108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  2. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  3. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  4. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  5. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  6. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  7. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  8. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  9. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  10. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  11. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  12. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  13. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  14. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  15. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  16. Акции в честь 8 Марта и заседание МОК по Беларуси. Онлайн дня
  17. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  18. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  19. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  20. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  21. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  22. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  23. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  24. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  25. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!». Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  26. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  27. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  28. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  29. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  30. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
реклама


Василий МАТВЕЕВ,

Торговлю в интернет-магазинах Беларуси планируется упорядочить при помощи новейших информационных технологий

Мы и сами не заметили, как втянулись и привыкли. Телефоны, телевизоры, ноутбуки, фотокамеры, навигаторы, пылесосы… — сегодня все или почти все продается и покупается посредством монитора и мышки. С виду здесь все так же, как и в любом другом магазине: товар, цена, продавец и покупатель, который оплачивает покупку. Все, да не все. Чеки, гарантия и сервис, увы, были и остаются слабым звеном интернет-торговли. Не случайно премьер-министр страны Михаил Мясникович уделил этой теме пристальное внимание и поручил принять действенные меры по защите интересов потребителей и контролю за движением товаров.

Напомним, еще в 2009 году белорусские программисты разработали автоматизированную систему по контролю за движением товаров в интернет-магазинах. Ее внедрение, утверждают они, позволило бы создать цивилизованный рынок интернет-торговли, дополучить в казну налоги и предоставить покупателям дополнительные гарантии чистоты проведенной сделки. Реализация этого проекта, предложенного тогда Министерству торговли, вызвала живой интерес у инвесторов. Однако до сих пор реальных подвижек по нему не было. И вот — очередной виток интереса к новым технологиям учета.

Все подробности о перспективной новинке мы попытались узнать в Минторге. Оказалось, в министерстве создана рабочая группа, которая сейчас готовит конкретные предложения. Другой информации пока не сообщается. А что думают обо всем этом представители интернет-магазинов и защитники прав потребителей?

— Спорить не буду: действительно, на данном этапе трудно проконтролировать движение товаров в интернет-магазинах. Ведь их несколько тысяч! В то же время подавляющее большинство принадлежит индивидуальным предпринимателям, а они и без того платят единый налог, — говорит Дмитрий Качановский, директор по развитию портала Kosht.com. — Что же касается непорядочных продавцов-курьеров, да, такие случаи изредка имеют место.

Но в последнее время в байнете появляется все больше крупных магазинов, которые очень следят за своей репутацией. В любом случае интересно было бы узнать, на каком этапе и как будет функционировать данная система учета. То ли подключаться к самому магазину, то ли работать по принципу счетчика в такси. В мире этот вопрос давно решен: там оплата большинства покупок в Интернете производится при помощи кредитной карточки, и эти операции вполне прозрачны для контролирующих органов. У нас же зачастую речь идет о расчете наличными с курьером. Почему? Люди, видимо, пока еще не готовы к иному…

Председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша категорична в своей позиции: права покупателей интернет-магазинов изначально ущемлены. И у нее есть основания так говорить.

— В день мы регистрируем 2—3 подобные жалобы, в месяц их набегает несколько десятков. Типичные обращения: не выдали чек или отрывной талон; не продемонстрировали товар в действии, а он оказался неисправен; обещали привезти в пять вечера, а привезли в одиннадцать. Бывают случаи, когда продавцы не оформляют должным образом гарантию или вообще выдают "липу". Кому отдать потом такой неисправный и не подлежащий ремонту мобильный телефон? Правильно, продавцу. А он, видя ваш номер, попросту не снимает трубку, — говорит как есть председатель БОЗП. – Поэтому очень хорошо, что на данную сферу обратили внимание. Здесь давно уже пора расставить все точки над "i".

С коллегой согласна Екатерина Хозянина, заведующая юридическим отделом ОО "Потребитель". Она выиграла в суде все иски, поданные по недобросовестной торговле в сети. Примеров – хоть отбавляй.

— Для нас эта тема — настоящая головная боль. Все потому, что в республике по сей день нет единой законодательной базы для интернет-магазинов. В итоге к нам зачастую обращаются люди, у которых на руках есть неисправный или не соответствующий заявленным требованиям товар, но нет никаких сведений о продавце, кроме номера мобильного телефона. Ни чека, ни приходно-кассового ордера, один гарантийный талон, и тот заполнен неверно. В итоге доказательная база нередко строится на свидетельских показаниях и поиске по интернет-страничке магазина его юридического адреса в отделе лицензирования. А услуга эта платная… При этом продавцы-курьеры до последнего отпираются и говорят, что в глаза покупателя не видели. Все это говорит лишь об одном: прозрачность и единообразие здесь нужны всем: и налоговикам, и простым потребителям.

-40%
-20%
-10%
-25%
-12%
-16%
-20%
-5%