Деньги и власть


Татьяна ГРИНКЕВИЧ, /

На запрос "государственная поддержка в Беларуси" интернет выдает огромное количество ссылок на многочисленные государственные программы. Спектр охвата — самый широкий: предприниматели, малые города, личные подсобные хозяйства, фермеры, сельскохозяйственные предприятия. Сферы, нуждающиеся в особом подходе, как правило, получают преференции от государства. Деньги тратятся немалые. Но всегда ли с толком? К сожалению, ответ в отдельных случаях будет отрицательным...

Бизнес с кондачка

Житель Ганцевичского района Н. решил стать фермером. Хоть и не был он докой в сельскохозяйственных науках, да и свиней–коров видел в основном с голубого экрана. Начинающему бизнесмену не хватало лишь средств для обустройства свиноводческой фермы, переданной ему местным сельскохозяйственным кооперативом.

Оказалось, однако, что получить, к примеру, миллионов четыреста — совсем не проблема. Их даже без процентов отдавали фермеру в руки, лишь бы сделал заявку на создание новых рабочих мест. Для этого, собственно, государство и выделяло деньги. Вернуть долг нужно было только через два года.

Для получения средств от хозяина развивающегося производства требовалось предоставить лишь толковый бизнес–план и поручителя.

Бизнес–план фермер "скачал" в интернете, в чем он сам позднее признался. Правда, при предоставлении его опасался, что серьезная экономическая экспертиза на виртуально полученном документе поставит крест. Но к рассмотрению его приняли, хоть и отличался этот проект фантастическими цифрами. Поручителем выступил соседний сельскохозяйственный производственный кооператив. Начинающего земледельца поддержали и в райисполкоме, и в облисполкоме.

Два года минули быстро. А у фермера — ни 46 заявленных рабочих мест, ни денег, ни, собственно, бизнеса. Потому как ферма, не успев подняться, разорилась. Средства в бюджет пришлось возвращать предприятию–поручителю. А имя фермера после проверки, проведенной в районе специалистами Комитета госконтроля, стало фигурировать в уголовном деле. Чем оно завершится — пока не ясно.

Примечательно, что целых два года "передовой" опыт района по созданию новых рабочих мест изучали по всей стране. А специалистов центра занятости чествовали на всевозможных семинарах. И, возможно, даже награждали дипломами и премиями...

— Контроля за деятельностью фермера не было вообще, — уверен следователь Барановичского межрайонного отдела управления департамента финансовых расследований КГК Брестской области Вячеслав Тихинский. — Как можно было не увидеть несуразицы в бизнес–плане? Или не понять, что человек, далекий от сельского хозяйства, вряд ли сможет успешно заниматься животноводством? Понятно, что создание новых рабочих мест — дело нужное. Но и 400 миллионов рублей — совсем не мелочь. А кто–то, поставив галочку в отчете, похоже, забыл, что контроль за использованием государственных средств — прямая чиновничья обязанность...

Убытки в избытке

Ситуация с невыполнением условий государственной поддержки не уникальная. В списке предприятий, не оправдавших доверия в прошлом году, к примеру, Давид–Городокский электромеханический завод, лунинецкий завод "Полесьеэлектромаш", кобринский инструментальный завод "СИТОМО", брестский "Цветотрон". Они продолжают работать с убытками, несмотря на значительные государственные вливания.

К примеру, "Полесьеэлектромаш" в первой половине 2010–го получил убытки на сумму более 1 миллиарда 800 миллионов рублей, рентабельность предприятия составила минус 4,3 процента...

Кстати, государственная поддержка — это не только инвестиции и льготное кредитование. Она может выражаться, к примеру, и в снижении прогнозных показателей, определяющих для каждого предприятия динамику его развития, а также в предоставлении налоговых льгот. Но и эти преференции тоже не всем идут на пользу. Горынский комбинат строительных материалов в 2010 году получил более 11 миллиардов рублей финансовой помощи и значительные налоговые льготы. А что в итоге? Рентабельность произведенной продукции на предприятии составила минус 11,2 процента...

Тема выполнения условий государственной поддержки не раз обсуждалась на коллегии Комитета государственного контроля Брестчины. Конечно, позитивных примеров использования материальной помощи гораздо больше. Но и потерянных впустую денег могло бы не быть, если бы контроль со стороны представителей местной власти был на должном уровне.

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-50%
-10%
-30%
-70%
-30%
-40%
0058043