Общество


Владимир ВОЛЧКОВ, /

Нет ничего более постоянного, чем временное. Нечто подобное получилось и с валютными кредитами для населения: кризис спровоцировал приостановку их выдачи в 2009-м, но с 1 января этого года такая финансовая услуга исчезла на неопределенное время. Несмотря на различные взгляды на валютные кредиты, большинство экспертов соглашались: для стабильности национальной экономики необходима ее дедолларизация. Золотая мечта финансистов – безоговорочное доверие населения к родному рублю. Но повышается ли оно от сокращения перечня банковских услуг, номинированных в импортных деньгах?! Кредиты исчезли, но спрос на иностранную наличку упорно не хочет падать. Бежать по поводу и без в обменные пункты не экономическая потребность, а психологическая особенность населения. Нельзя сказать, чтобы совершенно необоснованная: тяга к валюте подогревается у людей на каждом шагу, ибо многие значимые на бытовом уровне материальные ценности оплачиваются в рублях, но оцениваются… в долларах!

Перефразируя профессора Преображенского, дедолларизация начинается не в банках, не в обменных пунктах, а в головах. Душой многие верят в стабильность отечественной денежной единицы, не сомневаются в росте экономики, но предпочитающий мыслить практичными категориями мозг подсказывает определенную сумму хранить в долларах или евро. Даже если рублевые депозиты более доходные по сравнению с валютными. Почему немало вкладчиков с легкостью отказываются от прибавки в несколько процентных пунктов годовых?! Да, опасаются колебаний обменного курса, негативного влияния внешних факторов, других рисков. Все эти факторы влияют на "денежные" предпочтения населения.

Для чего люди "складируют" денежные излишки? Определенную сумму каждая семья держит на черный день, но львиная доля "зарплатных остатков" попадает в кубышку – неважно, домашнюю или банковскую, с расчетом на будущие серьезные расходы, которые сложно или невозможно "вытянуть" с одной получки: приобретение путевок, автомобилей, дорогой электроники, загородных участков, квартир, наконец. Все эти блага мы приобретаем за рубли, но продавцы оценивают их чаще всего в валюте.

Просканировал немало сайтов, посвященных недвижимости, и в 95 случаях из 100 цена квадратного метра, как и квартир и офисов в целом, измерялась в долларах. В официальных прайсах автодилеров фигурирует исключительно валюта "со звездочкой"-ссылкой. Мол, доллары долларами, но оплата производится в белорусских рублях по курсу Национального банка. В интернет-магазинах в разделах бытовой техники и электроники практически на всех ресурсах фигурируют рубли, но опять же со ссылкой на американскую валюту и обменный курс – он практически всегда указывается и на титульной, и на "внутренних" виртуальных страничках. Не стоит быть крупным аналитиком, чтобы понять: стоит цифрам на табло рядом с обменниками измениться, как автоматически произойдет перерасчет и на товары у электронных торговцев. Про вещевые рынки и торговые центры и говорить не стоит. Откровенный ширпотреб еще меряют рублем, но в "боксах" с претензией на бутики властвуют американские и европейские деньги. В том же духе действуют реализаторы и крохотные, "гаражные" производители мебели. Туристические же агентства заграничные поездки измеряют исключительно международными валютами.

Ориентируясь в ценообразовании исключительно на валюту, торговцы переносят риски колебания обменного курса на потребителя. Последний тоже не желает выглядеть дураком и спихивает эту проблему на финансовую систему: люди просто берут и меняют белорусские рубли на доллары и евро, "складируют" удобными для себя способами и копят на необходимый товар. А как по-другому?! Недавно прикинули стратегический семейный бюджет на ближайшую пятилетку: необходимо съездить отдохнуть, поменять машину, приобрести несколько единиц бытовой техники. И проще ответить, сколько на этот проект понадобится долларов, чем белорусских рублей. Хождение наличной валюты в розничной торговой сети фактически запрещено белорусским законодательством, но выставлять ценники в иностранных денежных единицах – совершенно законно. Такая стратегия не нарушает ни валютное законодательство, ни правовые нормы по защите потребителей. Начальник управления по контролю за рекламой и защите прав потребителей Министерства торговли Ирина Барышникова считает: выбирать валюту исчисления стоимости товара – право продавца.

В маркетинге один из способов продвижения товара на рынке – использование авторитетного мнения представителей элит. Простые люди желают спортивную обувь той же фирмы, что и любимые спортсмены, в моде ориентируются на актеров, светских лиц и так далее. Нечто подобное происходит в Беларуси в отношении валюты. И если предприниматели, торговцы, риелторы, автодилеры побаиваются ставить цены в белорусских рублях, то что думать инженерам, учителям, врачам и представителям других профессий, которые совершенно далеки от мира финансов. Остается только использовать принцип "делай точно так же, как знаток".

Сегодня у белорусского рубля есть все, чтобы быть устойчивым: достаточный объем золотовалютных резервов, высокая ликвидность банковской системы, административный ресурс, ориентация руководства страны на развитие экспортоориентированных отраслей, масштабные планы по привлечению иностранных инвестиций… Не хватает, как говорится, только "красивой упаковки", чтобы привлечь людей и оттенить качество. Сама собой психологическая положительная аура не появится. Необходимо привлекать профессионалов: маркетологов, пиарщиков, рекламистов… Конечно, соответствующая пропагандистская кампания обойдется недешево, но способна оказаться прибыльной. Любой финансист скажет: обслуживать наличные потоки валюты достаточно затратное дело. Метания населения из стороны в сторону — купил доллары, завтра поменял на белорусские рубли, потом соблазнился евро – только приводят к лишним, совершенно неоправданным и бестолковым потерям.

Кстати, россиянам удалось закрепить в сознании потребителей ценность своего рубля. Недавно знакомые вернулись из Астрахани: с трудом нашли обменный пункт, чтобы поменять "американцев" на "русских". Там эта услуга слабо востребована. Все ходят с российскими рублями и не чувствуют себя ущербными: ведь все цены измеряются собственными деньгами. На автомобильных сайтах даже перекупщики обозначают стоимость машин в RUR. Не говоря уже про одежду, бытовую технику и другие, "мелкие" потребительские товары. Правда, в России Госдума специальным законом запретила использовать чужие денежные единицы в торговле. Как считает начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов, опыт соседей не лишним было бы перенять и Беларуси. Правда, подчеркнул, что это его личная позиция. Когда в Беларуси все перейдут к исчислению в Br, засверкают Br, возможно, обыватель несколько потеряет интерес к зарубежным дензнакам…

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-10%
-10%
-15%
-30%
-25%
-37%