Общество


Анна ШИБУТ, /

Бутерброд с икрой – традиционный символ достатка и хлебосольства. Не потерял он своей сакраментальной ауры и в кризисные 2009—2010 годы, но "стандартный" деликатес стал более доступным. На фоне повседневных продуктов он подорожал относительно скромно. Причем исключительно за счет прозаических составляющих: батона (+31,7% из муки высшего сорта) и животного масла (+52,6%). Цена же красной икры практически не изменилась за последние два года — +3%. Только в конце 2010 года она немного подорожала, а почти 18 месяцев хоть не намного, но дешевела!

Как бы мы ни жаловались на инфляцию и рост пищевой потребительской корзины, но справедливости ради стоит отметить: последние два года разные продукты питания вели себя неоднозначно. Скажем, тот же виноград и в 2009-м, и 2010-м дисконтировал: его стоимость корректировалась сезонными колебаниями, но каждый раз оказывалась ниже, чем в том же месяце годом ранее. Розничная стоимость мяса и продуктов из него плавно росла вверх и за два года подскочила на 12—18%, в зависимости от товарной позиции. Аналогично вели себя и молочные продукты, но в июле—августе резко начали дорожать. Словом, для формирования продовольственной потребительской корзины будет не лишним анализировать динамику цен и выбирать оптимальные сочетания.

Прошлый год особых неожиданностей не преподнес: цены на большинство продуктовых позиций тянулись вверх и в большинстве своем отличались только скоростью увеличения значимых цифр. В декабре по отношению к январю 2010-го подешевели всего 4 наименования, да и то незначительно: после роста дали откат рыбные полуфабрикаты (-3,7 %), мороженая рыба (-0,02 %), на 0,04 % стали доступнее сигареты без фильтра и манная крупа. Не изменилась стоимость говяжьей тушенки. Остальные 130 позиций продовольственных товаров показали устойчивый плюс. По итогам прошлого года "инфляционная" майка лидера принадлежит гречневой крупе – прибавила 195%. Объяснить подобный взлет механизмами "свободного рынка" совершенно невозможно: урожай культуры был слабенький в большинстве регионов мира, но не упал в 3 раза! Гречка – яркий пример, как вовремя поднятый публичный ажиотаж способен обогатить производителей отдельно взятого продукта.

Самое печальное, что среди "ценовых" лидеров и по итогам прошлого, и за два кризисных года многие лидирующие позиции принадлежат продуктам, которые почти на 100% белорусские. Конечно, в каждом случае у производителей есть свой набор оправданий и объяснений. Овощи "жестко" стартанули ввысь осенью, когда увеличился спрос в соседних странах. Если бы на них не подняли цену в Беларуси, то эту продукцию попросту вывезли бы за рубеж. И никакие контролеры не помогли бы: таможенная граница с Россией отсутствует, а производство до 60—80% овощей вообще приходится на личные подсобные хозяйства и фермеров. На частников в отличие от СПК административным ресурсом особенно не надавишь. По всем законам рынка они продадут свой товар тому, кто сделает более выгодное предложение. Всплеск интереса к белорусской "молочке" в России подстегнул стоимость сметаны и масла внутри страны: ее пришлось подгонять к средним по региону. Иначе выросли бы спекуляции.

Конечно, потребителю не легче от объяснения подорожаний геоэкономическими тенденциями. Но покупатель не столь уж и бесправен, как может показаться на первый взгляд. Ценовой "застой" в некоторых сегментах пищевых продуктов (сельди, консервированных и замороженных овощей и так далее) в Министерстве экономики объясняют снижением спроса на эти товары. Хочешь не хочешь, производителям приходится сдерживать цены всеми доступными методами. Другой вопрос, что отечественный потребитель еще не привык скрупулезно вести учет ценовых тенденций и гибко реагировать на "точечную" инфляцию, находя заменители "зарвавшимся" в подорожании продуктам. Еще и по этой причине производители и поставщики продуктов питания чувствуют себя достаточно вольготно.

Нужные услуги в нужный момент
-50%
-10%
-20%
-25%
-20%
-20%
-20%
-20%
-20%
-90%
0058415