой территории. Но никакого жилья». Лукашенко дал указания по площадке «Мотовело»
  26. Задержано более 10 участников конференции Лиги студенческих объединений, приговоры судов. Что происходит 5 марта
  27. Суд огласил приговор водителю, который прокатил на капоте гаишника
  28. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  29. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  30. От 16 до 73. Спросили белорусок разных возрастов о женской дружбе, красоте, возрасте и солидарности
реклама


Мария КУЧЕРОВА,

С банковской карточкой я давно на "ты". Места много не занимает и деньги хранит надежнее кошелька. Но вот недавно понадобилась "наличка". Набираю пин–код, ввожу сумму — машина отвечает: "вжу–вжу–вжу", выдает чек, пишет "операция завершена успешно"... и все! Я глупо заглядываю во все щели банкомата, еле сдерживаюсь, чтобы не стукнуть по нему, но деньги так ниоткуда и не появляются. Только недовольный банкомат начинает пищать, угрожая "проглотить" еще и пластиковую карту. Проверяю счет — сумма уменьшилась ровно на 150 тысяч рублей, которые и запрашивала. Легкое недоумение сменяется паникой: как доказать, что эта железяка со мной не рассчиталась? Кого взять в свидетели? А еще говорят, что банкомат лучше кассира, потому что у него не бывает плохого настроения, он не грубит клиентам, работает без перерывов, не устает и не болеет... Как бы не так!

Милиционер, дежуривший в метро, где находилось это чудо техники, лишь сочувственно покивал головой: мол, я не первая... По телефону, указанному на карточке, только посоветовали обратиться в банк для прояснения спорной ситуации. Ощущение было такое, будто ограбили среди бела дня.

Когда писала заявление в банке, рядом такую же бумагу заполняла еще одна пострадавшая. Она только через четыре дня обнаружила, что на счете не хватает 400 тысяч, которые безуспешно пыталась снять на рынке в выходной день.

— Вернут ли? — интересовал нас единственный вопрос.

— В 95 процентов случаев возвращают, — обнадежили в отделе пластиковых карточек банка. — Мы ваше заявление тщательно изучим, сделаем запрос в банк, обслуживающий банкомат. Если при инкассации банкомата будут выявлены излишки наличности, это зафиксируют в соответствующих документах. В общем, все проверим–перепроверим и позвоним недельки через 2 — 3.

То есть вот оно как: ваши виртуальные деньги вдруг могут виртуально исчезнуть минимум на полмесяца! А в 5 процентах случаев — навсегда.

У банкиров свои предположения: "Некоторые банкоматы сперва возвращают карточку, потом выдают наличные. Вы долго ждали? Если их не взял тот, кто пришел к банкомату следом за вами, через 30 секунд деньги возвратятся в "чрево" счетной машины". И вообще, на будущее мне посоветовали: большие суммы одним махом не снимать. Либо по частям, чтобы не остаться без средств к существованию, либо — в кассе. Ведь, к сожалению, такие ситуации — не редкость. Представьте, у одного специалиста только одного филиала банка за год 4 тома документов накопилось — считайте, почти тысяча недовольных клиентов. Техника ведь тоже иногда дает сбой. Особенно если мороз, жара или большая нагрузка...

Да, везде, где в качестве посредников присутствуют IT–средства, существуют риски, но кто решил, что это должны быть риски клиента? Сбой может быть разовый, а вот доверие теряется надолго. Проблема в том, что при всех видимых преимуществах расходы по карточке контролировать гораздо сложнее, чем деньги в кошельке. Мало того что давно подмечено: когда рассчитываешься живыми деньгами, отказываешься от приобретения многих необязательных вещей. Но сколько раз, оплачивая "безналом" покупки, я слышала от кассира: "Операция не прошла, введите еще раз код"! И я без задней мысли повторно набирала пин. После инцидента с банкоматом впервые закралось подозрение: выдаваемая ошибка вовсе не означает того, что деньги не списаны со счета. А "пропажу" нескольких тысяч рублей можно и не заметить в общей сумме.

— Тут 50 на 50, — подтверждают мои сомнения в отделе пластиковых карточек банка. — Но всегда можно уточнить по телефону, указанному на карточке, какие операции проводились, скажем, за последний час–день–месяц и сколько раз была списана такая–то сумма. Был случай, один клиент посидел в ресторане на 5 миллионов, расплатиться решил карточкой, а ему говорят: "Не проходит, терминал не читает". Тогда он рассчитался "наличкой", а потом обнаружил на карточке недостачу. И деньги вернули, хотя чека у него не было!

Думаю, по–настоящему надежные технологии — это прозрачные технологии. Например, некоторые банки ввели услуги SMS–оповещения клиентов о движении денег на их счетах. Снял деньги в банкомате или расплатился карточкой — меньше чем через минуту на мобильный телефон приходит сообщение с указанием вида операции, а также списанной суммы. Расчет прост: владелец пластиковой карты может не только оперативно отреагировать на ошибку системы или действия мошенников, но и контролировать расходы членов семьи, которые тоже могут пользоваться карточкой. Вот при таком подходе пластиковая карта действительно станет полезной и удобной, безналичные расчеты будут расти, а в кассу не будут дважды в месяц выстраиваться очереди пугливых клиентов за "наличкой".
-15%
-30%
-20%
-10%
-30%
-50%
-20%
-90%
-10%