1. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  2. Бывшая жена Ивана Вабищевича: «Когда увидела интервью Вани о нашем расставании, у меня был шок»
  3. Украина ввела дополнительные ограничения на границе с Беларусью
  4. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов
  5. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  6. Третья волна. В Беларуси растет количество заразившихся COVID-19 и пациентов с тяжелыми пневмониями
  7. Польша опровергла сообщение Минобороны Беларуси о нарушении границы
  8. «Самая длинная 16 сантиметров». Дома у минчанки живут 34 улитки. Смотрите, какие они красивые
  9. Минздрав временно запретил ввозить и продавать в Беларуси некоторую продукцию NIVEA. Что говорит торговля?
  10. С 13 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  11. Умер «песняр» Леонид Борткевич
  12. Известный ученый оказался в эмиграции, а Федута — в КГБ. Что происходит в стране 13 апреля
  13. Биатлонистка Сола честно рассказала о позиции, народной любви и собственном гнездышке в Новой Боровой
  14. «Мне говорили: «Лучше бы ты мужа нашла и варила ему борщи!». История молодой трактористки Наташи
  15. Цена биткоина впервые в истории превысила 62 тысячи долларов за монету
  16. Теплое начало недели, а потом — похолодание. Прогноз погоды на ближайшие дни
  17. Герасименя продала на аукционе золотую медаль чемпионата мира
  18. «Самое благоприятное время для продавцов». Что происходит на вторичном рынке квартир в Минске
  19. Тысячи сотрудников «Нафтана» и «Гродно Азота» могут не получить допуск к работе по медицинским показаниям
  20. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  21. Купаловский восстановит поставленный 20 лет назад спектакль. Названы фамилии новых актеров
  22. «Когда умирают такие люди, говорят, что уходит эпоха». Друзья и коллеги — о «песняре» Леониде Борткевиче
  23. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  24. «Фокусируюсь на великой цели по примеру Маска». Как сын Израилевича попал в список «Форбс»
  25. КГБ сообщил о задержании Костусева и Федуты «по подозрению в совершении преступления»
  26. Euronews прокомментировал прекращение вещания в Беларуси
  27. «На претензии отвечали: „Вам что, жалко?“». Как Gastrofest боролся с клонами фестиваля
  28. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  29. Уролог объясняет, как не пропустить признаки одного из самых частых заболеваний почек
  30. «Все больше откусывают парк». Как там стройка Национального стадиона и чем она тревожит местных
реклама


Анна ШИБУТ,

Бутерброд с икрой – традиционный символ достатка и хлебосольства. Не потерял он своей сакраментальной ауры и в кризисные 2009—2010 годы, но "стандартный" деликатес стал более доступным. На фоне повседневных продуктов он подорожал относительно скромно. Причем исключительно за счет прозаических составляющих: батона (+31,7% из муки высшего сорта) и животного масла (+52,6%). Цена же красной икры практически не изменилась за последние два года — +3%. Только в конце 2010 года она немного подорожала, а почти 18 месяцев хоть не намного, но дешевела!

Как бы мы ни жаловались на инфляцию и рост пищевой потребительской корзины, но справедливости ради стоит отметить: последние два года разные продукты питания вели себя неоднозначно. Скажем, тот же виноград и в 2009-м, и 2010-м дисконтировал: его стоимость корректировалась сезонными колебаниями, но каждый раз оказывалась ниже, чем в том же месяце годом ранее. Розничная стоимость мяса и продуктов из него плавно росла вверх и за два года подскочила на 12—18%, в зависимости от товарной позиции. Аналогично вели себя и молочные продукты, но в июле—августе резко начали дорожать. Словом, для формирования продовольственной потребительской корзины будет не лишним анализировать динамику цен и выбирать оптимальные сочетания.

Прошлый год особых неожиданностей не преподнес: цены на большинство продуктовых позиций тянулись вверх и в большинстве своем отличались только скоростью увеличения значимых цифр. В декабре по отношению к январю 2010-го подешевели всего 4 наименования, да и то незначительно: после роста дали откат рыбные полуфабрикаты (-3,7 %), мороженая рыба (-0,02 %), на 0,04 % стали доступнее сигареты без фильтра и манная крупа. Не изменилась стоимость говяжьей тушенки. Остальные 130 позиций продовольственных товаров показали устойчивый плюс. По итогам прошлого года "инфляционная" майка лидера принадлежит гречневой крупе – прибавила 195%. Объяснить подобный взлет механизмами "свободного рынка" совершенно невозможно: урожай культуры был слабенький в большинстве регионов мира, но не упал в 3 раза! Гречка – яркий пример, как вовремя поднятый публичный ажиотаж способен обогатить производителей отдельно взятого продукта.

Самое печальное, что среди "ценовых" лидеров и по итогам прошлого, и за два кризисных года многие лидирующие позиции принадлежат продуктам, которые почти на 100% белорусские. Конечно, в каждом случае у производителей есть свой набор оправданий и объяснений. Овощи "жестко" стартанули ввысь осенью, когда увеличился спрос в соседних странах. Если бы на них не подняли цену в Беларуси, то эту продукцию попросту вывезли бы за рубеж. И никакие контролеры не помогли бы: таможенная граница с Россией отсутствует, а производство до 60—80% овощей вообще приходится на личные подсобные хозяйства и фермеров. На частников в отличие от СПК административным ресурсом особенно не надавишь. По всем законам рынка они продадут свой товар тому, кто сделает более выгодное предложение. Всплеск интереса к белорусской "молочке" в России подстегнул стоимость сметаны и масла внутри страны: ее пришлось подгонять к средним по региону. Иначе выросли бы спекуляции.

Конечно, потребителю не легче от объяснения подорожаний геоэкономическими тенденциями. Но покупатель не столь уж и бесправен, как может показаться на первый взгляд. Ценовой "застой" в некоторых сегментах пищевых продуктов (сельди, консервированных и замороженных овощей и так далее) в Министерстве экономики объясняют снижением спроса на эти товары. Хочешь не хочешь, производителям приходится сдерживать цены всеми доступными методами. Другой вопрос, что отечественный потребитель еще не привык скрупулезно вести учет ценовых тенденций и гибко реагировать на "точечную" инфляцию, находя заменители "зарвавшимся" в подорожании продуктам. Еще и по этой причине производители и поставщики продуктов питания чувствуют себя достаточно вольготно.

-99%
-30%
-50%
-10%
-20%
-10%
-40%
-40%
0072984